Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председателя Комиссии - М.А. Дударевой, заместителя руководителя - начальника аналитического отдела, членов Комиссии - Н.А. Ворсиной, заместителя начальника отдела, М.А. Грицай, начальника отдела (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика - МБУ г. Дудинки "Ритуал" (далее - заказчик) с просьбой о внесении сведений об ООО "Комфорт 2007" (ИНН 2461125541) (далее - ООО, подрядчик) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на работы по изготовлению и монтажу ворот складского помещения, номер извещения 0119300001723000080, идентификационный код закупки 233246900254124690100100040022599244 (далее-электронный аукцион), установила следующее.
На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" Красноярским УФАС России было принято решение о проведении проверки факта ненадлежащего исполнения ООО условий контракта, заключенного с заказчиком по результатам проведения электронного аукциона.
Красноярским УФАС России по адресам электронной почты Заказчика и ООО, указанным в Контракте, размещенному в ЕИС, направлено уведомление о проведении внеплановой проверки, в
котором содержалось требование о представлении необходимых документов и сведений для рассмотрения обращения по существу, а также сообщалось о месте и времени заседания Комиссии по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках. Кроме того, указанное уведомление, в силу требований Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 было размещено в ЕИС. Таким образом, Заказчик и ООО считаются надлежащим образом уведомленными о рассмотрении обращения.
Из Правил ведения РНП 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей" (далее - Правила) следует, что рассмотрение вопроса о включении информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, осуществляется с участием представителей заказчика и лица, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр. В случае неявки указанных лиц или их представителей рассмотрение указанного вопроса осуществляется в их отсутствие.
На рассмотрение Обращения Заказчик своего представителя не направил, документы и сведения запрошенные Комиссией, представил частично.
Представитель ООО в лице директора ООО подключился к рассмотрению обращения посредством видеосвязи.
Комиссия, выслушав позицию представителя ООО, приняла решение об объявлении перерыва в работе Комиссии до 14.12.2023.
В назначенное время на заседании Комиссии заказчик явку своего представителя не обеспечил, представитель ООО в лице директора ООО подключился к рассмотрению обращения посредством видеосвязи.
Рассмотрев обращение и приложенные к нему материалы, иные материалы и сведения, представленные Заказчиком и содержащиеся в ЕИС, проведя внеплановую проверку, Комиссия по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках установила следующее.
Между Заказчиком и ООО по итогам проведения электронного аукциона заключен Контракт от 28.08.2023.
В связи с ненадлежащим исполнением ООО обязательств по Контракту, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, контракт был расторгнут. На основании данного обстоятельства информация об ООО направлена заказчиком в адрес Красноярского УФАС России для включения в РНП.
На официальном сайте zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении Электронного аукциона.
Комиссия отмечает, что ООО добровольно принимало участие в электронном аукционе, выразило согласие исполнить условия Контракта, предусмотренные извещением о проведении электронного аукциона.
Таким образом, соизмерив свои возможности с потребностями Заказчика, ООО, подав заявку на участие в электронном аукционе, в полном объеме осознавало, на каких именно условиях и в какие сроки ему будет необходимо оказать услуги, являющиеся предметом Контракта.
Комиссией установлены условия заключения контракта.
Раздел 1 Контракта: "1.1. Подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить работы "По изготовлению и монтажу ворот складского помещения здания по адресу: г. Дудинка, ул. Советская, д.5А для нужд МБУ "Ритуал" (далее - работы), в соответствии с локальным сметным расчетом (сметой) (далее - смета) (приложение N 1 к контракту), являющимся неотъемлемой частью настоящего контракта, а Заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их в порядке и на условиях, определенных настоящим контрактом.
1.2. Наименование, объем, характеристики работ, цена за единицу работы, определяются сметой (приложение N 1 к контракту), являющейся неотъемлемой частью настоящего контракта.
1.3. Оформление документов о приемке производится с помощью функционала единой информационной системы, в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Разделом 4 Контракта предусмотрены права и обязанности сторон.
Раздел 5 Контракта: "5.1. Срок выполнения работ: с момента заключения Контракта по 20.10.2023 г.
5.2. Место выполнения работ: Российская Федерация, Красноярский край, город Дудинка, улица Советская, дом 5А.
5.3. Факт выполнения Подрядчиком работ и принятия их Заказчиком должен быть подтвержден документом о приемке, актом о приемке выполненных работ (форма КС-2), справкой о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), подписанными обеими Сторонами.
5.4. Материалы и оборудование для выполнения работ.
