Резолютивная часть решения оглашена 19 декабря 2023 года
В полном объеме решение изготовлено 22 декабря 2023 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
|
заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В.
|
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
|
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "ЭКОДОМ", в присутствии посредством видеоконференцсвязи:
- представителя Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области Курьяновой А.В., действующего на основании доверенности от 28.12.2022,
- представителей Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области Шайкиной Н.П., Куликова С.А., действующих на основании доверенности от 28.12.2022
- представителя ГКУ "Центр организации закупок Челябинской области" Стратий М.И., действующей на основании доверенности от 04.07.2023,
- представителей ГКУ "Центр организации закупок Челябинской области" Обвинцевой Н.С., действующей на основании доверенности от 09.10.2023;
в отсутствие представителя заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате, месте и времени заседания Комиссии,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 12.12.2023 поступила жалоба ООО "ЭКОДОМ" на положения извещения об осуществлении закупки при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги Миасское - Черкасово-Сычево, участок км 7+000- км 13+846 (извещение N 0869200000223010660) (далее - аукцион, закупка).
Согласно представленным документам 01.12.2023 ГКУ "Центр организации закупок Челябинской области" объявило о проведении аукциона.
Заказчиком выступило Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области.
Начальная (максимальная) цена контракта по аукциону - 192 756 900, 65 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 11.12.2023.
На момент рассмотрения жалобы ООО "ЭКОДОМ" контракт не заключен.
Согласно доводам жалобы заявителя в извещении о проведении закупки в нарушение законодательства о контрактной системе не установлено требование к подрядчику о необходимости наличия членства в СРО на момент заключения контракта и ответственность за несоответствие указанному требованию при исполнении контракта. Кроме того, в заявитель указал на нарушения, допущенные при обосновании начальной (максимальной) цены контракта.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения и указали, что требование о наличии членства в СРО установлены к участнику закупки и к составу заявки по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при этом установление условий контракта в части соответствия указанному требованию является не является обязанностью заказчика. Обоснование начальной (максимальной) цены контракта произведено в соответствии с Методиками определения сметной стоимости и определения начальной (максимальной) цены контракта.
Заслушав пояснения заказчика и уполномоченного учреждения, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
При этом, в соответствии с подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе в составе заявки участника закупки должны находить отражение документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
С учетом изложенного, в извещении об электронном аукционе должны содержаться конкретные документы (сведения) о необходимости подтверждения участника закупки требованиям действующего законодательства по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки.
Как следует из части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей.
Согласно части 2.1 статьи 52 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает десяти миллионов рублей.
При этом, в части 2.2 статьи 52 ГрК РФ указаны случаи, при которых для выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства не требуется членство в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта.
В требованиях к участнику закупки и к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкции по ее заполнению по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлены следующие условия: наличие сведений об участнике закупки в едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта.
При этом, в требованиях к составу заявки установлены условия к наличию компенсационных фондов, требования к указанным фондам, а также основания, при которых членство в саморегулируемой организации не требуется.
Вместе с тем, обязанность указывать в проекте контракта условия о наличии действующего членства в саморегулируемой организации на дату заключения контракта, а также ответственность подрядчика в случае прекращения действия членства в саморегулируемой организации и (или) исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций, законодательством о контрактной системе не предусмотрена.
При этом, в случае, если на момент исполнения контракта подрядчик будет лишен статуса члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, то подпунктом "а" пункта 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрен механизм расторжения контракта в одностороннем порядке по решению заказчика.
На основании изложенного, законодательством о контрактной системе не предусмотрены обязательные требования к проекту контракта в части указания условия о необходимости членства подрядчика в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а также об ответственности за несоответствие указанному требованию.
2. Пунктом 2 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение о закупке должно содержать электронные документы, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В пункте 4 части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе указано, что начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения проектно-сметного метода.
В пункте 1 части 9 статьи 22 Закона о контрактной системе предусмотрено, что проектно-сметный метод заключается в определении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными в соответствии с компетенцией федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Как следует из извещения о закупе предметом контракта является выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги, при этом в составе обоснования начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК) приложены следующие документы:
- протокол НМЦК;
- расчет НМЦК, включающий:
- сводный сметный расчет;
- распоряжение об утверждении проектной документации от 08.11.2023 N 125;
- заключение государственной экспертизы N 74-1-1-2-004753-2022 от 31.01.2022.
Таким образом, обоснование НМЦК размещено в составе извещения о закупке, что соответствует пункту 2 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Согласно доводам жалобы заявитель оспаривает порядок формирования НМЦК в части наличия противоречий, указанных в документах, обосновывающих НМЦК.
При этом на заседании Комиссии представители заказчика пояснили, что определение НМЦК произведено в соответствии с требованиями Приказа Минстроя России от 04.08.2020 N 421/пр "Об утверждении Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации", а также Приказа Минстроя России от 23.12.2019 N 841/пр "Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) и Методики составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства".
Так же заказчик указал, что стоимость капитального ремонта в ценах 3 кв. 2021 года, которая указана в расчете и в распоряжении об утверждении проектной документации, отличается, так в расчете указана стоимость - 132 189 689, 23 рублей, за вычетом затрат на утилизацию ТБО, затрат на проектно-изыскательские работы и непредвиденные затраты из стоимость работ, указанных в распоряжении (132 710 360, 00 рублей).
Кроме того, как пояснил заказчик НМЦК сформирована с учетом уровня цен на дату утверждения проектной документации, на дату определения НМЦК, так и на дату исполнения контракта с учетом индексов прогнозной инфляции, что нашло отражение в расчете НМЦК. Сведения, указанные в протоколе НМЦК, в части включения в цену прибыли подрядчика, обязательных платежей и иных расходов находят отражение в локальных сметах в соответствии с Методикой, утвержденной Приказом Минстроя России от 04.08.2020 N 421/пр.
Так, указанные доводы в части правомерности обоснования начальной (максимальной) цены контракта при проведении закупки не относятся к компетенции антимонопольного органа, так как в силу пункта 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги, осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "ЭКОДОМ" на действия заказчика необоснованными.
2. Передать жалобу ООО "ЭКОДОМ" в части доводов, касающихся обоснования начальной (максимальной) цены контракта, в Главное контрольное управление Челябинской области.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.В. Кулезнева
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 22 декабря 2023 г. N 074/06/106-2894/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.12.2023