На основании ч.ч. 3, 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Приказом Брянского УФАС России от 15.12.2023 года N 459/23, на основании обращения заказчика Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области (ОСФР по Брянской области) вх. N 8600/23 от 15.12.2023 года о включении сведений в отношении ООО "Интра" в реестр недобросовестных поставщиков, Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю в сфере закупок в составе:
Председателя инспекции: "____."
Членов Инспекции: "____"
в отсутствие надлежащим образом уведомленных представителей ООО "Интра", заказчика Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области (ОСФР по Брянской области),
в результате осуществления проверки порядка одностороннего отказа заказчика Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области (ОСФР по Брянской области) от исполнения государственного контракта N 036-2023 от 03.04.2023 на выполнение работ по изготовлению и обеспечению инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов техническими средствами реабилитации - корсетами жесткой фиксации, требованиям Закона о контрактной системе,
установила:
1) 03.04.2023 между заказчиком ОСФР по Брянской области и ООО "Интра" заключен государственный контракт N 036-2023 от 03.04.2023 на выполнение работ по изготовлению и обеспечению инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов техническими средствами реабилитации - корсетами жесткой фиксации.
Согласно п. 1.2 государственного контракта в соответствии с настоящим контрактом Исполнитель обязуется выполнить работы по изготовлению и обеспечению инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов техническими средствами реабилитации - корсетами жесткой фиксации (далее - Работы и Изделия соответственно), в соответствии с Описанием объекта закупки (приложение N 1 к настоящему Контракту), и выдать их инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, имеющим право на обеспечение техническими средствами реабилитации за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - Получатель), а Заказчик обязуется оплатить выполненные работы в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
Кроме того, согласно:
- п. 3.1.1 государственного контракта исполнитель обязан выполнить работы по настоящему Контракту и передать их результат непосредственно Получателю в срок, установленный в п. 6.1 Контракта, с даты оформления Получателем заказа (обращения Получателя к Исполнителю). Заказ оформляется в день обращения Получателя при предоставлении им Направления, выдаваемого Заказчиком (приложение N 4 к настоящему Контракту), паспорта, уполномочивающих документов (если Изделие получает уполномоченный представитель) и индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида;
- п. 3.1.2 государственного контракта исполнитель обязан принимать все необходимые меры для информирования Получателей (в том числе по месту его нахождения) о необходимости обратиться к Исполнителю с целью оформления заказа на Изделие, проведения обмеров и выполнения иных действий, необходимых для начала работ;
- п. 3.1.3 государственного контракта исполнитель обязан для приема Получателей на территории г. Брянска и Брянской области организовать пункт (пункты) приема, оборудованный(е) в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (программа "Доступная среда), и не позднее 5 (пяти) рабочих дней с даты заключения Контракта письменно предоставить Заказчику информацию об адресах, телефонах, графике работы пункта (пунктов) приема.
2) 05.04.2023 заказчиком в адрес исполнителя ООО "Интра" посредством электронной почты направлено письмо с реестром направлений получателей технических средств реабилитации.
3) 05.04.2023 исполнителем ООО "Интра" в адрес заказчика ОСФР по Брянской области направлено письмо (исх. 38) с указанием ответственного сотрудника за исполнение контракта N 036-2023 от 03.04.2023 и его контактных данных, а также информацию о том, что обеспечение изделиями будет производиться в пункте приема по адресу: г. Брянск, ул. Войстроченко, д.6 - "CHILL" Бьюти коворкинг по предварительной записи силами исполнителя.
4) 07.04.2023 заказчиком в адрес исполнителя ООО "Интра" посредством электронной почты направлено письмо с реестром направлений получателей технических средств реабилитации.
5) В период с 24.05.2023 по 15.09.2023 между заказчиком ОСФР по Брянской области и исполнителем ООО "Интра" посредством электронной почты велась переписка относительно корректировки списка получателей технических средств реабилитации, а также о произведении замеров для производства соответствующих корсетов жесткой фиксации.
