Резолютивная часть оглашена 20.12.2023
В полном объеме изготовлено 21.12.2023 Великий Новгород
Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России, Управление) (далее - Комиссия) в составе:
_,
в отсутствии представителей сторон (заказчик и победитель закупки надлежащим образом уведомлены о дате, времени и месте рассмотрения сведений, своих представителей не направили, 19.12.2023 заказчик заявил ходатайство о рассмотрении сведений в отсутствие своих представителей (вх. N 7882-ЭП/23 Новгородского УФАС России), каких-либо ходатайств победитель закупки не заявлял),
рассмотрев сведения, поступившие от заказчика - Территориального фонда обязательного медицинского страхования Новгородской области (173015, Великий Новгород, ул. Октябрьская, д. 12, к. 1; далее - ТФОМС НО) об уклонении победителя закупки - эксперта качества медицинской помощи по профилю "терапия" _ (_) от заключения контракта по итогам проведения запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по проведению экспертизы качества медицинской помощи обязательного медицинского страхования по профилю "терапия" для нужд Территориального фонда обязательного медицинского страхования Новгородской области, извещение N 0250200000123000038 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее также ЕИС) в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 01.12.2023,
УСТАНОВИЛА:
13.12.2023 в Новгородское УФАС России от заказчика - ТФОМС НО поступили сведения об уклонении победителя закупки - эксперта качества медицинской помощи по профилю "терапия" ... от заключения контракта по итогам проведения запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по проведению экспертизы качества медицинской помощи обязательного медицинского страхования по профилю "терапия" для нужд Территориального фонда обязательного медицинского страхования Новгородской области, извещение N 0250200000123000038 о проведении которого было размещено на официальном сайте 01.12.2023 (вх. N 7725-ЭП/23 Новгородского УФАС России; далее - Сведения).
Сведения представлены в соответствии с Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Постановление N 1078).
Руководствуясь пунктом 13 Правил, на основании пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Комиссией осуществлена внеплановая проверка осуществления вышеуказанной закупки.
В результате рассмотрения Сведений о недобросовестном исполнителе и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
01.12.2023 заказчиком на официальном сайте было размещено сформированное средствами ЕИС извещение N 0250200000123000038 о проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по проведению экспертизы качества медицинской помощи обязательного медицинского страхования по профилю "терапия" для нужд Территориального фонда обязательного медицинского страхования Новгородской области (далее - Извещение).
В соответствии с Извещением начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) рассматриваемой закупки составляет 148 668, 62 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов электронного запроса котировок от 11.12.2023 (размещен заказчиком на официальном сайте в указанную дату) победителем настоящей закупки была признана эксперт качества медицинской помощи по профилю "терапия" ... с предложением о цене контракта 140 000, 00 рублей (идентификационный номер заявки - 2 ZK-143402).
Согласно части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном статьей 51 настоящего Федерального закона, с учетом следующих особенностей:
1) заказчик формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
2) участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 настоящей части;
3) заказчик осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления участником закупки, с которым заключается контракт, действий в соответствии с пунктом 2 настоящей части, но не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
4) осуществление действий, предусмотренных пунктом 2 части 2, пунктом 2 части 3, пунктами 2 и 3 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не допускается.
11.12.2023 заказчиком был сформирован и размещен в ЕИС и на электронной площадке (с использованием ЕИС) без своей подписи проект контракта для его подписания победителем закупки.
Пунктом 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе в обязанности участника закупки, с которым заключается контракт, вменено подписание усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проекта контракта и одновременное размещение на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанного проекта контракта, а также документа, подтверждающего предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом).
Необходимо отметить, что требование обеспечения исполнения контракта заказчиком при осуществлении рассматриваемой закупки в Извещении установлено не было, в связи с чем в обязанности победителя закупки в предусмотренный пунктом 2 части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе срок (в данном случае не позднее 12.12.2023) входило исключительно подписание усиленной электронной подписью проекта контракта и его размещение после подписания на электронной площадке и в ЕИС для его последующего подписания заказчиком.
Однако в указанный срок проект контракта победителем закупки подписан не был.
Согласно части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, победитель закупки, не подписав проект контракта в установленный срок, уклонился от его заключения.
13.12.2023 заказчиком был сформирован с использованием ЕИС и размещен в ЕИС и на электронной площадке (с использованием ЕИС) протокол от указанной даты об уклонении победителя закупки от заключения контракта, а рассматриваемые Сведения направлены в Новгородское УФАС России как контрольный орган в сфере закупок для их рассмотрения по существу.
В соответствии с пунктом 1 части 7 статьи 51 Закона о контрактной системе заказчик в порядке, установленном настоящей статьей, заключает контракт с участником закупки, заявке которого в соответствии с настоящим Федеральным законом присвоен следующий порядковый номер и который не отозвал такую заявку в соответствии с настоящим Федеральным законом, в случае если участник закупки в соответствии с частью 6 настоящей статьи признан уклонившимся от заключения контракта.