5.4.1. Все материалы и оборудование, необходимые для выполнения работ, предоставляет Подрядчик.
5.4.2. Подрядчик несет ответственность за ненадлежащее качество предоставленных им материалов и оборудования, а также за предоставление материалов и оборудования, обремененных правами третьих лиц".
Раздел 9 Контракта предусматривает ответственность сторон.
Пункт 11.1. Контракта предусматривает: контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа одной из Сторон от исполнения контракта в соответствии с действующим гражданским законодательством РФ.
Комиссия, принимая во внимание материалы, представленные сторонами, установила следующее.
ООО надлежало притупить к выполнению работ с 28.08.2023 (срок окончания работ 20.10.2023).
Согласно пояснениям Заказчика, ООО произведены демонтажные работы в период с 04.09.2023 по 08.09.2023, что повлекло за собой открытый доступ в гараж учреждения, где находились транспортные средства Заказчика, товарно-материальные ценности, стоящие на балансе учреждения. Доказательств обратного Комиссии не представлено.
18.09.2023 Заказчиком в адрес ООО направлено письмо об уведомлении Заказчика о сроках начала выполнения работ (установки ворот). Ответ на указанное письмо Обществом не направлен. Доказательств обратного Комиссии не представлено.
25.09.2023 Заказчиком в адрес ООО направлено уведомление о недопустимости прекращения работ в связи с погодными условиями и возможной порчи имущества. Ответ на указанное уведомление Обществом не направлен. Доказательств обратного Комиссии не представлено.
23.10.2023 Заказчиком в адрес ООО направлено письмо, согласно которому по состоянию на 23.10.2023 выявлены недостатки выполненных работ, а также установлен факт незавершенности работ - установлены ворота в количестве 1 шт. Указанный факт ООО не опровергнут.
Согласно пояснениям ООО, техническое задание, а также приложение N 2 к Контракту, по мнению ООО, содержало требование в изготовлении и установки ворот в количестве 1 шт.
Ворота в количестве 1 шт. были установлены ООО в соответствии с требованиями Контракта. Доказательств указанного Комиссии не представлено, за исключением фотографий, которые, по мнению Комиссии, являются недопустимым и неотносимым доказательством в силу невозможности их идентификации к рассматриваемому объекту.
При завершении установки указанных работ, ООО обратилось к Заказчику, однако последний указал на тот факт, что приложением N 2 к Контракту установлено требование об установке ворот в количестве 2 шт.
Согласно пояснениям ООО, ООО с указанным не согласилось, поскольку считает, что локально-сметный расчет составлен с нарушением действующего законодательства.
Комиссия, проанализировав контракт и приложения к нему, установила, что приложение N 2 к контракту содержит сведения, согласно которым надлежит изготовить ворота в количестве 2 шт.
При этом, Комиссия отмечает, что при сложившейся спорной ситуации, ООО не воспользовалось своим правом и не приостановило выполнение работ в соответствии с нормами действующего законодательства, в частности, статьи 716 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
08.11.2023 Заказчиком в адрес ООО направлена претензия о нарушении обязательств по Контракту. Ответ на указанную претензию Обществом не направлен. Доказательств обратного Комиссии не представлено.
20.11.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
23.11.2023 Обществом в адрес Заказчика направлено письмо с предложением о заключении дополнительного соглашения о продлении сроков выполнения работ для изготовления и установки вторых ворот. Ответ на указанное письмо Заказчиком не направлено. Доказательств обратного Комиссии не представлено.
В соответствии с частью 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был, расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Исходя из положений части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со статьей 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе использованием в случае принятия заказчиком, предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе размещено в единой информационной системе 31.07.2023.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с требованием пунктом 14 и 14.1 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
По состоянию на 05.12.2023 года ООО работы по Контракту в надлежащим образом не выполнены, в связи с чем, контракт, в силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, считается расторгнутым.
Таким образом, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу и контракт считается расторгнутым 05.12.2023.
Однозначных доказательств, свидетельствующих о том, что ООО надлежаще исполнены обязательства, предусмотренные контрактом Комиссии не представлено.
На вопросы Комиссии, представитель ООО пояснил, что договоры на приобретение материалов для изготовления ворот с ООО не заключались, материалы приобретались иными способами.
В силу статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
При этом, участие лиц в государственных и муниципальных закупках, проводимых в рамках Закона о контрактной системе, является добровольным, следовательно, прежде чем подать заявку на участие в такой закупке и принять участие в ее проведении, лицо должно оценить свои возможности по исполнению контракта, а также проанализировать наличие у него необходимых ресурсов для исполнения контракта, в случае, если данное лицо будет признано победителем закупки.
