Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев обращение (вх. N 19121/23) ГБУЗ ПК "ГДП N 3" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Кировская Строительная Организация" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на оказание услуг по осуществлению строительного контроля за объектом: Капитальный ремонт здания поликлиники N3 по адресу: г. Пермь, ул. Маршала Толбухина, 9, 9лит. А, 11 (изв. N 0356300018423000009),
УСТАНОВИЛА:
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение обращения было назначено на 18.12.2023 г. в 15:30 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 10.11.2023 г. с целью принятия решения.
Согласно извещению N 0356300018423000009 Заказчиком проводился электронный аукцион на оказание услуг по осуществлению строительного контроля за объектом: Капитальный ремонт здания поликлиники N3 по адресу: г. Пермь, ул. Маршала Толбухина, 9, 9лит. А, 11. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 547 740,00 руб.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
15.05.2023 г. между Заказчиком и ООО "Кировская Строительная Организация" (далее - Исполнитель, Общество) заключен контракт на оказание услуг по осуществлению строительного контроля за объектом: Капитальный ремонт здания поликлиники N3 по адресу: г. Пермь, ул. Маршала Толбухина, 9, 9лит. А, 11 на сумму 1 300 101,20 руб. (далее - Контракт).
Условия Контракта, права и обязанности сторон указаны в разделе N 1, 4 Контракта.
В связи с тем, что Исполнителем были нарушены условия исполнения Контракта, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В соответствии со ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно ч. 1 ст. 782 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Из поступившего обращения Заказчика следует, что Исполнитель не предоставил Заказчику оперативную и подробную информацию о факторах, которые повлияли на сроки выполнения работ, их качество и стоимость. Исполнитель допустил начало ремонтных работ и не уведомил Заказчика, что отсутствуют следующие необходимые документы:
- график производства работ;
- журнал входного контроля;
- документы, удостоверяющие качество строительных материалов.
Заказчик указывает также, что исполнителем был нарушен порядок предоставления отчетов производства работ. Кроме того, Заказчиком были выявлены недостатки сформированного Исполнителем отчета о ревизии договора с ООО "Север-Лес".
В связи с вышеизложенным, Заказчиком 01.12.2023 г. было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 01.12.2023 г.
Согласно ч. 13 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 12.12.2023 г.
12.12.2023 г. информация об Обществе направлена в адрес Пермского УФАС России посредством функционала единой информационной системы.
В письменных пояснениях представители Общества указали, что Заказчик не передал в установленный срок в адрес ООО "Кировская строительная организация" проектно-сметную документацию (далее - ПСД), копию государственного контракта на капитальный ремонт объекта капитального строительства. ООО "Кировская строительная организация" 09 июня 2023 г. письмом N 191 запросило данную документацию. Ответ от Заказчика поступил 20.06.2023 г. письмо N34/92-01-07-1155 с приложенной проектно-сметную документацией, копией государственного контракта на капитальный ремонт объекта капитального строительства в электронном виде. 12 октября 2023 г. Заказчиком была передана проектно-сметная документация в бумажном виде по акту приема-передачи от 12.10.2023 письмо N34/92-01-07-1904 от 12.10.2023. Исполнитель пояснил, что переданная в работу Подрядчику (ООО "Север-Лес", далее-Подрядчик) по договору строительного подряда и Исполнителю по договору строительного контроля проектная-сметная документация имела множественные нарушения действующих строительных норм и правил и производство работ по ней было фактически невозможно. При этом, по указанию Исполнителя, Заказчиком предпринимались попытки обязать Исполнителя внести изменения в ПСД. Исполнитель указывает также, что обязательства, предусмотренные Контрактом исполнялись им в полном объеме, а обязанности внесения изменений в ПСД Контрактом не предусмотрено.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, документы представленные сторонами, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника конкурса в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, изучив материалы и документы, представленные сторонами, пришла к выводу об отсутствии в действиях Исполнителя недобросовестного поведения и оснований для включения сведений о Исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков не усматривается в силу следующего.
Так, в адрес Комиссии были представлены отчеты по оказанию услуг по осуществлению строительного контроля за период с мая по октябрь 2023 года.
Указанное выше обстоятельство свидетельствует о наличии у Исполнителя намерений исполнить Контракт, а также о том, что Исполнителем предпринимались меры, направленные на исполнение условий Контракта.
Кроме того, в письме N 34/92-01-07-1471 от 09.08.2023 г. Заказчик указал, что отказывается от применения текущих проектов ремонта объекта.
При этом, согласно представленным в адрес Комиссии документам, изменения в ПСД внесены не были, что послужило основанием для приостановления ООО "Север Лес" работ по ремонту объекта, строительный контроль за которым осуществлялся Исполнителем.
Комиссия отмечает, что установленные обстоятельства, наличие которых препятствовало своевременному производству работ по Контракту, не являются достаточными для признания действий Исполнителя недобросовестными.
Кроме того, Комиссия, что согласно информации, размещенной в ЕИС, ООО "Кировская строительная организация" исполнило 40 контрактов. Следовательно, ООО "Кировская строительная организация" добросовестно исполняет взятые на себя обязательства и имеет положительную репутацию.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно п. 14 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") (далее - ПП РФ N 1078), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в ходе проведения внеплановой проверки поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Исполнителя, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений сторон, с учетом обстоятельств данного конкретного дела пришла к выводу о том, что Исполнителем не были совершены действия, которые могли бы свидетельствовать о недобросовестности.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Подрядчиком, взятых на себя обязательств, сведения об ООО "Кировская строительная организация" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ООО "Кировская строительная организация" в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 19 декабря 2023 г. N РНП-59-447
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.12.2023