Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок в составе:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в присутствии представителей от:
- заказчика - Администрации городского поселения "Город Бикин" Бикинского муниципального района Хабаровского края, представитель не явился (о дате, времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом),
- участника закупки - ООО "ОКЕАН ЭНЕРГО": Бобков И.А., генеральный директор общества,
рассмотрев материалы дела N 7-3/759 по обращению заказчика - Администрации городского поселения "Город Бикин" Бикинского муниципального района Хабаровского края о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об участнике закупки - ООО "ОКЕАН ЭНЕРГО" (ИНН 2724239735) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта N 2 МК от 13.02.2023 на выполнение работ по благоустройству общественной территории в городском поселении "Город Бикин" (Реестровый номер контракта 3270700087323000014) заключенного по результатам осуществления закупки в форме электронного аукциона (извещение N0122300005723000002) и факта ненадлежащего исполнения условий контракта участником осуществления закупки ООО "ОКЕАН ЭНЕРГО",
УСТАНОВИЛА:
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила Постановления N1078) Хабаровским УФАС России проведена внеплановая проверка, в ходе которой установлено следующее.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет - 1111292,55 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика исполнителя) N0122300005723000002 от 02.02.20 победителем признается участник закупки N113418481 (ООО "ОКЕАН ЭНЕРГО"), с ценовым предложением 615880,32 рублей.
Контракт N 2 МК от (далее - Контракт) между Администрацией городского поселения "Город Бикин" Бикинского муниципального района Хабаровского края (далее - Заказчик) и ООО "ОКЕАН ЭНЕРГО" (далее - Подрядчик) заключен 13.02.2023 по результатам проведения электронного аукциона N0122300005723000002 Контракт заключен по цене 615 880,32 рублей (п. 2.1 Контракта).
Согласно п. 1.1 контракта Подрядчик обязуется выполнить работы по благоустройству общественной территории в городском поселении "Город Бикин", согласно технического задания (Приложение N1 к Контракту, являющемуся его неотъемлемой частью).
Пунктом 1.5 контракта определено место выполнения работ: Хабаровский край, г. Бикин, ул. Октябрьская, 6.
Пунктом 3.1 контракта установлены сроки выполнения работ: Начальный срок выполнения работ: с момента подписания. Конечный срок выполнения работ: по 30.09.2023. Срок исполнения контракта: 08.11.2023.
Согласно п. 5.1 Заказчик вправе: Требовать от Подрядчика надлежащего исполнения обязательств в соответствии с настоящим Контрактом, а также требовать своевременного устранения выявленных недостатков (п. 5.1.1); Принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным статьёй 715 ГК РФ (п. 5.1.6).
Согласно п. 5.2 контракта Заказчик обязан: Осуществлять контроль за ходом и качеством выполнения работ, качеством используемых материалов (п. 5.2.1); Сообщать в письменной форме Подрядчику о недостатках, обнаруженных в ходе выполнения работ в течение 2 рабочих дней после обнаружения таких недостатков (п. 5.2.2).
Согласно п. 5.4 контракта Подрядчик обязан: Своевременно и надлежащим образом выполнить работы и представить Заказчику отчетную документацию по итогам исполнения настоящего Контракта (п. 5.4.1); Обеспечить: качество выполнения работ в соответствии с Техническим заданием, проектно-сметной документацией, действующими нормами, техническими условиями выполнения работ; своевременное и безвозмездное устранение недостатков и дефектов, выявленных при приемке работ; поставку необходимых для строительства материалов, изделий, конструкций и оборудования, их приемку, разгрузку, складирование и хранение (п. 5.4.3); Устранять за свой счет выявленные в процессе выполнения работ и после их завершения в гарантийный срок недостатки (дефекты) работ, возникшие вследствие невыполнения и (или) ненадлежащего выполнения работ подрядчиком и (или) третьими лицами, привлеченными им для выполнения работ, а в случае, если указанные недостатки (дефекты) причинили убытки заказчику и (или) третьим лицам, возместить убытки в полном объеме в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (п. 5.4.10).
Согласно п. 8.1 расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно п. 8.2 контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ, при условии, что это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 44-ФЗ).
Проанализировав представленные Заказчиком и Подрядчиком документы, а также информацию, размещенную в ЕИС, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с абз. 1 ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из п. 1 ст. 401 ГК РФ следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 ст. 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу п. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно разъяснениям, указанным в абз. 4 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 7) вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником.
В соответствии с п. 8 постановления Пленума ВС РФ N 7 в силу п. 3 ст. 401 ГК РФ для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер. Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
В соответствии с абз. 4 п. 2 ст. 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с п. 1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно п. 1 ст.715 ГК РФ Заказчик вправе во всякое время проверять ход и качество работы, выполняемой подрядчиком, не вмешиваясь в его деятельность.
Если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков (п. 2 ст. 715 ГК РФ).
Если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков (п. 3 ст. 715 ГК РФ).
Пунктом 1 ст. 450.1 ГК РФ установлено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (ст. 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В соответствии с ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу требований ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте.
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Как установлено Комиссией Хабаровского УФАС России, согласно условиям контракта срок выполнения работ до 30.09.2023.
