Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_" - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
"_" - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии;
"_" - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Омскреактив" (далее - ООО "Омскреактив", общество, заявитель) на действия казенного учреждения Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения" и его комиссии по осуществлению закупок (далее - КУ ОО "Центр закупок в сфере здравоохранения", уполномоченное учреждение, комиссия по осуществлению закупок) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на поставку питательных сред для медицинских целей для лаборатории клинической микробиологии (Реестровый номер 233453) (извещение N 0852500000123003426) (далее - электронный аукцион, аукцион) для нужд бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Областная клиническая больница" (далее - заказчик),
в отсутствие представителей заявителя и заказчика, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы,
при участии посредством видео-конференц-связи представителя уполномоченного учреждения - "_" (доверенность N 7 от 23.12.2022)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 11785-ЭП/23 от 12.12.2023) жалоба заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок уполномоченного учреждения, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 27.11.2023 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным учреждением было размещено извещение о проведении электронного аукциона с начальной (максимальной) ценой контракта 418915 руб.
30.11.2023 размещались разъяснения положений извещения об осуществлении закупки N РИ1.
Протокол подачи ценовых предложений от 07.12.2023 свидетельствует о том, что ценовые предложения были поданы семью участниками закупки, лучшее ценовое предложение в размере 307905 руб. подано участником с идентификационным номером заявки 115519514 (порядковый номер 1, присвоенный оператором).
Снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 26,50 %.
В соответствии с размещенным 11.12.2023 протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) электронный аукцион признан несостоявшимся в связи с тем, что комиссией по осуществлению закупок принято решение о несоответствии требованиям, установленным извещением об осуществлении закупки, всех заявок на участие в ней.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений уполномоченного учреждения, проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки установлено следующее.
Из доводов жалобы заявителя следует, что комиссией по осуществлению закупок неправомерно отклонена заявка общества в связи с указанием в ней недостоверной информации о показателях предлагаемого к поставке товара. В подтверждение доводов к направленной жалобе прилагались инструкции по применению реагентов.
КУ ОО "Центр закупок в сфере здравоохранения" были представлены возражения на доводы жалобы (вх. N 11945-ЭП/23 от 15.12.2023), согласно которым нарушения в действиях комиссии по осуществлению закупок при отклонении заявки участника закупки отсутствуют.
В силу частей 1 и 2 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из данного закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 данного закона.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона объектом закупки является поставка питательных сред для медицинских целей для лаборатории клинической микробиологии.
На основании пунктов 1 и 3 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено данным законом, должно содержать в виде электронных документов:
- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 такого закона,
- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Характеристики закупаемого товара для нужд заказчика были указаны при формировании извещения об осуществлении закупки с использованием официального сайта ЕИС, а также конкретизированы в электронном документе "Описание объекта закупки".
Согласно извещению и прилагавшемуся к нему документу нуждам заказчика по спорным позициям соответствуют товары с наименованиями "Агар для Enterobacteriaceae питательная среда ИВД" (позиции NN 6, 12, 16 электронного документа), "Бульон с селенитом для Salmonella spp. питательная среда ИВД" (позиция N 18 электронного документа).
Общей характеристикой для указанных выше товаров выступал показатель "масса питательной среды" со значением 250 грамм. Обоснованием необходимости использования характеристики и ее значения выступают соответствующие позиции Каталога товаров, работ, услуг (коды 20.59.52.140-00000053, 20.59.52.140-00000138).
Согласно подпунктам "а" и "в" пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
- с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
- документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
Аналогичная информация была предусмотрена подпунктами "а" и "в" пункта 2 документа "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению", прилагающегося к извещению об осуществлении закупки.
В частности, документом, подтверждающим соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, выступало следующее:
"копия регистрационного удостоверения на медицинское изделие, выданного в соответствии с ч. 4 статьи 38 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с приложениями на всех листах) на предложенный участником в его заявке Товар".
В части 12 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе закреплен исчерпывающий перечень оснований, при которых заявка на участие в закупке подлежит отклонению.