6) 01.11.2023 исполнителем ООО "Интра" в адрес заказчика ОСФР по Брянской области направлено письмо (исх. 209 от 01.11.2023) с просьбой расторгнуть государственный контракт N 036-2023 от 03.04.2023 по соглашению сторон ввиду невозможности его исполнения обществом по причине отсутствия новых поставок импортных комплектующих и значительного увеличения их стоимости в 2023 году, а также отсутствия сырья у отечественных производителей, а также в связи с изменением условий поставок на материалы импортного происхождения, необходимые для производства протезно-ортопедических изделий силами исполнителя, в частности цена и сроки поставки сырья для производства корсетов жесткой фиксации.
7) 15.12.2023 заказчиком ОСФР по Брянской области в адрес исполнителя ООО "Интра" направлена претензия (исх.ТК-32-02/119771) о взыскании неустойки за неисполнение обязательств, предусмотренных государственным контрактом N 036-2023 от 03.04.2023 в размере 6 933, 17 рубля.
8) 01.12.2023 заказчиком Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области (ОСФР по Брянской области) принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 036-2023 от 03.04.2023 на выполнение работ по изготовлению и обеспечению инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов техническими средствами реабилитации - корсетами жесткой фиксации. В основу данного решения положено неисполнение ООО "Интра" обязательств по государственному контракту.
Указанное решение сформировано заказчиком с использованием единой информационной системы, и размещено в единой информационной системе в сфере закупок 01.12.2023.
По итогам рассмотрения обращения заказчика, проведения проверки, Инспекция Брянского УФАС России по контролю в сфере закупок пришла к следующим выводам:
Заказчиком Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области (ОСФР по Брянской области) правомерно принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 036-2023 от 03.04.2023 на выполнение работ по изготовлению и обеспечению инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов техническими средствами реабилитации - корсетами жесткой фиксации, поскольку соблюдены требования Закона о контрактной системе:
1) части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, определяющей право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом. Так, пунктом 7.1 государственного контракта установлено, что настоящий контракт может быть расторгнут по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством;
2) части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми, в случае принятия заказчиком, предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
- заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
- решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
- поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В связи с существенным нарушением исполнителем условий контракта, заказчик 01.12.2023 принял решение об одностороннем отказе от его исполнения.
Данное решение размещено в единой информационной системе в сфере закупок 01.12.2023 11:28 (МСК), которое впоследствии 01.12.2023 автоматически с использованием единой информационной системы направлено исполнителю, в соответствии с положениями п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Таким образом, 01.12.2023 является датой надлежащего уведомления исполнителя ООО "Интра" об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта.
В соответствии с ч.13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таком образом, поскольку 01.12.2023 является датой надлежащего уведомления исполнителя об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта, то 12.12.2023 контракт считается расторгнутым.
Согласно ч.14 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Таком образом, поскольку 01.12.2023 является датой надлежащего уведомления исполнения об одностороннем отказе от исполнения контракта, и в течение десятидневного срока исполнитель ООО "Интра" не устранило нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, то 12.12.2023 контракт считается расторгнутым.
Согласно пп. а п. 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") (далее, Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078) орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Подпунктом Б п. 13 Правил установлено, что по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства о контрактной системе.
Инспекция Брянского УФАС России всесторонне и полно исследовав все обстоятельства дела при рассмотрении вопроса о включении сведений в отношении ООО "Интра" в реестр недобросовестных поставщиков, пришла к выводу о доказанности заказчиком Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области (ОСФР по Брянской области) в рамках заключенного государственного контракта N 036-2023 от 03.04.2023 на выполнение работ по изготовлению и обеспечению инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов техническими средствами реабилитации - корсетами жесткой фиксации недобросовестного поведения исполнителя ООО "Интра".
Данный вывод подтверждается следующим:
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктами 7.1, 7.2 контракта предусмотрено право заказчика на расторжение контракта в одностороннем порядке.
Заключенный сторонами контракт по своей правовой природе является договором подряда, следовательно, к правоотношениям сторон, в том числе, подлежат применению положениями главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ).
