Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
*
рассмотрев заявление заказчика в лице Администрации городского округа "Город Ирбит" Свердловской области (вх. N 27415-ЭП/23 от 12.12.2023 г), о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "СУ5групп" исполнителе по контракту N 0362300228322000045-01 от 04.10.2022 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Жилой комплекс по адресу: Свердловская область, г. Ирбит, ул. Маршала Жукова, 15" (извещение N 0362300228322000045 ), в части соблюдения требований ст.ст .99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078), а также, проведя внеплановую проверку в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее - постановление Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576), посредством использования интернет-видеоконференции, которая обеспечивает возможность участия сторон, в 14-15 при участии представителей:
- заказчика в лице Администрации городского округа "Город Ирбит" - *
- заинтересованного лица ООО "СУ5групп" - *
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступило заявление заказчика в лице Администрации городского округа "Город Ирбит" Свердловской области (вх. N 27415-ЭП/23 от 12.12.2023 г), о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "СУ5групп" исполнителе по контракту N 0362300228322000045-01 от 04.10.2022 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Жилой комплекс по адресу: Свердловская область, г. Ирбит, ул. Маршала Жукова, 15" (извещение N 0362300228322000045 ).
Заявление рассмотрено Комиссией в соответствии со ст. ст.99, 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576.
Заслушав доводы представителей заказчика, заинтересованного лица, проанализировав представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
09.09.2022 г. на официальном сайте в единой информационной системе в сфере закупок в сети "Интернет" (http://zakupki.gov.ru) (далее - единая информационная система в сфере закупок) и на сайте электронной торговой площадки ООО "РТС-тендер" было размещено извещение N 0362300228322000045 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Жилой комплекс по адресу: Свердловская область, г. Ирбит, ул. Маршала Жукова, 15".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 327 763 370,61 рублей.
Контракт N0362300228322000045-01 от 04.10.2022 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Жилой комплекс по адресу: Свердловская область, г. Ирбит, ул. Маршала Жукова, 15" был подписан сторонами, сведения о заключенном контракте опубликованы на сайте о размещении заказов www.zakupki.gov.ru в порядке и сроки, установленные законодательством. Дата заключения контракта - 04.10.2022 г.
В соответствии с п. 1.1 Контракта Подрядчик обязуется выполнить строительно-монтажные работы по объекту "Жилой комплекс по адресу: Свердловская область, г. Ирбит, ул. Маршала Жукова, 15" (далее - "работы") в соответствии с условиями настоящего контракта, в соответствии с описанием объекта закупки (Приложение N1), проектной документацией (Приложение N2), рабочей документацией (Приложение N3), сметной документацией (Приложение N4), Графиком строительно-монтажных работ по объекту (Приложение N5), являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта, а Заказчик обязуется в случае надлежащего исполнения условий контракта принять выполненные работы и оплатить их.
Подрядчик подписанием настоящего контракта подтверждает, что полностью изучил описание объекта закупки (Задание заказчика) (Приложение N1), проектную, рабочую документацию, сметную документацию, График строительно-монтажных работ по объекту, на основании чего будут выполняться работы по контракту, понимает требования Заказчика относительно предмета контракта, согласен и гарантирует, что цена контракта включает в себя стоимость всех материалов, работ и расходов, необходимых и достаточных для выполнения работ по контракту в полном объеме, создания результата, соответствующего требованиям заказчика.
Срок выполнения работ:
Начало выполнения работ: со дня заключения Контракта.
Окончание работ: в течение 456 календарных дней со дня заключения контракта.
Отдельные этапы выполнения работ определяются графиком строительно-монтажных работ по объекту (Приложение N 5 к контракту).
Сроки выполнения отдельных этапов определены в Приложении N 5 к контракту. Цена отдельных этапов устанавливается Сторонами в Графике оплаты выполненных работ (Приложение N6) и в Смете Контракта (Приложение N9 к контракту). ( п.1.2 Контракта).