10.09.2023 ООО "ОКЕАН ЭНЕРГО" в адрес Заказчика направлено письмо (исх. N77) о сложностях возникающих в ходе исполнения работ: увеличение плеча доставки материалов, частой поломке крышек лотков, погодный фактор, выявлены недостатки в проектной документации, движение автомобилей по аллее, увеличение плеча доставки материалов, задержке срока поставки габионов (аналогичное письмо направлено 25.09.2023 исх. N 81)
12.09.2023 Заказчиком в адрес ООО "ОКЕАН ЭНЕРГО" направлено письмо (исх. N07-20-1853) о необходимости выполнения работ по контракту.
26.09.2023 ООО "ОКЕАН ЭНЕРГО" в адрес Заказчика направлено письмо (исх. N83) о необходимости внесения изменений в проектную документацию: несоответствие размеров, отсутствие в проектно-сметной документации коэффициента на повышенный расход брусчатки.
09.10.2023 Заказчиком в адрес ООО "ОКЕАН ЭНЕРГО" направлена претензия (исх. N06-25-1991) о нарушении сроков выполнения работ.
13.10.2023 ООО "ОКЕАН ЭНЕРГО" в адрес Заказчика направлено письмо (исх. N90) о причинах задержки выполнения работ по контракту, с указанием ориентировочного срока исполнения работ 30.11.2023.
07.11.2023 Заказчиком в адрес ООО "ОКЕАН ЭНЕРГО" направлена претензия (исх. N07-20-2440) о нарушении сроков выполнения работ.
08.11.2023 Заказчиком в адрес ООО "ОКЕАН ЭНЕРГО" направлен запрос (исх. N06-25) по срокам выполнения работ.
09.11.2023 ООО "ОКЕАН ЭНЕРГО" в адрес Заказчика направлено письмо (исх. N52) с указанием срока выполнения работ 14.11.2023.
15.11.2023 Заказчиком в адрес ООО "ОКЕАН ЭНЕРГО" направлена претензия (исх. N06-25-2508) о нарушении сроков выполнения работ.
30.11.2023 ООО "ОКЕАН ЭНЕРГО" в адрес Заказчика направлено письмо (исх. N103) с запросом проекта кровли водной группы.
08.12.2023 ООО "ОКЕАН ЭНЕРГО" в адрес Заказчика направлено письмо (исх. N105) с запросом проекта водной группы.
11.12.2023 Заказчиком направлено Подрядчику письмо (исх. N06-25-2672) с проектом по входной группе.
30.11.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, данное решение размещено Заказчиком в ЕИС 30.11.2023.
Контракт расторгнут 12.12.2023 по информации ЕИС.
При определении даты вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, Заказчик исходил с даты надлежащего уведомления Поставщика (30.11.2023).
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика, об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии со ст. 193 ГК РФ, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
С даты надлежащего уведомления Подрядчика о принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, Заказчиком определена и рассчитана дата расторжения контракта (12.12.2023).
По состоянию на 12.12.2023 работы по благоустройству общественной территории в полном объеме не выполнены (сумма неисполненных обязательств 6296,60 рублей).
В десятидневный срок с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе исполнения контракта не устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
Также в ходе проведения проверки Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
Из пояснений ООО "ОКЕАН ЭНЕРГО", что общество не имело намерения уклониться от исполнения контракта, основная часть работ по контракту исполнена, задержка сроков исполнения контракта связана с возникшими в ходе исполнения работ сложностями: увеличение плеча доставки материалов, частая поломка крышек лотков, погодный фактор, недостатки в проектной документации, движение автомобилей по аллее, увеличение плеча доставки материалов, задержка срока поставки габионов, ошибки в проекте входной группы.
В соответствии с пп. "а" п. 13 раздела 3 Правил Постановления N1078 не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных пп. "е" п. 9 и пп. "г" п. 10) осуществляет следующую проверку совокупность действий, в том числе рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя обязательств в рамках процедуры осуществления закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) является ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Только по результатам рассмотрения всех требующих подтверждения/опровержения вопросов, антимонопольный орган принимает решение, учитывая, что включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является для последних мерой ответственности (санкцией), влекущей длительные негативные последствия.
Как мера публичной ответственности такое включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Недобросовестное поведение поставщика заключается в неоднократном нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.
Вместе с тем, п. 15 правил Постановления N1078 установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
В ходе рассмотрения дела Комиссией Хабаровского УФАС России в действиях Подрядчика установлены обстоятельства, указанные в пп. "а" п. 15 Правил Постановления N1078, выразившиеся в принятии им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Таким образом, Комиссия Хабаровского УФАС России принимает решение об отказе во включении информации об ООО "ОКЕАН ЭНЕРГО" (ИНН 2724239735) в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Комиссия Хабаровского УФАС России,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные государственным заказчиком - Администрацией городского поселения "Город Бикин" Бикинского муниципального района Хабаровского края, в отношении ООО "ОКЕАН ЭНЕРГО" (ИНН 2724239735), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Хабаровского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 18 декабря 2023 г. N РНП-27-505
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.12.2023