Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Зефирова А.Н. - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
Алексиной А.П. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Буньковой Д.А. - специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Специальная техника" (далее - ООО "Специальная техника", общество, заявитель) на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Клиническая медико-санитарная часть N 9" (далее - заказчик, учреждение, БУЗОО "КМСЧ N 9"), Главного управления контрактной системы Омской области (далее - уполномоченный орган) при осуществлении закупки в форме запроса котировок в электронной форме "Оказание услуг по транспортированию и размещению медицинских отходов класса А (Реестровый номер 23.42.2734)" (извещение N 0152200004723002666) (далее - запрос котировок, закупка),
в отсутствие представителя заявителя, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы;
при участии посредством видео-конференц-связи представителя уполномоченного органа - Сорока Анастасии Владимировны (доверенность от 31.01.2023 N 151),
в присутствии представителя заказчика -<_>(доверенность от 01.09.2023)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 11824-ЭП/23 от 13.12.2023) жалоба заявителя на положения извещения об осуществлении закупки, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов запроса котировок следует, что 05.12.2023 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом было размещено извещение N 0152200004723002666 об осуществлении закупки с максимальным значением цены контракта 3600000 руб.
08.12.2023 размещен протокол подачи ценовых предложений, согласно которому было подано 3 заявки, из них ценовые предложения сделаны тремя участниками закупки.
Дата и время окончания подачи заявок - 19.12.2023 в 07:00 час.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и объяснений, в результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
3.1. В жалобе заявителем, в частности указано: "В документации закупки в п. 1.1. Проекта контракта предмет контракта: Исполнитель обязуется оказать услуги по сбору, транспортированию и размещению медицинских отходов класса А (далее - услуги), а Заказчик обязуется принять оказанные услуги и оплатить в соответствии с настоящим контрактом.
Считаем, что права других участников закупки ущемлены, так как объектом закупки определено только размещение медицинских отходов класса А, а действующим законодательством РФ при обращении с медицинскими отходами предусмотрены следующие виды обращения: использование, обезвреживание, размещение, хранение, утилизация. Считаем, что идет прямое лоббирование полигонов и ущемление организаций занимающихся обезвреживанием и утилизацией".
Заказчиком представлены (вх. N 12095-ЭП/23 от 19.12.2023) письменные возражения, в которых учреждение указывает о несоответствии доводов жалобы действительности. Заказчик считает, что закупка с содержащимися в ее составе документами полностью соответствует потребностям БУЗОО "КМСЧ N 9" и требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
В возражениях отмечено, что согласно нормам СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (далее - СанПиН 2.1.3684-21) медицинские отходы класса А, которые образуются в больницах, поликлиниках, кабинетах, других учреждениях, являются безопасными для человека и окружающей среды. По классификации в эту категорию входит мусор из медучреждений, который не имел контакта с биологическими жидкостями и инфекционными больными. По характеристике состава и плотности медицинские отходы класса А приравниваются к твердым бытовым отходам, поэтому вывозить их можно на транспорте для коммунальных отходов - на общий полигон. По отношению к медицинским отходам этого класса применяют стандартные способы утилизации не требующие обезвреживания.
Уполномоченным органом в письменных возражениях (вх. N 12087-ЭП/23 от 19.12.2023) также указано на несогласие с доводами жалобы заявителя, поскольку положения извещения о проведении запроса котировок не содержат каких-либо ограничений для участников закупки.
Оценив довод жалобы, возражения заказчика и уполномоченного органа, Комиссия установила следующее.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Федерального закона о контрактной системе).
В соответствии со статьей 8 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
При этом частью 1 статьи 12 Федерального закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является эффективность использования бюджетных средств, согласно которому при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Таким образом, заказчики должны исходить из целей максимального удовлетворения, как своих потребностей, так и результатов расходования бюджетных средств, при этом необоснованно не ограничивать количество участников закупки.
