Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев сведения, направленные Муниципальным казенным учреждением города Пскова "Специализированный заказчик" (далее - Заказчик) в соответствии со ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" в отношении Общества с ограниченной ответственностью "СибирьСтройКонтроль" (адрес: 664523, Иркутская область, р-н Иркутский, рп. Маркова, ул.Жемчужная (НовоИркутский мер) д.15; ИНН 3827053188) для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на оказание услуг по осуществлению авторского надзора по объекту "Ликвидация объекта накопленного вреда окружающей среде - Псковской городской свалки в рамках реализации федерального проекта "Чистая страна" (номер извещения: 0157300009922000020),
УСТАНОВИЛА:
12 декабря 2023 года в адрес Псковского УФАС России поступили сведения от Заказчика в отношении Общества с ограниченной ответственностью "СибирьСтройКонтроль" (адрес: 664523, Иркутская область, р-н Иркутский, рп. Маркова, ул.Жемчужная (НовоИркутский мер) д.15; ИНН 3827053188) для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на оказание услуг по осуществлению авторского надзора по объекту "Ликвидация объекта накопленного вреда окружающей среде - Псковской городской свалки в рамках реализации федерального проекта "Чистая страна" (номер извещения: 0157300009922000020).
Рассмотрение сведений состоялось 18 декабря 2023 года в 15 часов 00 минут.
1) Дата размещения в Единой информационной системе (далее - ЕИС) на сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru извещения N0157300009922000020 о проведении электронного аукциона - 15.12.2022 12:08.
2) Начальная (максимальная) цена контракта - 693 090,00 рублей.
3) Оператор электронной площадки - АО "Сбербанк-АСТ".
4) Согласно протоколу Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 23.12.2022 NИЗК1, на участие в аукционе подана единственная заявка N93.
5) 29.12.2022 заключен муниципальный контракт N 214 с ООО "СибирьСтройКонтроль", с ценой 499 000 рублей 00 копеек.
6) 10.08.2023 права и обязанности перешли Заказчику от Управления городского хозяйства Администрации города Пскова на основании приказа N119-х.
7) 05.10.2023 заключено дополнительное соглашение N1 о перемене Заказчика.
Комиссия Псковского УФАС по контролю в сфере закупок, изучив материалы дела, установила следующее:
Согласно пункту 1.1. контракта Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательство оказать услуги по осуществлению авторского надзора по объекту "Ликвидация объекта накопленного вреда окружающей среде - Псковской городской свалки в рамках реализации федерального проекта "Чистая страна" (далее - Объект), в соответствии с Описанием объекта закупки (Техническим заданием) (Приложение N 1 к настоящему Контракту), проектной документацией (Приложение N 2 к настоящему Контракту), которые являются неотъемлемой частью Контракта.
Согласно пункту 4.1. контракта срок оказания услуг: с даты заключения муниципального контракта по 15.11.2023, но не ранее фактического срока завершения работ по объекту.
Согласно условиям контракта Исполнитель обязан:
пункт 5.3.8. контракта участвовать в приемке ответственных конструкций, а также в составлении актов освидетельствования основных работ, скрываемых последующими работами и конструкциями;
пункт 5.3.9. контракта контролировать качество выполняемых работ при строительстве;
пункт 5.3.12. контракта обеспечить присутствие на строительной площадке квалифицированных специалистов по авторскому надзору не реже 1 (Одного) раза в неделю, в количестве, необходимом для надлежащего исполнения обязательств по контракту, в том числе специалистов, уполномоченных оперативно вносить в установленном порядке дополнения в рабочую документацию. Обеспечить прибытие специалистов по авторскому надзору на строительную площадку в выходные и нерабочие праздничные дни по вызову Заказчика в течение 48 часов с момента получения вызова;
пункт 5.3.13. контракта обеспечить участие специалистов по авторскому надзору в освидетельствовании промежуточных и скрытых работ, подлежащих обследованию представителями авторского надзора, а также участвовать в разрешении непредвиденных ситуаций по вызову Заказчика;
пункт 5.3.14. контракта принимать участие в работе комиссии по приемке работ.
11.08.2023 (исх.NУГХ АГП-02-10640) Заказчик направил Обществу требование об исполнении обязательств по контракту.
06.10.2023 (исх.NМКУ СЗ-02-974) Заказчик направил Обществу письмо о необходимости выезда на объект до 16.10.2023.
