Резолютивная часть объявлена 15.12.2023 г. Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 20.12.2023
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председатель комиссии:
- Валиуллин Р.Р. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Андрейцева Е.А.- Начальник отдела Управления;
- Мацола А.А.- Старший специалист 1 разряда отдела Управления,
от Заявителя - посредством видеоконференц-связи Бугаева С.С., личность удостоверена паспортом РФ;
от Заказчика - посредством видеоконференц-связи Афанасьева А.И. на основании доверенности N 54 от 07.02.2023; Калымова З.А. на основании доверенности N 68 от 08.06.2023,
рассмотрев жалобу ИП Бугаевой Светланы Сергеевны (ИНН: 862100586336; ОГРН: 319861700060804) от 12.12.2023 N 12582/23, на действия Заказчика - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Белоярская районная больница", при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка продуктов питания (извещение N 0387200027123000227) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба ИП Бугаевой Светланы Сергеевны (ИНН: 862100586336; ОГРН: 319861700060804) от 12.12.2023 N 12582/23, на действия Заказчика - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Белоярская районная больница", при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка продуктов питания (извещение N 0387200027123000227).
В доводах жалобы Заявитель указал следующее:
1. В проекте контракта, вложенного в извещение о закупке, Заказчиком подменены понятия "экспертиза товара" на "приемочная комиссия.
2. Требование Заказчика о наличии санитарного паспорта и санитарной книжки, удостоверяющей прохождение медицинского осмотра водителя автомобиля не законно.
3. Требование об обязательном процентном сроке остаточной годности продуктов питания недопустимо.
В ходе рассмотрения доводов сторон, материалов дела и проведения внеплановой проверки, Комиссией Управления установлено следующее.
Относительно первого довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
Согласно части 11 статьи 34 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить типовые условия контрактов, подлежащие применению заказчиками при осуществлении закупок.
При этом согласно части 12 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ условия типовых контрактов и типовые условия контрактов, утвержденные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, применяются в части, не противоречащей Федеральному закону от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона), до утверждения Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 11 статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона) типовых условий контрактов.
Согласно аукционной документации, по результатам торгов заключается контракт на поставку продуктов питания, составленный в соответствии с типовой формой, утвержденной приказом Минсельхоза России от 19 марта 2020 г. N 140.
Условия по приемке товара определены в проекте контракта в строгом соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон N 44-ФЗ).
На основании части 1 статьи 94 Закона N 44-ФЗ исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и этим Федеральным законом, в том числе: приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Законом N 44-ФЗ экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта.
Согласно части 3 статьи 94 Закона N 44-ФЗ для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 6 статьи 94 Закона N 44-ФЗ по решению заказчика для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта может создаваться приемочная комиссия, которая состоит не менее чем из пяти человек.
На основании вышеизложенного, Заказчик в проекте контракта определил, что приемка осуществляется уполномоченным представителем Заказчика. Заказчик вправе создать приемочную комиссию, состоящую из не менее пяти человек, для проверки соответствия Товара требованиям, установленным Контрактом. Проверка соответствия качества поставляемого Товара требованиям, установленным Контрактом, может также осуществляться с привлечением экспертов, экспертных организаций.
Учитывая, что Законом N 44-ФЗ Заказчик не ограничен сроком принятия решения о выборе порядка проведения экспертизы (представителем заказчика единолично, приемочной комиссией либо экспертами), такое решение принимается Заказчиком при приемке каждой партии товара.
Более того, при приемке товара Заказчик не обязан в каждом случае привлекать к приемке эксперта либо экспертную организацию, только потому, что проверка соответствия товара условиям контракта названа в Законе о контрактной системе экспертизой результата исполнения контракта.
При этом, закупаемые Заказчиком продукты питания не являются технически сложными товарами, не требуют специальных познаний при их приемке, все требования к продуктам питания закреплены в соответствующих ГОСТ.
Кроме этого, пунктом 3.6.6 проекта Контракта закреплено, что в случае если Поставщик не согласен с предъявляемой Заказчиком претензией о некачественной поставке, Поставщик обязан самостоятельно подтвердить качество Товара заключением эксперта, экспертной организации.
Следовательно, проектом Контракта урегулированы действия Поставщика в случае несогласия с выводами Заказчика о некачественном товаре и отсутствии возможности (желания) заменить товаром надлежащего качества.
На основании вышеизложенного, довод Заявителя является необоснованным.
Относительно второго довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Пунктом 3.4.Проекта контракта Поставщик при поставке Товара, должен предъявить Заказчику документы, оформленные в соответствии с законодательством Российской Федерации на русском языке:
- документацию о санитарной обработке автомобиля, осуществляющего перевозку продуктов питания;
-санитарную книжку, удостоверяющую прохождение медицинского осмотра водителя автомобиля, осуществляющего поставку Товаров.