Комиссия, исследовав обстоятельства дела, приходит к выводу о виновности ООО в ненадлежащем исполнении своих обязательств, предусмотренных Контрактом, о недобросовестном характере его поведения.
Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.
Наличие обстоятельств непреодолимой силы и объективных причин, препятствующих участнику закупки исполнить свои обязательства по контракту надлежащим образом, Комиссией не установлено.
Наличие иных, не зависящих от заявителя причин, препятствовавших победителю электронного аукциона надлежащим образом исполнить свои обязательства, в ходе рассмотрения обращения не установлено.
Кроме того, участник закупки, при подаче заявки на участие в электронном аукционе, согласился на участие в данном аукционе со всеми условиями, указанными Заказчиком в Извещении и Документации об электронном аукционе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что участником закупки не исполнены надлежащим образом обязанности, предусмотренные контрактом в отсутствие обстоятельств непреодолимой силы и объективно препятствующих причин, что однозначно свидетельствует о наличии в действиях участника закупки как лица, профессионально занимающегося предпринимательской деятельностью, поведения виновного и недобросовестного характера, о непроявлении надлежащей осмотрительности и заботливости относительно прав и законных интересов заказчика, об отсутствии действий по принятию всех необходимых мер для исполнения предусмотренных контрактом обязанностей.
Согласно пункту 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика в реестр, если в результате проведения проверок:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Однако Комиссией не установлено вышеперечисленных обстоятельств, что лишает возможности Комиссию принять решение об отказе во включении информации об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений Закона о контрактной системе.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Лицо, принимающее участие в закупке, подавая заявку на участие в электронном аукционе, должно осознавать все связанные с таким участием риски и возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае признания последнего победителем и не исполнением обязательств по контракту в дальнейшем.
Изучив представленные документы и информацию, Комиссия приходит к выводу о том, что ООО при исполнении условий контракта проявило недобросовестное поведение по отношению к заказчику, не предприняло всех надлежащих мер с целью исключения возможности наступления для него неблагоприятных последствий.
При указанных обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о том, что ООО своевременно не приступило к исполнению Контракта, не оценило объем работ, предусмотренных Контрактом и его приложениями, что привело к срыву сроков проведения работ в учреждении, поставило под угрозу имущество Заказчика.
Учитывая соблюдение заказчиком процедуры расторжения Контракта, а также принимая во внимание поведение ООО, выразившееся в неисполнении принятых на себя обязательств, что привело к неисполнению в установленный срок Контракта, и, как следствие, к неэффективному использованию бюджетных средств, у Комиссии имеются все основания для включения сведений об ООО реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
ООО, подавая заявку на участие в закупке, согласилось с условиями Контракта, заключил контракт, следовательно, взял на себя определенные обязательства, которые должно исполнить надлежащим образом и в соответствии с условиями Контракта.
Исходя из вышеизложенного, сведения в отношении ООО подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Кроме того, Комиссия обращает внимание на тот факт, что лицо не осуществляло самостоятельных действий, направленных на устранение негативных последствий своего нарушения требований законодательства о контрактной системе, лишь дополнительно свидетельствует, что такое лицо не готово и не может надлежащим образом осуществлять свою деятельность в рамках законодательства о контрактной системе, поскольку такое законодательство предъявляет к своим субъектам более строгие требования, чем гражданское законодательство.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Красноярского УФАС России
РЕШИЛА:
Включить сведения об ООО "Комфорт 2007", лице, исполняющего функции единоличного исполнительного органа Димитрове Д.Д. (ИНН 840103502352) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года, с учетом сведений, приведенных в нижеизложенной таблице. в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года, с учетом сведений, приведенных в нижеизложенной таблице.
Дата события* |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
05.12.23 |
07.12.23 |
07.12.23 |
0 |
07.12.23 |
14.12.23 |
14.12.23 |
0 |
19.12.23 |
19.12.23 |
0 |
0 |
* дата признания участника закупки уклонившимся, дата вступления в силу решения заказчика об одностороннем расторжении контракта или дата вступления в силу судебного акта
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев с момента его принятия в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии М.А. Дударева
Члены Комиссии Н.А. Ворсина
М.А. Грицай
Исп.Ворсина Н.А.
тел.(391) 211-01-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 14 декабря 2023 г. N 024/10/104-3581/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.12.2023