Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
*,
*,
*,
рассмотрев заявление заказчика в лице Государственного казенного учреждения Свердловской области "Дом ребенка" (вх. N 27417-ЭП/23 от 12.12.2023 г.) о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Чиртулове Андрее Александровиче, исполнителе по контракту N АЕ-370Д/2023 от 31.03.2023 г. на капитальной ремонт мягкой кровли здания Литера А Отделения N 7 ГКУ СО "Дом ребенка" (извещение N 0162200011823000370) в части соблюдения требований ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 г N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее по тексту - постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078), а так же, проведя внеплановую проверку в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее по тексту - Постановление Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576), посредством использования интернет-видеоконференции, которая обеспечивает возможность участия сторон, в 15-00 в присутствии представителей:
- заказчика в лице Государственного казенного учреждения Свердловской области "Дом ребенка" - *, *,
- уполномоченного органа в лице Департамента государственных закупок Свердловской области - *,
- заинтересованного лица ИП Чиртулова Андрея Александровича - *, *,
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступило заявление заказчика в лице Государственного казенного учреждения Свердловской области "Дом ребенка" (вх. N 27417-ЭП/23 от 12.12.2023 г.) о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Чиртулове Андрее Александровиче, исполнителе по контракту N АЕ-370Д/2023 от 31.03.2023 г. на капитальной ремонт мягкой кровли здания Литера А Отделения N 7 ГКУ СО "Дом ребенка" (извещение N 0162200011823000370).
Заявление рассмотрено Комиссией в соответствии со ст. 99, 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576.
Изучив имеющиеся материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
07.03.2023 г. на официальном сайте в Единой информационной системе в сфере закупок в сети "Интернет" (http://zakupki.gov.ru) (далее по тексту - единая информационная система) и на сайте электронной торговой площадки ООО "РТС-тендер" было размещено извещение N 0162200011823000370 на капитальной ремонт мягкой кровли здания Литера А Отделения N 7 ГКУ СО "Дом ребенка".
Начальная (максимальная) цена контракт составила 13 864 130,00 рублей.
Контракт N АЕ-370Д/2023 от 31.03.2023 г. на капитальной ремонт мягкой кровли здания Литера А Отделения N 7 ГКУ СО "Дом ребенка" был подписан сторонами, сведения о заключенном контракте опубликованы на сайте о размещении заказов www.zakupki.gov.ru в порядке и сроки, установленные законодательством. Дата заключения контракта - 31.03.2023 г.
В соответствии с п. 1.1. контракта N АЕ-370Д/2023 от 31.03.2023 г. Подрядчик обязуется по Заданию заказчика (Приложение N 1 к контракту) в установленный контрактом срок (пункт 1.3 контракта, Приложение N 3 к контракту) выполнить работы в соответствии с рабочей документацией с шифрами 429/21-АС, ВОР-АС, 429/21-ЭЛ, ВОР-ЭЛ, 429/21-СМ разработанной Проектировщиком ООО Жилпромпроект" (Приложение N 2 к контракту) по "Капитальному ремонту мягкой кровли здания Литера А Отделения N 7 ГКУ СО "Дом ребенка"" (далее - "работы"), а Заказчик обязуется выполненные работы принять и оплатить.
Подрядчик подписанием настоящего контракта подтверждает, что полностью изучил Задание Заказчика (Приложение N 1 к контракту) и Рабочую (в т.ч. сметную) документацию (Приложение N 2 к контракту), понимает требования Заказчика относительно предмета контракта, объема работ, согласен и гарантирует, что цена контракта включает в себя стоимость всех материалов, работ и расходов, необходимых и достаточных для выполнения работ по контракту в полном объеме, создания результата, соответствующего требованиям Заказчика.
Пунктом 1.3. контракта N АЕ-370Д/2023 от 31.03.2023 г. сроки выполнения Подрядчиком работ по контракту:
- начало выполнения работ - с момента заключения контракта;
- окончание выполнения работ: 31 августа 2023 г.
Пунктом 2.4. контракта N АЕ-370Д/2023 от 31.03.2023 г. определены обязанности подрядчика, а именно:
2.4.1. Своевременно и с надлежащим качеством выполнить работы и представить Заказчику отчетную документацию по итогам исполнения контракта.
2.4.2. В течение 5 (пяти) рабочих дней с даты заключения контракта разработать и согласовать с Заказчиком График выполнения работ (Приложение N 3 к контракту).
2.4.3. Подрядчик и его полномочные представители обязаны по приглашению Заказчика принимать участие в проводимых им совещаниях для обсуждения вопросов, связанных с выполняемыми работами на объекте, представляя необходимую информацию в объеме, необходимом для совещания.