Частью 2 статьи 2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) предусмотрено, что отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами, веществами, разрушающими озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства), с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 49 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинские отходы - все виды отходов, в том числе анатомические, патологоанатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях, а также при производстве, хранении биомедицинских клеточных продуктов.
Медицинские отходы разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания в соответствии с критериями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, на следующие классы:
1) класс "А" - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам;
2) класс "Б" - эпидемиологически опасные отходы;
3) класс "В" - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы;
4) класс "Г" - токсикологические опасные отходы, приближенные по составу к промышленным;
5) класс "Д" - радиоактивные отходы.
Медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Критерии разделения медицинских отходов на классы определены в постановлении Правительства Российской Федерации от 04.07.2012 N 681 "Об утверждении критериев разделения медицинских отходов на классы по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания".
класс А - отсутствие в их составе возбудителей инфекционных заболеваний;
класс Б - инфицирование (возможность инфицирования) отходов микроорганизмами 3 - 4-й группы патогенности, а также контакт с биологическими жидкостями;
класс В - инфицирование (возможность инфицирования) отходов микроорганизмами 1 - 2-й группы патогенности;
класс Г - наличие в их составе токсичных веществ;
класс Д - содержание в их составе радионуклидов с превышением уровней, установленных в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии".
В соответствии с пунктом 157 СанПиН 2.1.3684-21 сбор, использование, обезвреживание, размещение, хранение, транспортировка, учет и утилизация медицинских отходов должны осуществляться с соблюдением требований Санитарных правил в зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на человека и среду обитания человека: отходы, не имеющие контакт с биологическими жидкостями пациентов, инфекционными больными (эпидемиологически безопасные отходы, по составу приближенные к ТКО, далее - класс А), в том числе: использованные средства личной гигиены и предметы ухода однократного применения больных неинфекционными заболеваниями; канцелярские принадлежности, упаковка, мебель, инвентарь, потерявшие потребительские свойства; сметы от уборки территории; пищевые отходы центральных пищеблоков, столовых для работников медицинских организаций, а также структурных подразделений организаций, осуществляющих медицинскую и (или) фармацевтическую деятельность, кроме подразделений инфекционного, в том числе фтизиатрического профиля.
Согласно пункту 158 СанПиН 2.1.3684-21 к обращению с медицинскими отходами класса А применяются требования Санитарных правил, предъявляемые к обращению с ТКО.
В рассматриваемом случае для медицинских отходов класса А предусмотрена процедура сбора, транспортирования и размещения медицинских отходов.
Исходя из описания объекта закупки, электронного документа "проект контракта", содержащегося в составе извещения о проведении запроса котировок, заказчику требуется транспортирование и размещение медицинских отходов класса А, сбор отходов данного класса заказчиком осуществляется самостоятельно.
Комиссия отмечает, что заявитель в жалобе ссылается на пункт 1.1 проекта контракта и приводит его содержание: "В документации закупки в п. 1.1. Проекта контракта предмет контракта: Исполнитель обязуется оказать услуги по сбору, транспортированию и размещению медицинских отходов класса А (далее - услуги), а Заказчик обязуется принять оказанные услуги и оплатить в соответствии с настоящим контрактом", однако по рассматриваемой закупке положения пункта 1.1. контракта устанавливают обязательства исполнителя оказать услуги по транспортированию и размещению отходов.
С учетом изложенного, Комиссия считает, что положения извещения о проведении запроса котировок не содержат каких-либо ограничений для участников закупки.
Таким образом, довод жалоба заявителя в данной части признается необоснованным.
3.2. В жалобе заявителем дословно указано: "Документацией о закупке (проектом контракта) не предусмотрен переход права собственности на отходы.
Статьей 210 ГК РФ определено: Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Медицинские отходы класса А являются собственностью Заказчика, следовательно он несет все затраты на содержание данных отходов.