На основании Приказа Министерства здравоохранения РФ N 90н от 18 февраля 2022 г. Утверждены формы, порядка ведения отчетности, учета и выдачи работникам личных медицинских книжек, в том числе в форме электронного документа", в период до 1 сентября 2024 г. допускается выдача и ведение ранее выданных личных медицинских книжек на бумажном носителе, оформленных на бланках и по форме, которые применялись до дня вступления в силу настоящего приказа.
В соответствии с пунктом 2 Приказа N 90н Книжка формируется работникам отдельных профессий, производств и организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения (далее - работники), выполняющим следующие виды работ:
работы, при выполнении которых осуществляется контакт с пищевыми продуктами в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации (в организациях пищевых и перерабатывающих отраслей промышленности, сельского хозяйства, пунктах, базах, складах хранения и реализации, в транспортных организациях, организациях торговли, общественного питания, на пищеблоках всех учреждений и организаций)
В соответствии с пунктом 6 Приказа N 90н грузовые отделения транспортных средств и контейнеры должны подвергаться регулярной очистке, мойке, дезинфекции с периодичностью, необходимой для того, чтобы грузовые отделения транспортных средств и контейнеры не могли являться источником загрязнения продукции. Вода, используемая для мойки внутренних поверхностей грузовых отделений транспортных средств и контейнеров, должна соответствовать требованиям к питьевой воде, установленным законодательством государства - члена Таможенного союза.
Таким образом, требование о наличии личных медицинские книжек и санитарных паспортов не отменены, более того, носят обязательных характер.
Следовательно, с связи с тем, что водителем осуществляется контакт с пищевыми продуктами в процессе их транспортировки, Заказчиком правомерно установлено требование о наличии санитарной книжки, удостоверяющей прохождение медицинского осмотра водителя автомобиля, осуществляющего поставку Товаров.
Также требование о наличии документации о санитарной обработке автомобиля, осуществляющего перевозку продуктов питания Заказчиком установлено правомерно, в связи с тем, что грузовые отделения транспортных средств и контейнеры должны подвергаться регулярной очистке, мойке, дезинфекции.
На основании вышеизложенного, довод Заявителя является необоснованным.
Относительно третьего довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
Согласно части 11 статьи 34 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить типовые условия контрактов, подлежащие применению заказчиками при осуществлении закупок.
Согласно аукционной документации, по результатам торгов заключается контракт на поставку продуктов питания, составленный в соответствии с типовой формой, утвержденной приказом Минсельхоза России от 19 марта 2020 г. N 140.
Согласно спецификации Заказчиком срок продуктов указан в процентном соотношении, а именно:
"Остаточный срок годности поставляемых Товаров должен составлять не менее 70% с момента поставки Товара".
При этом, на основании Приказа Минсельхоза России от 19.03.2020 N 140 (ред. от 12.10.2020) "Об утверждении типового контракта на поставку продуктов питания" заказчик указывает остаточный срок годности, определяемый календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Данное положение подтверждается письмами Минэкономразвития России от 20.04.2017 N ОГ-Д28-4653, от 09.06.2016 N ОГ-Д28-7243.
На основании вышеизложенного, довод Заявителя является обоснованным, Заказчиком допущено нарушение положений части 11 статьи 34 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, Комиссия Управления решила не выдавать обязательное для исполнения предписание, так как допущенные нарушения не повлияли на результаты определения подрядчика.
Жалоба ИП Бугаевой Светланы Сергеевны (ИНН: 862100586336; ОГРН: 319861700060804) от 12.12.2023 N 12582/23 рассмотрена Комиссией Управления в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Бугаевой Светланы Сергеевны (ИНН: 862100586336; ОГРН: 319861700060804) от 12.12.2023 N 12582/23, на действия Заказчика - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Белоярская районная больница", при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка продуктов питания (извещение N 0387200027123000227) частично обоснованной:
1.1. Первый довод необоснованный.
1.2. Второй довод необоснованный.
1.3. Третий довод обоснованный.
2. Признать в действиях Заказчика - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Белоярская районная больница", нарушение положений части 11 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Предписание не выдавать.
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе, к административной ответственности.
5. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Р.Р. Валиуллин
Члены Комиссии: Е.А. Андрейцева
А.А. Мацола
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 20 декабря 2023 г. N 086/06/34-2135/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.12.2023
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 4 июля 2024 г. по делу N А75-3709/2024 настоящее решение признано незаконным в части пунктов 1.1 резолютивной части