Резолютивная часть решения объявлена 21 декабря 2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 22 декабря 2023 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: <_>;
Члены Комиссии: <_>; <_>;
при участии представителей Общества с ограниченной ответственностью "Охранно-правовое предприятие "Легион" (далее - ОПП "ЛЕГИОН", Заявитель) - <_>, <_>,<_>,
при участии представителей Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области (далее - Уполномоченный орган) - <_>, <_>,
в отсутствие представителей надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Усольская городская больница" (далее - Заказчик),
рассмотрев жалобу Заявителя на действия комиссии по рассмотрению заявок при проведении электронного аукциона "Комплекс охранных услуг с помощью пульта централизованной охраны и выезда групп быстрого реагирования при срабатывании сигнализации и нажатии кнопок экстренного вызова на объектах ОГБУЗ "Усольская ГБ", извещение N0134200000123005352, в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 14 декабря 2023 года поступила жалоба Заявителя на действия комиссии по осуществлению закупки при проведении электронного аукциона "Комплекс охранных услуг с помощью пульта централизованной охраны и выезда групп быстрого реагирования при срабатывании сигнализации и нажатии кнопок экстренного вызова на объектах ОГБУЗ "Усольская ГБ", извещение N0134200000123005352.
По мнению заявителя, комиссией Уполномоченного органа неправомерно отклонена заявка заявителя о основании следующего:
1. Заявитель считает необоснованными действия комиссии отклонившего заявку ОПП "ЛЕГИОН" по причине того, что согласно реестра контрактов в единой информационной системе контракт N 01342000001230036490001 от 26 сентября 2023 года находится на статусе - Исполнение.
По мнению Заявителя направленный оператором контракт не был завершен, но был исполнен на сумму, превышающую 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). В рамках данного контракта Заявителем выполнены, а Заказчиком приняты и оплачены работы на сумму 951 014 рублей 40 копеек.
2. Общество также считает необоснованными действия комиссии в части признания соответствующей заявки участника закупки N115514165 (победителя), поскольку заявка победителя является не соответствующей требованиям извещения по причине отсутствия нотариального удостоверения решения об одобрении крупной сделки.
3. Извещение о проведении электронного аукциона N0134200000123005352 составлено Заказчиком с нарушениями требований Федерального закона N44-ФЗ.
Уполномоченным органом представлены письменные пояснения по существу изложенных в жалобе доводов из содержания, которых следует, что доводы, изложенные в жалобе считает необоснованными.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что Заказчиком 28 ноября 2023 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещены извещение о проведении электронного аукциона для закупки "с помощью пульта централизованной охраны и выезда групп быстрого реагирования при срабатывании сигнализации и нажатии кнопок экстренного вызова на объектах ОГБУЗ "Усольская ГБ" N0134200000123005352 (далее - извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 4 623 897 рублей 60 копеек.
Датой окончания срока подачи заявок является 08 декабря 2023 года.
08 декабря 2023 года Заказчиком размещен протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 08.12.2023 NИЭА1.
Согласно названному протоколу, участнику закупки, подавшему заявку под номером "115513360" Заявителю,
отказано в допуске к участию в электронном аукционе по следующему основанию:
"Оператором электронной площадки из реестра участников аккредитованных на электронной площадке (раздел "Документы по части 3 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ") направлены сведения о контракте, который на момент рассмотрения заявок не исполнен и в реестре контрактов на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок находится на стадии "Исполнение", что не соответствует требованиям действующего законодательства и требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
На основании пункта 3 части 12 статьи 48 Федерального закона N44-ФЗ заявка, на участие в закупке отклонена".
Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 08.12.2023 NИЭА1 победителем закупки признана заявка N115514165.
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы Заявителя, возражения Уполномоченного органа, приходит к выводу о необоснованности довода жалобы на основании следующего.
Статьей 49 Федерального закона N44-ФЗ регламентировано проведение электронного аукциона, в том числе порядок рассмотрения заявок на участие в закупке, формирования протокола.