п.1.1. Проекта контракта, предмет закупки: Исполнитель обязуется оказать услуги по транспортированию и сдаче на размещение медицинских отходов класса А (далее - услуги), а Заказчик обязуется принять оказанные услуги и оплатить в соответствии с настоящим контрактом. То есть Исполнитель обязуется осуществить транспортирование и сдачу на размещение третьему лицу принадлежащих на праве собственности Заказчику медицинских отходов класса А.
Документацией закупки (п. 4.4.7. проекта контракта) определена обязанность исполнителя: Нести ответственность за размещение отходов, начиная с момента погрузки отходов в транспортное средство. При этом документацией закупки не установлена ответственность Исполнителя за размещение медицинских отходов класса А, принадлежащих Заказчику на праве собственности.
Из данного описания объекта закупки не понятно, кто является собственником медицинских отходов класса А, после их размещения на полигонах ТКО (Заказчик или Исполнитель)?
В проекте контракта не установлена какая именно ответственность возлагается на Исполнителя за размещение отходов, принадлежащих на праве собственности Заказчику, при условии предмета закупки "оказать услуги по транспортированию и сдаче на размещение медицинских отходов класса А".
В возражениях на данный довод жалобы заявителя заказчиком, уполномоченным органом указано, что собственником медицинских отходов класса А является заказчик, переход права собственности проектом контракта не предусмотрен.
Свою обязанность по содержанию принадлежащего имущества заказчик реализует путем заключения контракта в рамках данного запроса котировок, по результатам которого будут оплачены транспортирование и передача на размещение его имущества.
Пунктом 4.4.10 проекта контракта установлена обязанность исполнителя в течение 5 рабочих дней со дня завершения отдельного этапа исполнения контракта сформировать с использованием ЕИС, подписать усиленной ЭП лица, имеющего право действовать от имени Исполнителя, и разместить в ЕИС документ о приемке с приложением документов, которые считаются его неотъемлемой частью (документы, подтверждающие размещение отходов на полигоне твердых коммунальных отходов), а также предоставить в электронном виде счет-фактуру (счет) вместе с документом о приемке.
Разделом 6 проекта контракта установлена ответственность исполнителя за ненадлежащее исполнение условий контракта.
Таким образом, довод жалоба заявителя в данной части признается необоснованным.
3.3. В жалобе заявителем указано: "В Техническом задании документации закупки указан состав сдаваемых отходов - Состав отходов: эпидемиологически безопасные отходы, по составу приближенные к твердым бытовым отходам.
Нормами СанПиН 2.1.3684-21 определено:
Пункт 157: отходы, не имеющие контакт с биологическими жидкостями пациентов, инфекционными больными (эпидемиологически безопасные отходы, по составу приближенные к ТКО, далее - класс А), в том числе: использованные средства личной гигиены и предметы ухода однократного применения больных неинфекционными заболеваниями; канцелярские принадлежности, упаковка, мебель, инвентарь, потерявшие потребительские свойства; сметы от уборки территории; пищевые отходы центральных пищеблоков, столовых для работников медицинских организаций, а также структурных подразделений организаций, осуществляющих медицинскую и (или) фармацевтическую деятельность, кроме подразделений инфекционного, в том числе фтизиатрического профиля".
В данной части Комиссия отмечает следующее.
Порядок подачи жалобы регламентирован статьей 105 Федерального закона о контрактной системе.
Пунктом 5 части 4 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе при проведении электронных процедур жалоба может быть подана в контрольные органы в сфере закупок, предусмотренные частью 3 настоящей статьи, исключительно с использованием единой информационной системы путем формирования и размещения в этой системе указания на обжалуемые действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, доводы жалобы.
В рассматриваемом случае в данной части жалоба заявителя не содержит ее доводов.
При этом Комиссия отмечает, что в техническом задании на оказание услуг по транспортированию и размещению медицинских отходов класса А (приложение N 1 к контракту) указан состав отходов класса А: эпидемиологически безопасные отходы, по составу приближенные к твердым бытовым отходам, что соответствует пункту 157 СанПиН 2.1.3684-21.