Срок начала строительства Объекта, срок строительно-монтажных работы по объекту (конечный срок), выполнения отдельных видов и этапов строительно-монтажных работ и иных, предусмотренных Контрактом работ, определены графиком строительно-монтажных работ по объекту (далее - График выполнения работ) (Приложение N 5), а сроки и размеры оплаты выполненных строительно-монтажных работ и иных, предусмотренных Контрактом работ, (за исключением сроков и размеров оплаты выполненных работ в случае досрочного прекращения Контракта) - графиком оплаты выполненных работ (далее - График оплаты выполненных работ (Приложение N6).
График выполнения работ и График оплаты выполненных работ в совокупности составляют График исполнения Контракта.
За нарушение Графика исполнения Контракта Подрядчик несет ответственность перед Заказчиком, если не докажет, что допущенные нарушения обусловлены действиями (бездействием) Заказчика. За нарушение Графика исполнения Контракта Заказчик предъявляет Подрядчику неустойку (п.1.5 Контракта) .
В соответствии с п. 3.2.2. контракта Заказчик обязан в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента заключения контракта передать Подрядчику проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы, выданное ГАУ СО "Управление государственной экспертизы" об оценке соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов, оценка соответствия проектной документации установленным требованиям, проверка достоверности определения сметной стоимости.
В соответствии с п. 3.2.1. контракта Заказчик обязан оплачивать выполненные по контракту работы на основании сметы контракта.
В силу п.1.14 Контакта внеесение изменений в Смету Контракта осуществляется в соответствии с пунктами 9-12 Методики составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, утверждённой приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23 декабря 2019 года N841/пр, в случаях, установленных Законом о контрактной системе.
В случае, установленном абзацем первым настоящего пункта, Подрядчик направляет Заказчику предложения об изменении Сметы Контракта (Приложение N9), иных существенных условий Контракта с учетом положений установленных частью 1 статьи 95 Закона о контрактной системе с приложением:
- проекта Графика выполнения строительно-монтажных работ;
- проекта Сметы Контракта с локальными сметными расчетами по каждому этапу работ, указанному в проекте Сметы Контракта.
Заказчик в течение 30 (тридцати) календарных дней с момента получения от Подрядчика указанных в настоящем пункте документов рассматривает предложение Подрядчика об изменении Сметы Контракта (Приложение N 9), иных существенных условий Контракта с учетом положений установленных частью 1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
При согласии Заказчика с предложением Подрядчика, при наличии оснований для изменения существенных условий Контракта, предусмотренных Законом о контрактной системе, Заказчик в течение 30 (тридцати) календарных дней формирует проект дополнительного соглашения к Контракту и направляет его Подрядчику.
При несогласии Заказчика с предложением Подрядчика, в том числе при отсутствии оснований для изменения существенных условий Контракта, предусмотренных Законом о контрактной системе, Заказчик в тот же срок направляет Подрядчику письменный мотивированный отказ от изменения Сметы Контракта (Приложение N9), иных существенных условий Контракта.
В течение 5 (пяти) рабочих дней с момента получения от Заказчика проекта дополнительного соглашения, указанного в абзаце шестом настоящего пункта, Подрядчик подписывает 2 (два) экземпляра дополнительного соглашения и направляет их Заказчику либо направляет Заказчику мотивированный отказ от подписания данного дополнительного соглашения.
В течение 5 (пяти) рабочих дней с момента получения от Подрядчика дополнительного соглашения Заказчик его подписывает и один экземпляр направляет Подрядчику.
Все разногласия и споры, которые могут возникнуть при исполнении настоящего контракта, подлежат предварительному разрешению путем переговоров, в том числе в претензионном порядке ( п.12.1 Контракта).
Контракт вступает в силу со дня его заключения сторонами и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по контракту.( п.14.1 Контракта).
На заседании Комиссии представитель заинтересованного лица пояснил следующее.