2.4.4. В случае использования при выполнении работ общераспространенных полезных ископаемых Подрядчик обязуется до начала выполнения работ предоставить Заказчику копию выданной Подрядчику лицензии на пользование недрами для геологического изучения, разведки и добычи или разведки и добычи соответствующих общераспространенных полезных ископаемых (либо выписку из реестра лицензий на пользование недрами) или копии документов, свидетельствующих о приобретении Подрядчиком соответствующих общераспространенных полезных ископаемых у недропользователя или об их приобретении иными поставщиками у недропользователя.
2.4.5. Обеспечить наличие достаточного количества материалов, конструкций, изделий и монтируемого оборудования, предназначенных для выполнения работ в соответствии с Заданием Заказчика (Приложение N 1 к контракту), Рабочей документацией (Приложение N 2 к контракту).
2.4.8. Обеспечить привлечение к выполнению работ по контракту соответствующего количества персонала (служащих, рабочих), достаточного с точки зрения нормирования для выполнения указанных видов и объемов работ, в соответствии с Рабочей документацией, условиями контракта.
2.4.9. Немедленно (в соответствии со статьей 716 Гражданского кодекса Российской Федерации) известить Заказчика и до получения от него указаний приостановить работы при обнаружении:
- непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи;
- возможных неблагоприятных для Заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;
- иных обстоятельств, угрожающих качеству результата выполняемой работы либо создающих невозможность ее завершения в срок, установленный Графиком выполнения работ (Приложение N 3 к контракту).
2.4.10. Предоставлять не позднее 2 (двух) рабочих дней с момента получения запроса от Заказчика информацию о ходе исполнения контракта, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта.
2.4.11. Не допускать к выполнению работ иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих установленной законодательством Российской Федерации регистрации, соответствующего разрешения на работу, а также в отношении которых нет необходимого разрешения.
2.4.12. Сохранять конфиденциальность информации, относящейся к ходу исполнения контракта и полученным результатам.
2.4.13. В день заключения контракта назначить ответственное лицо для оперативного решения текущих вопросов по контракту и передать Заказчику указанную информацию об ответственном с указанием должности, ФИО, телефона, адреса электронной почты.
2.4.14. По окончании выполнения работ, сформировать и разместить на сайте в ЕИС в элек-тронный документ о приемке.
2.4.15. В случае установления Заказчиком и (или) органами государственного (финансового) контроля (надзора) фактов завышения объема выполненных работ и/или их стоимости, необосно-ванного и/или нецелевого расходования денежных средств и/или неверного применения расценок, а также использования при выполнении работ материалов, не предусмотренных условиями контрак-та, изменения способа выполнения работ при отсутствии соответствующих согласований с Заказ-чиком и иных нарушений, несмотря на наличие подписанных электронного документа о приемке, Актов о приемке выполненных работ (форма N КС-2) и Справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3), Подрядчик осуществляет возврат Заказчику суммы излишне уплаченных денежных средств в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты получения требования Заказчика.
2.4.16. Своими силами и за свой счет, в срок, определенный Заказчиком, устранять допу-щенные недостатки выполненных работ или иные отступления от условий контракта.
2.4.17. Нести ответственность перед Заказчиком за координацию работы всех рабочих (спе-циалистов), субподрядчиков, поставщиков, привлеченных для выполнения работ, поставки матери-алов, оборудования на Объект.
2.4.18. Выполнять иные обязанности, предусмотренные контрактом.
Цена контракта составляет: 10 051 494 рублей 25 копеек (десять миллионов пятьдесят одна тысяча четыреста девяноста четыре рубля 25 коп.), НДС не облагается (п. 3.1. контракта N АЕ-370Д/2023 от 31.03.2023 г.).
Согласно п. 4.2. контракта N АЕ-370Д/2023 от 31.03.2023 г. для проверки соответствия выполненных работ условиям контракта, Заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза выполненных работ может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации. Экспертиза выполненных работ проводится с учетом требований статьи 41, части 3 статьи 94 Федерального закона N 44-ФЗ.
На основании п. 4.8. контракта N АЕ-370Д/2023 от 31.03.2023 г. в случае если в ходе проведения процедуры приемки выполненных работ будут выявлены недостатки (дефекты) работ, которые не позволяют производить нормальную эксплуатацию результата выполненных работ и объекта в соответствии с его целевым назначением, либо работы выполнены с отступлением от строительных норм и правил, а равно если на момент приемки работ Подрядчиком не будут завершены какие-либо виды работ, Стороны составляют Акт об обнаружении недостатков (дефектов) (Приложение N 4 к контракту), в котором указывается перечень и характер выявленных недостатков (дефектов), а также срок, необходимый Подрядчику для их устранения. В любом случае установленный Сторонами в Акте об обнаружении недостатков (дефектах) (Приложение N 4 к контракту) срок устранения выявленных нарушений при выполнении работ не может превышать 10 (десять) рабочих дней. Подрядчик должен принять все меры по устранению недостатков (дефектов), выявленных в ходе приемки работ в установленные сроки.