В соответствии подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Федерального закона N44-ФЗ не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Федерального закона N44-ФЗ.
Согласно пункту 1 части 12 статьи 48 Федерального закона N44-ФЗ при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Федерального закона N44-ФЗ), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Исходя из вышеуказанных норм Федерального закона N44-ФЗ, комиссия по осуществлению закупок при рассмотрении заявок на участие в закупке должна проверить заявки на формальное соответствие требованиям извещения о проведении закупки, при этом, комиссия не вправе толковать заявки на участие в закупке по своему усмотрению. В случае несоответствия информации, указанной в заявке участника закупки требованиям извещения, такая заявка подлежит отклонению.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Федерального закона N44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ (при наличии такого требования).
Согласно части 2 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
На основании части 3 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В целях реализации требований закона Правительство Российской Федерации приняло Постановление Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее Постановление Правительства N 2571) в котором, в том числе установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к настоящему постановлению.
В соответствии с абзацем восьмым подпункта "а" пункта 3 Постановления Правительства N2571 предусмотрено, что положения постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом позиции 34 - 31 и 33 - 35 приложения могут не применяться в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта не превышает 500 тыс. рублей.
Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона N0134200000123005352 установлены дополнительные требования в соответствии с позицией 34 раздела II приложения к Постановлению Правительства РФ N2571.
В силу пункта 34 Постановления Правительства N2571 предусмотрены дополнительные требования к участникам закупки на услуги по обеспечению охраны объектов (территорий).
Соответствие указанным дополнительным требованиям подтверждается наличием у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий).
Цена оказанных услуг должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
При этом, документами, подтверждающими соответствие участников закупки дополнительным требованиям в случае наличия опыта является:
1) исполненный договор;
2) акт приемки оказанных услуг, подтверждающий цену оказанных услуг.
Подпунктом "в" пункта 4 постановления Правительства N2571 установлено, что информацией и документами, подтверждающими соответствие участника закупки дополнительному требованию, установленному в соответствии с частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, являются исполненный контракт, заключенный в соответствии с Законом о контрактной системе, или договор, заключенный в соответствии с Законом о закупках, а также акт приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, подтверждающий цену поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.
Как следует из содержания заявки заявителя, а также протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 08.12.2023 NИЭА1, в качестве подтверждения опыта в соответствии с требованиями положения извещения и Постановления Правительства N 2571 участником электронного аукциона с идентификационным номером заявки 115513360 (заявка ООО "ОПП ЛЕГИОН") представлены и направленны Уполномоченному органу оператором электронной площадки с использованием программно-аппаратных средств площадки в соответствии из числа документов (их копий), размещенных в соответствии с частью 13 статьи 24.2 Федерального закона N44-ФЗ в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, а именно (в том числе):
контракт N01342000001230036490001 комплекс охранных услуг с помощью пульта централизованной охраны и выезда групп быстрого реагирования при срабатывании сигнализации и нажатии кнопок экстренного вызова на объектах ОГБУЗ "Усольская ГБ", Идентификационный код закупки N232381901229038510100105180018010244 от 26 сентября 2023 года, цена контракта составляет 1 434 316 рублей 80 копеек;
акт N8234 от 09.11.2023 г. (за октябрь) на сумму 483 302,40 руб.; акт N9058 от 30.11.2023 г. (за ноябрь) на сумму 467 712,00 руб. Итог на общую сумму (483 302 рублей 40 копеек + 467 712 рублей 00 копеек) 951 014 рублей 40 копеек.
Как было установлено комиссией Уполномоченного органа, согласно реестра контрактов в единой информационной системе представленный Контракт N01342000001230036490001 от 26 сентября 2023 года находится на статусе Исполнение.
Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что сумма оплаченных работ по контракту N01342000001230036490001 от 26 сентября 2023 года, согласно представленных актам составляет 951 014 рублей 40 копеек, что несоответствует пункту 5.1 вышеуказанного контракта.