14.12.2023 заказчиком был сформирован и размещен в ЕИС и на электронной площадке (с использованием ЕИС) без своей подписи проект контракта для его подписания участником закупки, заявке которого был присвоен следующий порядковый номер после победителя (идентификационный номер заявки - 1 ZK-143131, предложение о цене контракта - 148 668, 62 рублей), в указанную дату проект контракта таким участником закупки был подписан.
По состоянию на настоящее время заказчиком со своей стороны проект контракта еще не подписан.
Какие-либо надлежащим образом оформленные письменные объяснения по факту уклонения от заключения контракта по итогам рассматриваемой закупки ее победителем - экспертом качества медицинской помощи по профилю "терапия" ... в материалы Сведений не представлены.
19.12.2023 в Новгородское УФАС России с адреса электронной почты _, указанного в заявке победителя закупки в качестве адреса ее электронной почты, поступило неподписанное ни собственноручной подписью победителя закупки, ни ее электронной подписью электронное письмо (заявление) (вх. N 7870-ЭП/23 Новгородского УФАС России), в котором названы следующие причины неподписания проекта контракта в установленный срок.
Победитель закупки имеет статус самозанятого, однако в 2024 году победитель закупки продаст квартиру, в связи с чем такой статус потеряет.
Вследствие указанного, победитель закупки планировала заключить контракт как физическое лицо, но при подписании проекта контракта обнаружила, что его цена уменьшена и контракт заключается как с самозанятым.
При этом, на стр. 2 проекта контракта указано, что налог с цены контракта высчитывается как с самозанятого в размере 13 %, а в Спецификации, являющейся приложением N 2 к проекту контракта, - что налог высчитывается в размере 30 % как с физического лица.
Кроме того, в проекте контракта установлены штрафные санкции за неоказание исполнителем услуг в установленный срок, но ничего не сказано о пересылке результата работ почтовым отправлением.
В связи с указанными обстоятельствами, победитель закупки связалась с представителем заказчика, но разговаривать с нею представитель заказчика отказался.
Также победитель закупки указывает, что она проживает в другом регионе, у нее нет технической возможности подписать указанное заявление электронной подписью и возможности участвовать в рассмотрении Сведений в дистанционном режиме, а также возможности обжаловать действия заказчика.
Рассмотрев Сведения, изучив имеющиеся в их составе документы и информацию, Комиссия приходит к следующим выводам.
Материалами Сведений подтверждается уклонение победителя закупки - эксперта качества медицинской помощи по профилю "терапия" ... от заключения контракта по итогам настоящего определения поставщика (подрядчика, исполнителя), проект контракта до окончания суток 12.12.2023 ее подписан не был.
При этом, обстоятельства, указанные в вышеупомянутом электронном письме, подписанию проекта контракта со стороны победителя закупки в действительности не препятствовали и не освобождали ее от обязанности заключить контракт по итогам рассматриваемой закупки.
Данные выводы Комиссии обусловлены следующим.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе одним из электронных документов, включаемых в извещение об осуществлении закупки, является проект контракта.
Проект контракта в рассматриваемом случае является Приложением N 2 к Извещению.
В силу положений части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, а в силу положений подпункта "б" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе в размещаемый заказчиком в единой информационной системе и на электронной площадке проект контракта для его подписания победителем закупки подлежит включению цена контракта, соответствующая цене контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт.
Необходимо отметить, что, вопреки утверждению победителя закупки, размещенный заказчиком 11.12.2023 в ЕИС для подписания ею проект контракта включал в себя цену контракта, именно предложенную победителем закупки при подаче заявки на участие в настоящем запросе котировок в электронной форме (140 000, 00 рублей (пункт 2.1 проекта контракта)).
При этом, размещенный заказчиком 11.12.2023 в ЕИС для подписания победителем закупки проект контракта по своему содержанию не противоречил изначальным условиям закупки, предусмотренным Извещением, в том числе Приложению N 2 "Проект контракта" к Извещению.
В частности, и пункт 2.5.1 Приложения N 2 "Проект контракта" к Извещению, и пункт 2.5.1 размещенного заказчиком 11.12.2023 в ЕИС для подписания победителем закупки проекта контракта содержат условие, согласно которому "в случае если настоящий Контракт будет заключен с физическим лицом сумма, подлежащая уплате Заказчиком Исполнителю, уменьшается на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой настоящего Контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации Заказчиком.
Налог на доходы физических лиц и страховые взносы рассчитываются и перечисляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заказчик как налоговый агент исчисляет и удерживает налог на доходы физических лиц (13 %) из стоимости Услуг при их фактической оплате Исполнителю (пункт 4 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации)".