19.10.2023 (исх.NМКУ СЗ-02-1206) Заказчик направил Обществу письмо о необходимости рассмотреть и согласовать работы по замене песка среднезернистого на минеральный песчаный грунт ООО "Раритет -Эко" (исполнитель по контракту рекультивация объекта накопления).
02.11.2023 (исх.N МКУ СЗ-02-1498) Заказчик направил Обществу требование об исполнении обязательств по контракту.
30.11.2023 (исх.NМКУ СЗ-02-2059) Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
12.12.2023 Заказчиком размещены сведения о расторжении контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктом 13,14,15 Правил ведения РНП по результатам рассмотрения представленных информации, документов и проведения проверки фактов, в случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с пунктом 13.2. контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случаях:
а) если Исполнитель не приступает своевременно к исполнению Контракта или оказывает услуги настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным;
б) если Исполнителем не исполнено требование Заказчика устранить в установленный Заказчиком срок недостатки, выявленные в ходе оказания услуг;
в) нарушение сроков оказания услуг Исполнителем;
г) несоответствие оказанных Исполнителем услуг, предусмотренных настоящим Контрактом;
д) оказание Исполнителем услуг ненадлежащего качества;
е) повторное нарушение Исполнителем условий Контракта;
ж) по иным основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации.
30.11.2023 (исх.NМКУ СЗ-02-2059) Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
12.12.2023 Заказчиком размещены сведения о расторжении контракта.
Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
При рассмотрении сведений Комиссия изучила материалы на предмет установления:
- факта нарушения законодательство о контрактной системе;
- существенность нарушенных требований закона и условий контракта;
- наличие вины в действиях/бездействии ответчика;
- последствия нарушения для заказчика;
- соразмерность меры ответственности.
- основания применения п. 13, 14, 15 Правил ведения РНП
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
В свою очередь, такая правовая категория, как "недобросовестность", является оценочным понятием и складывается из ряда элементов поведения хозяйствующего субъекта в ходе заключения либо исполнения контракта.
С учетом изложенного контрольным органом в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или не включении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание общества недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие исполнителя, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к невозможности исполнения в срок контракта.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N139-О, от 07.02.2002 N16-О, постановлениях от 21.11.2002 N15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 NС1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.
Общество пояснений не предоставило в антимонопольный орган.
Согласно пояснений Заказчика с момента заключения контракта в адрес исполнителя неоднократно направлялись соответствующие требования об исполнении обязательств с указанием сроков устранения нарушения. Ответы на данные письма не получены, исполнитель на связь не выходит, ни разу не присутствовал на объекте, журнал авторского надзора не ведется.
Согласно сведений из ЕИС Общество включено в реестр недобросовестных поставщиков 7 (семь) раз, что свидетельствует о систематическом нарушении взятых на себя обязательств по государственным и муниципальным контрактам.
Учитывая изложенное, Комиссия Псковского УФАС России приходит к выводу, что ООО "СибирьСтройКонтроль" не исполнило обязательства по контракту, что свидетельствует о недобросовестных действиях Общества и виновном уклонении.
Включение сведений в РНП является необходимой мерой ответственности, поскольку служит для ограждения государственных заказчиков от недобросовестных поставщиков, поскольку Общество не осознает последствия срыва исполнения контрактов для государственных и муниципальных заказчиков и действует неосмотрительно при участии в торгах.
Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, статьей 95, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и п.п. в ч. 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года (до 20.12.2025) следующие сведения о подрядчике, с которым контракт расторгнут на основании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с неисполнением поставщиком обязательств по контракту:
- наименование: Общество с ограниченной ответственностью "СибирьСтройКонтроль";
- место нахождения: 664523, Иркутская область, р-н Иркутский, рп. Маркова, ул.Жемчужная (НовоИркутский мер) д.15;
- идентификационный номер налогоплательщика /код причины постановки на учет: ИНН 3827053188, КПП 382701001;
- единственный учредитель: Томшин Иннокентий Сергеевич; ИНН 381205124520;
- объект закупки: оказание услуг по осуществлению авторского надзора по объекту "Ликвидация объекта накопленного вреда окружающей среде - Псковской городской свалки в рамках реализации федерального проекта "Чистая страна" (номер извещения: 0157300009922000020);
- цена контракта - 499 000 рублей 00 копеек;
- срок выполнения: 15 ноября 2023 г..
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 18 декабря 2023 г. N РНП 060/06/95-548/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.12.2023