Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: Солонина К.В. - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Членов Комиссии: Осташовой Е.Э. - начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по
Сахалинской области;
Манаковой С.М. - старшего государственного инспектора отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
рассмотрев материалы дела N065/10/104-833/2023 о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Монолит М".
УСТАНОВИЛА:
07.12.2023 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила информация Министерства социальной защиты Сахалинской области (ИНН 6501073272) о включении сведений в отношении Общество с ограниченной ответственностью "Монолит М" (ИНН 781001001), в том числе директора Василенко Юрия Борисовича (230816333810) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом от исполнения контакта, заключенного по результатам электронного аукциона в электронной форме по объекту: Корректировка проектной документации по объекту "Строительство "Детский круглогодичный оздоровительный комплекс до 500 мест Центра медико-социальной реабилитации "Чайка" (в том числе изыскательские работы, проектные работы, государственная экспертиза)" (извещение N 0161200003719000048).
В представленных сведениях заказчик указывает, что по результатам вышеуказанной закупки между сторонами заключен государственного контракта N 5/2-5/19 от 03.04.2019 года на выполнение работ по корректировке проектной документации по объекту "Строительство "Детский круглогодичный оздоровительный комплекс до 500 мест Центра медико-социальной реабилитации "Чайка" (в том числе изыскательские работы, проектные работы, государственная экспертиза), вместе с тем работы по контракту не выполнены в связи с чем Заказчик обратился в Арбитражный суд Сахалинской области с иском о расторжении контракта.
Согласно Постановлению Пятого Арбитражного апелляционного суда по делу NА59-4518/2022, Суд постановил государственный контракт от 03.04.2019 N5/2-5/19 расторгнуть. В этой связи, Заказчиком информация об Обществе направлена в адрес Сахалинского УФАС России для решения вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия Сахалинского УФАС России, изучив, представленные в материалы дела документы, а также информацию, размещенную на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок установила следующее.
В соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"), Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области рассматривает информацию о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения (часть 7 статьи 104 Закона о контрактной системе).
Информация, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков, размещается в единой информационной системе и должна быть доступна для ознакомления без взимания платы (часть 8 статьи 104 Закона о контрактной системе).
Информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, исключается из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 настоящей статьи, либо до истечения этого срока в случае получения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (часть 9 статьи 104 Закона о контрактной системе).
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, устанавливается Правительством Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"), в частности: порядок рассмотрения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков, основания для принятия решения о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков либо об отказе в таком включении.
В п.п. "а, б" п. 13 разд. III. "Порядок рассмотрения обращения органом контроля, основания для принятия решения о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо об отказе в таком включении" указанного выше постановления, сказано, что не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), осуществляет следующую совокупность действий:
а) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона
б) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Согласно пункту 15 раздела III орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Изменение, расторжение контракта регулируется статьей 95 Закона о контрактной системы.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур: 1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте; 2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель); 3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Часть 13 статьи 95 Закона о контрактной системе гласит, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе, заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении, об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Согласно части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно Постановлению Пятого Арбитражного апелляционного суда по делу NА59-4518/2022, Суд постановил государственный контракт от 03.04.2019 N5/2-5/19 расторгнуть.
Как установлено материалами дела, 03.04.2019 г. Между Министерством социальной защиты Сахалинской области и ООО "Монолит М" заключен государственный контракт N5/2-5/19 на выполнение работ по корректировке проектной документации по объекту "Строительство "Детский круглогодичный оздоровительный комплекс до 500 мест Центра медико-социальной реабилитации "Чайка".
На основании п. 1.1 Контракта Подрядчик берет на себя обязательства на корректировку проектной документации по объекту "Строительство "Детский круглогодичный оздоровительный комплекс до 500 мест Центра медико-социальной реабилитации "Чайка" (в том числе изыскательские работы, проектные работы, государственная экспертиза)" в соответствии с Заданием на корректировку проектной документации (Приложение N1) (далее - Задание), по цене, в соответствии со Сметой стоимости работ (Приложение N 2), а Заказчик производит оплату фактически выполненных работ, обеспечивает контроль выполнения работ и приемку результатов выполнения работ.