Пунктом 8 части 12 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
Порядок рассмотрения заявок участников закупок при проведении электронного аукциона предусмотрен частью 5 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе:
Не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 данной статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 такого закона;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" данного пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 такой статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 данной статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 данного закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 такого закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Из представленных оператором электронной площадки ООО "РТС-тендер" (вх. N 11832-ЭП/23 от 13.12.2023) на запрос Омского УФАС России (исх. N АЛ/7752/23 от 13.12.2023) заявок участников закупки с приложением документов, содержащихся на дату и время окончания срока подачи заявки на участие в электронном аукционе, следует, что участником закупки с идентификационным номером заявки 115515279 (ООО "Омскреактив") предложение о поставке товара в части показателя "масса питательной среды" по каждой из обжалуемых позиций включало значение 250 грамм.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0852500000123003426 от 11.12.2023 заявка общества отклонена со следующим обоснованием принятого решения:
"На основании п. 8 ч. 12 ст. 48 Федерального закона N 44-ФЗ отклонить заявку участника закупки в связи с установлением недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
- По позиции "Агар для Enterobacteriaceae питательная среда ИВД" указано недостоверное значения показателя "Масса питательной среды 250,00 Грамм". В соответствии с инструкцией на медицинское изделие препарат расфасован по 400 г в полиэтиленовые банки;
- по позиции "Бульон с селенитом для Salmonella spp. питательная среда ИВД" указано недостоверное значения показателя "Масса питательной среды 250,00 Грамм". В соответствии с инструкцией на медицинское изделие выпускается в полиэтиленовых банках по 200, 400 г".
Оценивая доводы заявителя, правомерность принятого комиссией по осуществлению закупок решения, Комиссия исходила из следующего.
Комиссии по осуществлению закупок заказчиков, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, действуя разумно и добросовестно, обязаны проверять достоверность информации, предоставляемой участниками закупок. Данные действия являются разумными мерами, обеспечивающими предоставление качественной продукции (работы, услуги) для нужд заказчика и не противоречат действующему законодательству (данная позиция согласуется с судебной практикой по делам N А75-10530/2014, N А75-10026/2015, N А75-10269/2015, N А75-13421/2015, N А75-3746/2016, N А74-16013/2017, N А46-15281/2019).
Таким образом, в силу возложенной Федеральным законом о контрактной системе обязанности по проверке достоверности сведений, представленных в заявках участников закупок, уполномоченному учреждению следовало осуществить совокупность действий, направленных на такую проверку.
Пунктом 3 статьи 1 ГК РФ предусмотрено, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
При этом добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (пункт 5 статьи 10 ГК РФ).
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу, закрепленному в пункте 5 статьи 10 ГК РФ, добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное (пункт 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" производитель (изготовитель) медицинского изделия разрабатывает техническую и (или) эксплуатационную документацию, в соответствии с которой осуществляются производство, изготовление, хранение, транспортировка, монтаж, наладка, применение, эксплуатация, в том числе техническое обслуживание, а также ремонт, утилизация или уничтожение медицинского изделия.
На территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, прошедших государственную регистрацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и медицинских изделий, прошедших регистрацию в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза.
Пунктом 6 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 (далее - Правила) установлено, что документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие (далее - регистрационное удостоверение). Форма регистрационного удостоверения утверждается регистрирующим органом.
Согласно пункту 4 Правил техническая документация производителя (изготовителя) - документы, регламентирующие конструкцию медицинского изделия, устанавливающие технические требования и содержащие данные для его разработки, производства, применения, эксплуатации, технического обслуживания, ремонта, утилизации или уничтожения.
Эксплуатационная документация производителя (изготовителя) - документы, предназначенные для ознакомления потребителя с конструкцией медицинского изделия, регламентирующие условия и правила эксплуатации (использование по назначению, техническое обслуживание, текущий ремонт, хранение и транспортировка), гарантированные производителем (изготовителем) значения основных параметров, характеристик (свойств) медицинского изделия, гарантийные обязательства, а также сведения о его утилизации или уничтожении.
В соответствии с пунктом 10 Правил для государственной регистрации медицинского изделия (за исключением медицинских изделий, включенных в перечень) представляются, в том числе техническая и эксплуатационная документации производителя.
Необходимо отметить, что одним из оснований для вынесения экспертным учреждением заключения о невозможности проведения клинических испытаний медицинского изделия или невозможности государственной регистрации медицинского изделия является несоответствие медицинского изделия требованиям нормативной документации, технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя) (пункт 23 Правил).