Исходя из информации, представленной Заказчиком на рассмотрение заявления, по настоящее время работы по капитальному ремонту мягкой кровли не сданы.
Кроме того, согласно позиции Заказчика, подрядчик неоднократно допускал нарушение условий государственного контракта, а именно: в соответствии с Техническим заданием к Контракту;
- Подрядчик обязан принять меры для недопущения протечек в помещения однако протечки были допущены неоднократно, о чем Заказчиком были направлены претензии с просьбой не допускать повторно протечек и восстановить затопленные помещения (05.07.2023 N265, 15.07.2023 N282, 27.07.2023 N301, 03.07.2023 N314, 10.07.2023 N319, 17.07.2023 N327, 20.07.2023 N334, 03.08.2023 года N355, 04.09.2023 года N391, 13.09.2023 N9, 09.10.2023 N500, 12.10.2023 N516, 20.10.2023 N549, N550, 12.11.2023 N12.) Поврежденные протечками помещения Отделения N7 ГКУ СО "Дом ребенка" на момент вынесения решения не восстановлены.
- Подрядчик обязуется приступить к выполнению последующих работ только после приёмки Заказчиком скрытых работ и составления актов их освидетельствования. Если закрытие работ выполнено без подтверждения Заказчика, Подрядчик обязан по требованию Заказчика за свой счёт вскрыть любую часть скрытых работ согласно указанию Заказчика, а затем восстановить за свой счёт, данное условие также было нарушено, не представлены акты скрытых работ, о чем Заказчиком в адрес Подрядчика были направлены претензии (N282 от 15.07.2023, 20.07.2023 N334, 09.10.2023 N500, 20.10.2023 N550, 02.11.2023 N12).
Кроме того, Заказчиком неоднократно направлялись претензии относительно качества выполненных и выполняемых работ и несоответствие их рабочей документации (несоответствие уклона, трещины на стяжке, (20.07.2023 N334, 09.10.2023 N500, 10.10.2023 N503, 02.12.2023 N12, 07.11.2023 N572).
Помимо повреждений помещений, рабочими была нарушена целостность асфальтового покрытия на территории учреждения, которое по настоящее время не восстановлено.
На основании п. 4.2. Контракта Заказчиком была проведена экспертиза выполненных работ с привлечением экспертной организации ООО "НТ ГОСТ". ООО "НТ ГОСТ" сформировало экспертное заключение N 36-23 от 29.11.2023 в заключении которой установлено, что работы выполнены с нарушением требований СП71.13330.2017 "Изоляционные и отделочные работы", СП17.13330.2017 "Кровли", а также выполнены с отступлением от проекта шифр 429/21-АС, а техническое состояние кровли после проведенного капитального ремонта оценивается как ограниченно работоспособное, работы по капитальному ремонту мягкой кровли здания Литера А Отделения N 7 ГКУ СО "Дом ребенка" выполнены с грубейшими нарушением требований нормативных документов, действующих на территории РФ, и не соответствуют заключенному контракту.
Согласно письменным пояснениям заинтересованного лица, решение о расторжении контракта NАЕ-370Д/2023 от 31.03.2023 г. принято Заказчиком после выполнения Подрядчиком 100% объёма работ, что подтверждается техническим отчетом N 732-11.2023 от 17.11.2023 г. и актом испытания системы электрообогрева водостока от 17.11.2023 г. Также подрядчик направил документ о приёмке в ГНС. Ссылки Заказчика в решении на претензии за период с 05.07.2023 г. по 20.10.2023 г. по протечкам ИП Чиртулов Андрей Александрович считает необоснованными, так как, подрядчик принимал все возможные меры о не допущении протечек (укрытие баннерами всех вскрытых участков, слив воды в местах накопления и т.п., что подтверждается фото и видеоотчетами). Что касаемо ремонта внутренних помещений, у подрядчика и Заказчика была встреча на объекте в ноябре 2023 г., где стороны устно договорились о том, что подрядчик закупает строительные материалы на оставшиеся помещения, что и было сделано. Подрядчик устно пообещал, что работы по отделке помещений закончит в любом случае. Сейчас работы еще ведутся, осталось одна группа. В срок до 20.12.2023 г. подрядчик полностью завершит внутренние работы.
Ссылки Заказчика в решении на претензии за период с 04.09.2023 г. по 12.11.2023 г. ИП Чиртулов Андрей Александрович считает необоснованными в связи с удовлетворением Подрядчиком требований Заказчика путем устранения нарушений.