В соответствии с п. 3.1 Контракта срок выполнения работ - по 01.11.2019 г. с предоставлением положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.
Пунктом 4.1.6 контракта предусмотрено, что в течение 3-х рабочих дней после заключения Контракта Заказчик обязан передать исходные данные для выполнения работ. В соответствии с п.5.1.2 Подрядчик обязан в течение 10 календарных дней со дня заключения контракта проверить полученное задание на разработку проектной документации и иные исходные данные, и в случае обнаружения в них недостатков предупредить Заказчика до начала выполнения работ. Список исходных данных определен Техническим заданием (п. 1.11):
Отчеты по инженерным изысканиям.
Проектные работы по 1 -й очереди строительства.
Градостроительный план земельного участка.
Технические условия на сети связи.
Договор на технологическое присоединение с техническими условиями на электроснабжение.
Технические условия на обращение с отходами производства и потребления (включая, при необходимости, снос существующих зданий и сооружений) и эксплуатацию объекта проектирования.
Документы, подтверждающие правообладание земельным участком, предоставленного под строительство.
Однако, как указывает представитель Общества Заказчиком был нарушен срок передачи Исходных данных.
Так Общество обратилось к Заказчику с письмом от 25.04.2019 исх. N25/4-01 о необходимости предоставить недостающую исходно-разрешительную документацию для исполнения государственного контракта, в частности: градостроительные планы на земельные участки, выписки из ЕГРН на земельные участки, ТУ на применяемые конструкции, на ливневую канализацию, исходно-технические данные для подключения к сетям связи, письмо о расположении ближайшей пожарной части и времени прибытия, ТУ на подключение к пульту автоматической пожарной сигнализации ближайшей части и иные документы.
Также Общество повторно направило Заказчику письмо от 06.06.2019 исх. N06/06-01 о необходимости предоставить недостающую исходно-разрешительную документацию для исполнения государственного контракта.
Также письмами от 31.07.2019 исх. N31/07-01, от 18.09.2019 исх. N18/09-01 Общество повторно обращалось к Заказчику о необходимости предоставить недостающую исходно-разрешительную документацию для исполнения государственного контракта.
Неотъемлемой частью Государственного контракта является Техническое задание (существенное условие) - исходно-разрешительный документ для разработки проектной документации. После заключения Государственного контракта между Министерством социальной защиты Сахалинской области и ООО "Монолит "М" Обществом с даты заключения Государственного контракта (10 апреля 2019 г.) разрабатывалась проектная документация в полном соответствии с условиями предоставленного Технического задания, являющимся неотъемлемой частью Государственного контракта.
Новое откорректированное и утвержденное Министерством социальной защиты Сахалинской области задание на проектирование, являющееся исходно-разрешительным документом, Заказчик направил в адрес Общества только 03 августа 2020 г. После изменения существенных условий задания на проектирование ООО "Монолит "М" было вынуждено разрабатывать проектно-сметную документацию вновь, в соответствии с новыми требованиями исходно-разрешительного документа, являющегося неотъемлемой частью Государственного контракта, на основании которого ООО "Монолит "М" вносило изменения в уже разработанную проектную документацию в полном соответствии с условиями Государственного контракта.
Поскольку исходно разрешительная документация была передана заказчиком со значительной просрочкой незадолго до окончания срока выполнения работ, также техническое задание корректировалось после истечения срока, и Заказчиком с учетом указанных обстоятельств новые сроки исполнения контракта не установлено, указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии в действиях общества недобросовестности в просрочке обязательств по контракту.
В свою очередь Заказчик настаивает на включение Общества в реестр недобросовестных поставщиков в связи с тем, что проектная документация подготовленная подрядчиком, по условиям контракта, получила отрицательное заключение государственной экспертизы от 31.07.2020 N65-1-2-2-035329-2020 согласно которому проектная документация по объекту: "Строительство "Детский круглогодичный оздоровительный комплекс до 500 мест Центра медико-социальной реабилитации "Чайка" (в том числе изыскательские работы, проектные работы, государственная экспертиза)": не соответствует результатам инженерных изысканий, выполненных для ее подготовки, не соответствует заданию на проектирование; не соответствует требованиям технических регламентов и иным установленным требованиям; сметная стоимость строительства объекта капитального строительства определена недостоверно.