Согласно пункту 5.1 вышеуказанного контракта цена контракта (цена за право заключения контракта) составляет 1 434 316 рублей 80 копеек (один миллион четыреста тридцать четыре тысячи триста шестнадцать) рублей 80 (восемьдесят) копеек.
Более того, срок оказания услуг по Контракту от 26 сентября 2023 года с 01.10.2023 г. по 31.12.2023 г., круглосуточно (пункт 1.2. Контракта).
Согласно запросу Иркутского УФАС России в адрес Заказчика, по состоянию на 08 декабря 2023 года (дата подведения итогов электронного аукциона) Контракт от 26 сентября 2023 г. находится в статусе "Исполнение", что не позволяет говорить об исполнении вышеуказанного Контракта в полном объеме на момент рассмотрения заявок комиссией Уполномоченного органа.
Таким образом, с учетом оценки условий представленного Контракта в рассматриваемом случае установлено, что ООО "ОПП ЛЕГИОН" на протяжении установленного Контрактом срока оказывается услуга, а именно,обязательство, подлежащее исполнению в течение определенного сторонами периода времени, которое будет исполнено только по окончании срока действия Контракта, при этом, акты, подписываемые сторонами в рамках действующего Контракта являются промежуточными, подтверждают только частичное исполнение Контратака и не свидетельствуют о прекращении (исполнении) основного обязательств ООО "ОПП ЛЕГИОН" по Контракту.
При этом, согласно части 4 статьи 5 Федеральный закон N44-ФЗ в случае наличия противоречий между данными, содержащимися в единой информационной системе, и данными, содержащимися в информации и документах, направляемых участниками контрактной системы, приоритет имеет информация, содержащаяся в единой информационной системе.
В соответствии с абзацем 9 подпункта б пункта 3 Постановления N2571 в случае наличия противоречий между информацией, содержащейся в единой информационной системе, и информацией, содержащейся в документах, направляемых участниками закупки и предусмотренных приложением в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям", приоритет имеет информация, содержащаяся в единой информационной системе.
Согласно требованиям, установленным в Постановлении N 2571, в качестве подтверждения опыта принимаются контракты, исполненные в полном объеме.
При этом такой договор (контракт) должен быть заключен с участником закупки и исполнен участником закупки в полном объеме, то есть выполнение работ, оказание услуг по соответствующему договору (контракту) должно быть завершено, что будет являться подтверждением наличия опыта у конкретного лица, позволяющего сделать вывод об объеме выполненных работ, оказанных услуг непосредственно этим участником.
В соответствии с пунктом 3 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору.
Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
Следовательно, государственный или муниципальный контракт, как и любой договор, будет считаться исполненным после выполнения своих обязательств сторонами в полном объеме.
Таким образом, полное исполнение сторонами взятых на себя обязательств по договору (контракту) включает в себя приемку поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (их результатов) и оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (их результатов).
Аналогичная позиция содержится в Письме Минфина России от 01.09.2022 N24-06-06/85201.
На основании вышеизложенного в Постановлении Правительства N2571 прямо указывается, что в качестве подтверждения наличия опыта исполнения контрактов выступает исполненный договор в полном объеме, что также подтверждается позицией Минфина России, изложенной в письме от 01.09.2022 N24-06-06/85201
Довод заявителя жалобы о том, что направленный оператором контракт не был завершен, но был исполнен на сумму, превышающую 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) был принят оператором электронной площадки при аккредитации участника закупки, соответственно комиссия Уполномоченного органа не должна была отклонять заявку Заявителя, Комиссия считает несостоятельным в силу следующего.
В соответствии подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Федерального закона N44-ФЗ не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Федерального закона N44-ФЗ.
Таким образом, аукционная комиссия проверяет соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ N2571, исходя из предметов договоров (контрактов), представляемых участниками закупок в качестве подтверждения своего опыта выполнения соответствующих работ, оказания услуг.
Кроме того, в силу части 17 статьи 24.2 Федерального закона N44-ФЗ ответственность за недостоверность информации и (или) документов, направленных оператору электронной площадки, оператору специализированной электронной площадки в соответствии со статьей 24.2 Закона о контрактной системе, за несоответствие указанных информации и (или) документов требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, за действия, совершенные на основании указанных информации и (или) документов, несет участник закупки.