В рамках пакета антикризисных мер п. 11 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 08.03.2022 г. N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" было установлено, что Правительство Российской Федерации в 2022 и 2023 годах вправе принимать решения, предусматривающие установление порядка и случаев изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.04.2022 N 680 "Об установлении порядка и случаев изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия", установлено, что при возникновении в ходе исполнения государственных и муниципальных контрактов (далее - контракт), предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, в 2022 - 2023 годах допускаются следующие изменения существенных условий контракта:
а) изменение (продление) срока исполнения контракта, в том числе в связи с необходимостью внесения изменений в проектную документацию, включая контракт, срок исполнения которого в соответствии с положениями Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" ранее изменялся;
в) изменения, связанные с заменой строительных ресурсов на аналогичные строительные ресурсы, в том числе в связи с внесением изменений в проектную документацию;
ж) изменение (увеличение) цены контракта без изменения объема и (или) видов выполняемых работ в связи с увеличением цен на строительные ресурсы в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2021 г. N 1315 "О внесении изменений в некоторые акты
Согласно п. 4 Постановления Правительства N 680 от 16.04.2022, с целью изменения в соответствии с настоящим постановлением существенных условий контракта:
поставщик (подрядчик, исполнитель) направляет заказчику в письменной форме предложение об изменении существенных условий контракта с приложением информации и документов, обосновывающих такое предложение, а также подписанного проекта соглашения об изменении условий контракта;
заказчик в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления предложения об изменении существенных условий контракта, по результатам рассмотрения такого предложения направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) подписанное соглашение об изменении условий контракта и включает в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" информацию об изменении контракта в реестр контрактов либо в письменной форме отказ об изменении существенных условий контракта с обоснованием такого отказа.
Письмом N 1395 от 18.10.2022 г. Подрядчик в порядке ст. 716 ГК РФ уведомил Заказчика о наличии препятствий для исполнения контракта в связи с существенным увеличением предусмотренных проектной документацией стоимости материалов и оборудования.
Письмом N 5309 от 28.10.2022 г. Заказчик предложил Подрядчику воспользоваться нормами Закона о контрактной системе об увеличении стоимости контракта с документальным обоснованием.
Постановлением Администрации ГО "город Ирбит" N725-ПА от 27.05.2022 г. был утвержден порядок изменения существенных условий контрактов, заключенных до 01.01.2023 г. для нужд городского округа "город Ирбит", если при исполнении таких контрактов возникли независящие от сторон контракта обстоятельства влекущие невозможность их исполнения.
В целях увеличения цены контракта, Заказчик 16.01.2023 г. утвердил Техническое задание на корректировку проектно-сметной документации по муниципальному контракту в связи со значительным удорожанием строительных материалов и оборудования. Проектирование осуществлялось Подрядчиком безвозмездно.
16.01.2023 г. Заказчик выдал Подрядчику Техническое задание на корректировку проектно-сметной документации. Срок проектирования установлен с даты подписания Техническое задание до 10.06.2023 г. (5 месяцев). Проектирование осуществлялось Подрядчиком безвозмездно.
Откорректированная проектно-сметная документация была принята Заказчиком по акту приема-передачи от 08.06.2023 г.
Администрацией ГО "город Ирбит" был составлен Акт от 09.03.2023 г. о возможности изменения существенных условий муниципального контракта на строительство объектов в порядке Постановления Правительства РФ N 680 от 16.04.2022 г., в котором было указано, что при исполнении обязательств по муниципальному контракту возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность их исполнения без изменения существенных условий.
Письмом N 3676 от 21.07.2023 г. в адрес ГАУ СО "Управление государственной экспертизы" Заказчик попросил провести повторную государственную экспертизу принятой Заказчиком проектно-сметной документации, подтвердив согласование Заказчиком новой общей сметной стоимости муниципального контракта в размере 440 601 730 рублей и наличие источников финансирования строительных работ по новой стоимости.
Заказчиком 21.07.2023 г. была согласована Пояснительная записка к откорректированному сводному сметному расчету стоимости строительства в размере 440 601 730 рублей и утверждены индексы дефляторы.
Положительное заключение повторной государственной экспертизы проектной документации N66-1-1-2-056981-2023 было получено 25.09.2023 г. В соответствии с данным заключением новая сметная стоимость строительства по муниципальному контракту была определена государственной экспертизой в сумме 440 100 550 рублей.
Письмом N 1578 от 26.09.2023 г. Подрядчик направил положительное заключение государственной экспертизы в адрес Заказчика с просьбой подписать дополнительное соглашение об увеличении цены контракта, Заказчик оставил данное обращение без ответа.