Также в последующем проектная документация, подготовленная подрядчиком по условиям контракта, получила отрицательное заключение государственной экспертизы от 29.01.2021 N 65-1-2-2-003550-2021 (т.д.1, т.д.2). Согласно указанному заключению проектная документация по объекту "Строительство "Детский круглогодичный оздоровительный комплекс до 500 мест Центра медико-социальной реабилитации "Чайка" (в том числе изыскательские работы, проектные работы, государственная экспертиза)": не соответствует результатам инженерных изысканий, выполненных для ее подготовки, не соответствует заданию на проектирование; не соответствует требованиям технических регламентов и иным установленным требованиям; сметная стоимость строительства объекта капитального строительства определена недостоверно.
Таким образом постольку Заказчиком не получен результат работ по контракту, Заказчик полагает, что в действия Общества являются недобросовестными.
Комиссией Сахалинского УФАС установлено, а также материалами дела подтверждается, что срок выполнения работ по Контракту пропущен не в связи с бездействием подрядчика, а по объективным причинам, к которым можно отнести и сложность выполняемых работ, а также значительные изменения, вносимые в техническую документацию. Факт пропуска срока выполнения работ и вынесения двух отрицательных заключений государственной экспертизы, сам по себе не является самостоятельным и безусловным основанием для вывода о недобросовестности исполнителя государственного контракта и его умышленном уклонении от исполнения государственного контракта, о совершении действий, направленных на отказ от его исполнения в установленном объеме в установленные сроки.
В РНП включаются только такие сведения, которые подтверждают факт недобросовестности исполнителя, основанные на результатах проведенной антимонопольным органом проверки представленных информации и документов, свидетельствующих об умышленной направленности действий исполнителя на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения. Следовательно, основанием для включения сведений в РНП является только такое уклонение исполнителя от заключения контракта или от исполнения его условий, которое явно подтверждает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия), в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом, ранее признанным победителем торгов, и нарушающих права заказчика относительно условий (заявленных недобросовестным лицом как лучшие) и срока исполнения заключенного контракта, что в итоге приводит к неэффективному использованию бюджетных средств.
Последовательно проанализировав взаимоотношения сторон в рамках заключенного государственного контракта, Комиссия Сахалинского УФАС не усмотрела в действиях общества недобросовестного поведения, направленного на несоблюдение срока выполнения работ либо иного умышленного уклонения от выполнения государственного контракта, поскольку термин "уклонение от исполнения (заключения) контракта предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт, в связи с чем, для включения в реестр по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестных характер поведения победителя аукциона.
Представленные по делу доказательства свидетельствуют о принятии обществом всех зависящих от него мер по исполнению условий контракта и отсутствии фактов неисполнения своих обязательств вследствие недобросовестного поведения, совершения умышленных действий (бездействия), приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта, при этом достаточных и достоверных доказательств обратного заказчиком на заседание Комиссии не представлено.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь статьями 95, 104 Федерального закона от 05.04.2013 (ред. 02.07.2021) N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 года N 1078,
РЕШИЛА:
Информацию, представленную Министерством социальной защиты Сахалинской области (ИНН 6501073272) о включении сведений в отношении Общество с ограниченной ответственностью "Монолит М" (ИНН 781001001), в том числе директора Василенко Юрия Борисовича (230816333810) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом от исполнения контакта по решению суда, заключенного по результатам электронного аукциона в электронной форме по объекту: Корректировка проектной документации по объекту "Строительство "Детский круглогодичный оздоровительный комплекс до 500 мест Центра медико-социальной реабилитации "Чайка" (в том числе изыскательские работы, проектные работы, государственная экспертиза)" (извещение N 0161200003719000048) - не включать в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Сахалинской области в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
|
К.В. Солонин |
Члены комиссии: |
|
|
|
|
Е.Э. Осташова |
|
|
С.М. Манакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 14 декабря 2023 г. N 065/10/104-833/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.12.2023