Согласно ч.ч. 2, 3 ст. 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков. Если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
В рассматриваемом случае основанием для одностороннего отказа от исполнения контракта послужило невыполнение взятых на себя обязательств в установленный контрактом срок.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии со статьей 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
В соответствии с пунктом 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Таким образом, условие о сроках выполнения работ является существенным для договора подряда.
Так, между заказчиком и исполнителем 03.04.2023 заключен государственный контракт N 036-2023 на выполнение работ по изготовлению и обеспечению инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов техническими средствами реабилитации - корсетами жесткой фиксации.
Согласно п. 1.2 государственного контракта в соответствии с настоящим контрактом Исполнитель обязуется выполнить работы по изготовлению и обеспечению инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов техническими средствами реабилитации - корсетами жесткой фиксации (далее - Работы и Изделия соответственно), в соответствии с Описанием объекта закупки (приложение N 1 к настоящему Контракту), и выдать их инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, имеющим право на обеспечение техническими средствами реабилитации за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - Получатель), а Заказчик обязуется оплатить выполненные работы в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
Однако, исполнителем ООО "Интра" работы по изготовлению и обеспечению инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов техническими средствами реабилитации - корсетами жесткой фиксации не выполнены.
Кроме того, исполнителем ООО "Интра" в течение 10 дней (для вступления в силу решения об одностороннем отказе исполнения контракта) не предпринято действий по устранению нарушений условий контракта.
Доказательств возникновения у исполнителем ООО "Интра" каких-либо объективных обстоятельств, а также обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом условия контракта в Брянское УФАС России не представлено.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В соответствии с частью 9 статьи 104 Закона о контрактной системе информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков является, в том числе, такое поведение при исполнении государственного контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности полноценного исполнения контракта с этим лицом как с признанным победителем закупки и нарушающих права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
Довод общества, отраженный в письме заказчику от 01.11.2023 исх. 209 не может быть принят Инспекцией Брянского УФАС России, поскольку ООО "Интра" как участник аукциона, самостоятельно принявший решение об участии в закупке, был обязан учесть специфику заключения контракта и соблюсти все предусмотренные для этого условия и сроки, надлежащим образом оценить свои трудовые и финансовые ресурсы, а также осознать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае неисполнения взятых на себя обязательств, в том числе, риск принятия уполномоченным органом решения о включении сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков.
Принимая решение о принятии участия в закупке, подавая заявку на участие в закупке, потенциальные исполнители, как субъекты предпринимательской деятельности, предполагающие риск наступления неблагоприятных последствий, должны еще до подачи заявок на участие в закупке выяснить и оценить предпринимательские риски, условия исполнения контракта, требования, предъявляемые к результату работ, и в случае необходимости, заложить данные риски при подаче ценовых предложений.
Действуя в рамках заключения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
ООО "Интра" не обеспечило соблюдение прав заказчика относительно исполнения контракта - в период действия контракта работы по изготовлению и обеспечению инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов техническими средствами реабилитации - корсетами жесткой фиксации не исполнены, что привело к нарушению публичных интересов по исполнению контракта.
Кроме того, Инспекция Брянского УФАС России отмечает, тот факт, что на запрос Брянского УФАС России от 15.12.2023 (исх. НС/7630/23) ООО "Интра" не предоставило пояснений и документов по факту неисполнения государственного контракта, на заседании Инспекции по рассмотрению обращения не явилось.
Таким образом, сведения в отношении ООО "Интра" подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков по факту расторжения в одностороннем порядке контракта на выполнение работ по изготовлению и обеспечению инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов техническими средствами реабилитации - корсетами жесткой фиксации, в связи с нарушениями условий рассматриваемого контракта.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Инспекция Брянского УФАС России,
Решила:
1. Включить сведения в отношении ООО "Интра" "____.", сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица: "____" в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
2. Датой включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков считать дату, следующую за датой размещения реестровой записи в отношении ООО "Интра" "_____..", лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица: "_____" в реестре в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель инспекции "____."
Члены инспекции "____."
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 21 декабря 2023 г. N РНП-32-821
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.12.2023