3.4. Заявителем в жалобе, в частности указано: "Прошу Вас разъяснить, каким образом будут выполняться требования СанПиН 2.1.3684-21 по помывке и дезинфекции контейнеров исходя из положений документации закупки?
Считаем, что нет понятного описания для всех участников закупки порядка помывки и дезинфекции контейнеров".
По данному доводу Комиссия отмечает следующее.
В техническом задании установлены требования к оказанию услуг:
"1. Отходы класса А собираются Заказчиком в пакеты и складируются в многоразовые контейнеры, расположенные на территории Заказчика круглосуточно. Контейнеры предоставляются Исполнителем за 1 день до начала оказания услуг по транспортированию и размещению медицинских отходов класса А.
2. Заказчик помещает отходы в многоразовые контейнеры, имеющие соответствующую маркировку. Контейнеры предоставляются Исполнителем по принципу "сменяемых" контейнеров, т.е. на место удаленных многоразовых контейнеров Исполнителем устанавливаются пустые, чистые продезинфицированные сборники (многоразовые контейнеры), имеющие соответствующую маркировку. Мытье и дезинфекция контейнеров при оказании услуг по принципу "сменяемых" контейнеров проводится силами и за счет средств Исполнителя. Оказания услуг по принципу "сменяемых" контейнеров Исполнитель обеспечивает количество и объем контейнеров, необходимые для оказания услуг в соответствии с настоящим Техническим заданием. Заказчик обеспечивает свободный доступ Исполнителя к месту нахождения контейнеров.
Количество контейнеров: не менее 8 штук, каждый объемом 0,75 м 3".
Комиссия считает, что указанные требования к оказанию услуг соответствуют СанПиН 2.1.3684-21.
Доказательств обратного заявителем не представлено.
С учетом изложенного, довод жалобы заявителя в данной части признается необоснованным.
Кроме того, рассматривая настоящую жалобу по существу, Комиссия учитывает, что в силу части 1 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 такого закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. При этом обжалование действий (бездействия) субъекта (субъектов) контроля в порядке, установленном настоящей главой, не является препятствием для обжалования таких действий (бездействия) в судебном порядке.
В соответствии с частью 4 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Согласно позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020), утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.06.2020, механизм защиты прав участников закупки в административном порядке путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок, установленный главой 6 Федерального закона о контрактной системе, должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки и не должен создавать предпосылки для нарушения публичных интересов.
В связи с тем, что жалоба общества не содержит доводов, свидетельствующих о нарушении именно его прав и законных интересов, формальное обжалование действий заказчика, являющееся предметом настоящей жалобы, не может рассматриваться как нарушение прав и законных интересов заявителя.
Более того, заявителем при подаче жалобы и в рамках ее рассмотрения не представлено доказательств невозможности оказания услуг, соответствующих требованиям извещения о проведении запроса котировок, а также свидетельствующих о том, что содержащиеся в описании объекта закупки, а также в электронном документе "проект контракта" положения создали преимущество отдельным участникам перед другими либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, в том числе для общества.
Учитывая вышеизложенное, в рассматриваемом случае, учитывая отсутствие доказательств нарушения прав и законных интересов заявителя, Комиссия признала жалобу общества необоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "Специальная техника" на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Клиническая медико-санитарная часть N 9", Главного управления контрактной системы Омской области при осуществлении закупки в форме запроса котировок в электронной форме "Оказание услуг по транспортированию и размещению медицинских отходов класса А (Реестровый номер 23.42.2734)" (извещение N 0152200004723002666).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
|
|
Заместитель председателя Комиссии |
А.Н. Зефиров |
Члены Комиссии |
А.П. Алексина
Д.А. Бунькова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 19 декабря 2023 г. N 055/06/106-1442/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.12.2023