Кроме того, согласно пояснениям заинтересованного лица, у Подрядчика присутствуют все фото и видеоматериалы этапов работ, которые отправлялись представителям Заказчика посредством электронной почты и WhatsApp. Все замечания Заказчика при выполнении следующего этапа работ были устранены. Ссылки в решении на претензии за период с 20.07.2023 г. по 07.11.2023 г. ИП Чиртулов Андрей Александрович считает необоснованными в связи с удовлетворением Подрядчиком требований Заказчика путем устранения нарушений, что подтверждается фотофиксацией. Также, подрядчик категорически не согласен с частью выводов эксперта и делает рецензию на Экспертное заключение N 36-23. Выводы эксперта о полной замене верхнего слоя кровельного пирога, состоящего из материала БИЛАСТтехно ЕВРО ЭКП, согласованного Заказчиком в качестве замены проектного материала, подрядчик считает необоснованными. Замечания по кровельному ковру и примыканиям были устранены подрядчиком в срок до 17.11.2023 г.
Кроме того, на данный момент гидроизоляция выполнена в объеме 100%, протечки отсутствуют.
Согласно отчету, составленному ответственными работниками Заказчика в ноябре 2023 г., объем выполненных Подрядчиком работ составлял 99%.
Комиссия в составе Подрядчика и мастера ЭМР ООО "ГК ТЕРМ" (представитель лица, выполнившего работы по освидетельствованию) 17.11.2023 г. составила Акт проведения комплексного испытания системы электрообогрева элементов водостока.
Согласно решению комиссии оборудование, прошедшее комплексное опробование, считать готовым для предъявления к вводу в эксплуатацию.
По итогам испытаний, проведенных 16.11.2023 г., ООО ЦЭТЛ "Лидер" составило Технический отчет N 732-11.2023 проверки электроустановок Заказчика от 17.11.2023 г.
Согласно заключению, указанному в техническом отчете, электроустановки Заказчика соответствуют 11УЭ, ПТЭЭПЭЭ, ГОСТ Р 50030.2-2010, ГОСТ 50571.16-2019, РД 34.45-51.300-97.
Кроме того, Комиссией установлено, что, исходя из информации, размещенной в единой информационной системе, Заказчиком до расторжения настоящего контракта, дважды принималось решение об одностороннем отказе. Решение об одностороннем отказе N 1/370Д от 20.07.2023 г. было отменено Заказчиком 31.07.2023 г. Решение об одностороннем отказе N 2/370дД от 04.08.2023 г. было отменено Заказчиком 14.08.2023 г.
В соответствии с п. 2 ст. 328 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) в случае непредоставления обязанной стороной предусмотренного договором исполнения обязательства либо при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков.
Согласно п. 2 ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с п. 1 ст. 450.1 ГК РФ предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В силу п. 2 ст. 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе у заказчика есть право принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 11.2. контракта N 54-2023/Р от 18.09.2023 г. контракт может быть расторгнут в порядке, установленном действующим законодательством.
На основании п. 8.3. контракта N АЕ-370Д/2023 от 31.03.2023 г. расторжение контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны контракта от его исполнения в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 01.12.2023 г.
В случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта Заказчик разместил в единой информационной системе 01.12.2023 г.
Таким образом, в соответствии с п. 3 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе датой надлежащего уведомления считается 01.12.2023 г.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение заказчика об одностороннем отказе вступило в силу 12.11.2023 г.
В силу ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе).
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, в том числе с учетом государственного/муниципального контракта.
Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, данное обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода (п. 1 ст. 314 ГК РФ).
Согласно ст. 401 ГК РФ:
1. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
2. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
3. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
В соответствии со ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное (п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Согласно п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Таким образом, контрольным органом в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности контрольного органа в сфере закупок включать представленные заказчиком сведения о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) без всесторонней соответствующей оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание заинтересованного лица недобросовестным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения сведений об подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Проанализировав имеющиеся доказательства по делу, учитывая, что заинтересованное лицо предпринимало попытки для надлежащего исполнения обязательств по контракту, Комиссия полагает, что включение сведений об ИП Чиртулове Андрее Александровиче в реестр недобросовестных поставщиков будет несоизмеримо с имеющимся неисполнением обязательств по контракту, повлечет для заинтересованного лица с учетом всех обстоятельств значительные неблагоприятные последствия, что не отвечает целям ведения реестра недобросовестных поставщиков, не соизмеримо с негативными для заказчика последствиями, связанными с неисполнением заинтересованным лицом обязательств по контракту.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 99, 104 Закона о контрактной системе, постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Не включать сведения об ИП Чиртулове Андрее Александровиче в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
* |
Члены Комиссии |
*
* |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 18 декабря 2023 г. N РНП-N
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.12.2023