Таким образом, представленные участником электронного аукциона с идентификационным номером заявки N115513360 (ООО "ОПП "Легион") в заявке документы, не подтверждают соответствие участника электронного аукциона дополнительным требованиям Постановления Правительства N2571, что не соответствует части 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ и требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Следовательно, комиссия по осуществлению закупок Уполномоченного органа правомерно приняла решение об отклонении заявки Заявителя.
Довод Заявителя жалобы о том, что заявка участника закупки N115514165 является не соответствующей требованиям извещения по причине отсутствия нотариального удостоверения решения об одобрении крупной сделки, Комиссией исследован и признан необоснованным в силу следующего.
В силу части 1 статьи 46 Федерального закона от 08.02.1998 N14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об обществах с ограниченной ответственностью) крупной сделкой считается сделка (несколько взаимосвязанных сделок), выходящая за пределы обычной хозяйственной деятельности и при этом:
связанная с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества (в том числе заем, кредит, залог, поручительство, приобретение такого количества акций (иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции) публичного общества, в результате которых у общества возникает обязанность направить обязательное предложение в соответствии с главой XI.1 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N208-ФЗ "Об акционерных обществах"), цена или балансовая стоимость которого составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату;
предусматривающая обязанность общества передать имущество во временное владение и (или) пользование либо предоставить третьему лицу право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации на условиях лицензии, если их балансовая стоимость составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату.
Согласно части 8 статьи 46 Закона об обществах с ограниченной ответственностью для целей настоящего Федерального закона под сделками, не выходящими за пределы обычной хозяйственной деятельности, понимаются любые сделки, которые приняты в деятельности соответствующего общества либо иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичные виды деятельности, независимо от того, совершались ли такие сделки таким обществом ранее, если такие сделки не приводят к прекращению деятельности общества или изменению ее вида либо существенному изменению ее масштабов.
В данном случае, объектом закупки является комплекс охранных услуг с помощью пульта централизованной охраны и выезда групп быстрого реагирования при срабатывании сигнализации и нажатии кнопок экстренного вызова на объектах ОГБУЗ "Усольская ГБ" (код позиции: 80.10.12.000-00000009 - Услуги частной охраны (Охранный (технический) мониторинг).
Согласно содержанию выписки единого государственного реестра юридических лиц от 17.03.2023 г., предоставленной в составе заявки участника закупки N115514165 (ООО ОП "<_>"), основным видом его деятельности является деятельность охранных служб, в том числе частных (Код- 80.10).
Таким образом, услуги указанные в объекте закупки, являются для ООО ОП "<_>" обычной хозяйственной деятельностью и предоставление решения о согласии па совершение или о последующем одобрении крупной сделки в составе заявки на участие в закупке не требуется.
Таким образом, что Комиссия по осуществлению закупок Уполномоченного органа правомерно приняло решение о соответствии заявки участника закупки N115514165 (ООО ОП "<_>").
В связи с изложенным Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.
В процессе рассмотрения жалобы представитель Заявителя озвучил довод о нарушении Заказчиком при формировании извещения о проведении электронного аукциона положений Федерального закона N44-ФЗ.
Вместе с тем, указанные доводы не могут быть рассмотрены Комиссией Иркутского УФАС России при рассмотрении жалобы на действия Уполномоченного органа, так как обжалование положений извещения о закупке возможно, согласно пункта 1 части 2 статьи 105 Федерального закона N44-ФЗ, до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Заявитель данным правом не воспользовался, жалоб на положения извещения о проведении закупки в рассматриваемой части не подавал.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Регламентом ФАС, Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ОПП "Легион" необоснованной;
2 Направить копии решения сторонам по жалобе;
3. Отменить процедуру приостановления определения поставщика в части подписания контракта.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
|
<_> |
Члены комиссии |
|
<_> |
|
|
<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 22 декабря 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.12.2023