Письмом N 1612 от 07.11.2023 г. Подрядчик повторно обратился к Заказчику об изменении условий контракта на основании утвержденной заказчиком откорректированной проектной документации и положительного заключения государственной экспертизы. Заказчик оставил данное обращение без ответа.
Техническим Заданием (п.8) Подрядчику было поручено в связи со значительным фактическим удорожанием строительных материалов и оборудования, нарушения логистики и сроков поставок по причине наложения санкций на предприятие, провести корректировку раздела "Смета на строительство" (выполнить расчет новой стоимости строительства объекта, адаптированной к реальной ситуации на рынке строительных материалов и оборудования). Результатом выполнения работ должно было являться положительное заключение ГАУ СО "Управление государственной экспертизы" по результатам повторной экспертизы сметной документации в части достоверности определения сметной стоимости строительства на объект.
Таким образом, Заказчик в течение более 2-х месяцев не реагировал на обращения Подрядчика.
При всем при этом, прилагаемыми материалами подтверждается наличие предусмотренных законом объективных независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения Подрядчиком.
Так, положительным заключением государственной экспертизы было установлено, что в связи с существенным ростом цен на строительные материалы и ресурсы, обоснованная цена контракта в настоящее время составляет 440 100 550 рублей (вместо первоначальной - 327 763 370 рублей).
В соответствии с п. 2 ст. 328 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) в случае непредоставления обязанной стороной предусмотренного договором исполнения обязательства либо при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков.
Согласно п. 2 ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с п. 1 ст. 450.1 ГК РФ предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В силу п. 2 ст. 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
На основании п. 1 ст. 716 ГК РФ подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении:
непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи;
возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;
иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
Если заказчик, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение со стороны подрядчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в разумный срок не заменит непригодные или недоброкачественные материал, оборудование, техническую документацию или переданную для переработки (обработки) вещь, не изменит указаний о способе выполнения работы или не примет других необходимых мер для устранения обстоятельств, грозящих ее годности, подрядчик вправе отказаться от исполнения договора подряда и потребовать возмещения причиненных его прекращением убытков (п. 3 ст. 716 ГК РФ).
Подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (статья 328) (п. 1 ст. 719 ГК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 719 ГК РФ если иное не предусмотрено договором подряда, подрядчик при наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
На основании ч. 99 ст. 95 Закона о контрактной системе поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу п.13.1 Контракта расторжение государственного контракта (далее - контракт) допускается по соглашению Сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Гражданским кодексом РФ.
Подрядчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 01.12.2023 г.
В случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:
1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 20.1 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта подрядчик разместил в единой информационной системе 01.12.2023 г.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта поступило заказчику 01.12.2023 г.
Таким образом, в соответствии с п. 3 ч. 20.1 ст. 95 Закона о контрактной системе датой надлежащего уведомления считается 01.12.2023 г.
В соответствии с ч. 21 ст. 95 Закона о контрактной системе решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение подрядчика об одностороннем отказе вступило в силу 12.12.2023 г.
В силу ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (ч. 22.2 ст. 95 Закона о контрактной системе).
В течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения (ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе).
Таким образом, в случае принятия подрядчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта Комиссия при решении вопроса о внесении либо об отказе во внесении сведений о заинтересованном лице в реестр недобросовестных поставщиков устанавливает наличие (отсутствие) оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, в том числе с учетом государственного/муниципального контракта.
Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, данное обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода (п. 1 ст. 314 ГК РФ).
Согласно ст. 401 ГК РФ:
1. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
2. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
3. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
В соответствии со ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное (п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Согласно п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
В связи с тем, что в ходе рассмотрения заявления было установлено наличие у подрядчика оснований для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, которое выразилось в выявлении препятствий для дальнейшего надлежащего исполнения обязательств по контракту, о которых заказчик был своевременно предупреждён и заказчиком не предоставлены информация и документы , подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа подрядчика , Комиссия не усматривает наличие оснований для включения сведений об ООО "СУ5групп" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст. ст. 99, 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Не включать сведения об ООО "СУ5групп" в реестр недобросовестных поставщиков.
2. В действиях заказчика в лице Администрации городского округа Сухой Лог, его комиссии нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
* |
Члены Комиссии |
*
* |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 19 декабря 2023 г. N РНП-N
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.12.2023