Указанное положение не только полностью соответствует требованиям пункта 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, но и при этом содержит условие применения исключительно, если контракт будет заключен с физическим лицом.
Кроме того, ни пункт 2.5.1 Приложения N 2 "Проект контракта" к Извещению, ни пункт 2.5.1 размещенного заказчиком 11.12.2023 в ЕИС для подписания победителем закупки проекта контракта не противоречат Спецификации, являющейся приложением N 2 к обоим указанным документам, согласно которой 30 % от цены контракта составляет вовсе не налог на доход физических лиц, а сумма всех налогов и взносов, входящих в цену контракта.
Необходимо отметить, что указанная процентная величина (30 %) включена заказчиком в такую Спецификацию непосредственно по итогам обоснования НМЦК рассматриваемой закупки (Приложение N 1 к Извещению), согласно расчету которого сумма налогов и взносов вынесена заказчиком в отдельную строку и составляет 34 308, 14 рублей из НМЦК (148 668, 62 рублей).
При этом, соблюдение заказчиками порядка обоснования НМЦК не относится к полномочиям ФАС России и ее территориальных органов при проведении внеплановых проверок осуществления закупок, аналогичная позиция содержится в письме ФАС России N ИА/699/16 от 13.01.2016.
Контроль в отношении определения и обоснования НМЦК осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (пункт 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе).
В связи с изложенным, сделать какие-либо выводы относительно правомерности расчета заказчиком НМЦК, в том числе в части включения в нее отдельной строкой суммы налогов и взносов, ее размера, Комиссия в ходе рассмотрения Сведений и проведения внеплановой проверки неправомочна, однако содержащаяся в Спецификации проекта контракта процентная величина суммы налогов и взносов изначальным условиям закупки в любом случае не противоречит.
Содержащиеся в разделе 6 Приложения N 2 "Проект контракта" к Извещению и разделе 6 размещенного заказчиком 11.12.2023 в ЕИС для подписания победителем закупки проекта контракта меры ответственности его сторон за ненадлежащее исполнение ими условий контракта, в том числе размер штрафа и пени для исполнителя, аналогичным образом не противоречат друг другу и также соответствуют требованиям действующего законодательства о контрактной системе, а именно статье 34 Закона о контрактной системе и утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 Правилам определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкретный способ представления исполнителем в адрес заказчика экспертных заключений на бумажном носителе (организацией почтовой связи, курьерской службой доставки, нарочно и т.д.) пунктом 4.2.5 Приложения N 2 "Проект контракта" к Извещению и пунктом 4.2.5 размещенного заказчиком 11.12.2023 в ЕИС для подписания победителем закупки проекта контракта не установлен, в связи с чем указанный вопрос остается на усмотрении исполнителя при исполнении контракта, способ представления указанных документов в адрес заказчика он должен определить самостоятельно с учетом действующего законодательства, в том числе законодательства в сфере охраны здоровья, причем, неурегулирование такого вопроса заключению контракта по итогам закупки никоим образом не препятствует.
Также необходимо учитывать, что подав заявку на участие в рассматриваемой закупке, эксперт качества медицинской помощи по профилю "терапия" ... согласилась со всеми изначально объявленными ее условиями, в том числе положениями Приложения N 2 "Проект контракта" к Извещению и включением в состав НМЦК закупки суммы налогов и взносов в вышеуказанном размере (30 % от НМЦК) (часть 5 статьи 43 Закона о контрактной системе).
Согласие победителя закупки с ее условиями и их достаточное уяснение ею также подтверждается и необжалованием ... проведения настоящего запроса котировок в электронной форме в Новгородское УФАС России в порядке главы 6 Закона о контрактной системе.
Следовательно, действия ... по неподписанию проекта контракта в установленный срок носят характер недобросовестного поведения, свидетельствуют об уклонении победителя закупки от его заключения, утрате у нее соответствующего интереса.
Доказательств обратного в материалах Сведений не содержится.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Учитывая все вышеизложенное, Сведения подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
При проведении внеплановой проверки осуществления рассматриваемой закупки каких-либо нарушений Закона о контрактной системе в действиях заказчика и его котировочной комиссии не установлено.
Руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением N 1078, Комиссия,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные заказчиком - Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Новгородской области (173015, Великий Новгород, ул. Октябрьская, д. 12, к. 1) об уклонении победителя закупки - эксперта качества медицинской помощи по профилю "терапия" _ (_) от заключения контракта по итогам проведения запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по проведению экспертизы качества медицинской помощи обязательного медицинского страхования по профилю "терапия" для нужд Территориального фонда обязательного медицинского страхования Новгородской области, извещение N 0250200000123000038 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 01.12.2023, включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
_
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 21 декабря 2023 г. N 053/10/104-740/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.12.2023