Согласно пункту 6 постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2021 N 1650 "Об утверждении Правил ведения государственного реестра медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, о внесении изменения в перечень нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" реестр также содержит электронный образ эксплуатационной документации производителя (изготовителя) на медицинское изделие.
Комиссией установлено, что в целях подтверждения соответствия медицинских изделий требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, ООО "Омскреактив" к заявке были приложены, в том числе следующие документы:
- регистрационное удостоверение от 22.09.2020 N ФСР 2007/00356 на медицинское изделие "Набор реагентов "Питательная среда для накопления сальмонелл сухая (селенитовая среда Лейфсона)" по ТУ 9385-028-14237183-10", выданное АО "НПО "Микроген", Россия (для товара "Бульон с селенитом для Salmonella spp. питательная среда ИВД");
- регистрационное удостоверение от 09.11.2020 N ФСР 2007/00375 на медицинское изделие "Набор реагентов для бактериологических исследований "Питательная среда для выделения энтеробактерий сухая (Агар Эндо-ГРМ)", выданное ФБУН ГНЦ ПМБ, Россия (для товара "Агар для Enterobacteriaceae питательная среда ИВД").
Так, инструкция по применению набора реагентов "Питательная среда для накопления сальмонелл сухая (селенитовая среда Лейфсона)", размещенная на официальном сайте органа исполнительной власти, уполномоченного на ведение реестра медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий (далее - Реестр) (Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения) https://roszdravnadzor.gov.ru/services/misearch, содержит информацию о том, что медицинское изделие выпускается в полиэтиленовых банках по 200, 400 г.
Аналогично в инструкции по применению "Питательной среды для выделения энтеробактерий сухая (Агар Эндо-ГРМ)" указано на то, что препарат расфасован по 400 г в полиэтиленовые банки.
Таким образом, значение массы питательной среды, содержащееся в заявке общества, не соответствует характеристикам, определенным в технической документации, размещенной на официальном сайте Росздравнадзора, противоречит сведениям такого Реестра.
Представленные ООО "Омскреактив" в составе жалобы инструкции по применению медицинских изделий в целях установления действительных характеристик товара использованы быть не могут, поскольку отсутствуют в соответствующих реестровых записях Реестра.
Иной подход свидетельствовал бы о возможности произвольного изменения характеристик производимого медицинского изделия, что противоречит пункту 39 Правил, согласно которому внесение изменений в техническую документацию производителя (изготовителя) на медицинское изделие и эксплуатационную документацию производителя (изготовителя) на медицинское изделие, в том числе инструкцию по применению или руководство по эксплуатации медицинского изделия осуществляется по результатам экспертизы качества, эффективности и безопасности медицинского изделия, проведенной в порядке, аналогичном порядку проведения экспертизы качества, эффективности и безопасности медицинского изделия в целях его государственной регистрации.
Доказательств, подтверждающих, что регистрационные удостоверения, выданные на медицинские изделия "Набор реагентов "Питательная среда для накопления сальмонелл сухая (селенитовая среда Лейфсона)" по ТУ 9385-028-14237183-10" и "Набор реагентов для бактериологических исследований "Питательная среда для выделения энтеробактерий сухая (Агар Эндо-ГРМ)", распространяют свое действие на предлагаемые обществом к поставке товары, соответствующие изложенным заказчиком требованиям в извещении об осуществлении закупки, а также того, что в техническую и эксплуатационную документацию производителей были внесены какие-либо изменения в рассматриваемой части, не представлено.
На основании вышеизложенного, с учетом имеющейся в Реестре информации Комиссия не может прийти к выводу о том, что предлагаемые обществом в заявке товары прошли государственную регистрацию в установленном порядке и являются медицинскими изделиями в понимании Закона N 323-ФЗ. Указанное обстоятельство не позволяет сделать вывод о достоверности сведений, содержащихся в заявке общества.
Принимая во внимание указанное, Комиссия полагает отклонение заявки ООО "Омскреактив" по основанию, отраженному в протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), правомерным, а жалобу заявителя признает необоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "Омскреактив" на действия казенного учреждения Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения" и его комиссии по осуществлению закупок при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на поставку питательных сред для медицинских целей для лаборатории клинической микробиологии (Реестровый номер 233453) (извещение N 0852500000123003426) для нужд бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Областная клиническая больница".
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии: |
"_"
"_"
"_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 19 декабря 2023 г. N 055/06/106-1435/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.12.2023