Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия),
рассмотрев сведения, представленные ФКУ "Исправительная колония N5 УФСИН по КК", о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "КУБАНЬ МЯСО" в связи с односторонним отказом ФКУ "Исправительная колония N5 УФСИН по КК" от исполнения контракта от 07.02.2023 N 32,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступили сведения ФКУ "Исправительная колония N5 УФСИН по КК" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "КУБАНЬ МЯСО" (далее - Подрядчик) в связи с односторонним отказом ФКУ "Исправительная колония N5 УФСИН по КК" от исполнения контракта от 07.02.2023 N 32.
07.02.2023 между ФКУ "Исправительная колония N5 УФСИН по КК" и ООО "КУБАНЬ МЯСО" заключен контракт на поставку "Свиньи для убоя живым (средним) весом 100-120 кг." на сумму 27 938 445, 00 рублей.
17.10.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с ч. 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Заказчиком предоставлены сведения в соответствии с ч. 3 ст. 104 Закона о контрактной системе.
- Исполнитель: Общество с ограниченной ответственностью "КУБАНЬ МЯСО";
- адрес: 353211, Динской район, ст. Новотитаровская, ул. Крайняя, 18Г;
- ИНН: 2373007411, КПП: 237301001.
Рассмотрев представленные сведения, Комиссия пришла к следующим выводам.
07.02.2023 между ФКУ "Исправительная колония N5 УФСИН по КК" и ООО "КУБАНЬ МЯСО" заключен контракт на поставку "Свиньи для убоя живым (средним) весом 100-120 кг." на сумму 27 938 445, 00 рублей.
Контракт заключен без проведения процедуры торгов на основании п. 12) ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Заказчик самостоятельно определил юридическое лицо, которое будет исполнять контракт.
Согласно п.1.1 контракта Поставщик обязуется поставить свиней для убоя живым (средним) весом 100-120 кг (далее - "Товар"), а Заказчик, обязуется обеспечить приемку и оплату поставленного Товара.
В соответствии с п. 5.1 контракта товар должен быть поставлен с момента заключения контракта до 01.10.2023.
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В обращении о включении ООО "КУБАНЬ МЯСО" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Заказчик указывает на следующие обстоятельства.
По состоянию на 16.10.2023 года ООО "КУБАНЬ МЯСО" неоднократно допустила нарушение следующих пунктов государственного контракта N 32 от 07.02.2023 года: 5.1., 7.2., 7.8., 8.2.
Расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (п. 9.2 контракта).
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно ч. 12.2 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
17.10.2023 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
17.11.2023 решение получено ООО "КУБАНЬ МЯСО", что подтверждается отчетом об отслеживании (РПО: 35269339039594).
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе).
Таким образом, у Исполнителя имеется десятидневный срок с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении, об одностороннем отказе от исполнения контракта для устранения нарушений условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
Из пояснений ООО "КУБАНЬ МЯСО" следует, что за период с 07.02.2023 по 22.06.2023 Заказчику поставлен товар на сумму 20 033 618,40 рублей, что подтверждается УПД и Платежным поручениями, представленными в материалы.
Остальную часть товара на сумму 7 904 826,60 Поставщик произвести не смог в силу следующего.
В июле 2023 года Поставщиком должна была быть исполнена заявка Заказчика на поставку Товара в количестве 9 000 кг, в срок до 25 числа.
Однако, произвести поставку по заявке Поставщик не смог из-за резкого увеличения закупочной цены на Товар. Цена за 1 кг Товара по контракту составляла 141 рубль, в то время как с конца июля 2023 года цена на Товар в закупке до 180 рублей, о чем Поставщик незамедлительно сообщил Заказчику.
31.07.2023 направлена Заказчика на поставку товара в количестве 48 675 г в срок до 07.08.2023 года, на данную заявку Поставщик также сообщил Заказчику, что цена установленная контрактом в 141 рубль за 1 кг Товара стала намного ниже закупочной цены на Товар, (исх. N б/н от 08.08.2023 года).
В сентябре 2023 получив от Заказчика претензию о неисполнении условий контракта Поставщик предложил расторгнуть Контракт в связи с дальнейшей невозможностью его исполнения (исх. N 2/02).
Также 19.09.2023 (исх. N 05/09-2023) Поставщик уведомил Заказчика о возникновении обстоятельств непреодолимой силы.
В соответствии с условиями Контракта (пункт 8.2) уведомление направлено в течении 3-х дней с момента когда Поставщику стало известно о форс-мажоре: возникновении заболевания африканской чумы свиней в Калининском районе, в месте закупки поголовья свиней Поставщиком для исполнения контракта N 32.
Поставщик запросил поставку животных у контрагентов с которыми ООО "Ваше Мясо" заключены договоры на поставку свиней откорм, в результате чего стало известно, что свиньи не отпускаются к продаже и введен ряд ограничений на реализацию и провоз свиней в районах выявления АЧС.
К уведомлению Поставщика приложено Постановление Губернатора Краснодарского края от 10.09.2023 года N 687.
Срок введенного карантина - 6 месяцев с даты введения.
Изучив ситуацию по закупке свиней в Краснодарском крае и других регионах, Поставщику стало известно, что вспышка АЧС зафиксирована в 11 районах по Краснодарскому краю, что также привело к их резкому удорожанию.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
По общему правилу части 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
При рассмотрении вопроса о законности решения антимонопольного органа о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Антимонопольный орган при принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков не должен ограничиваться формальной позицией, поэтому по делу подлежат установлению обстоятельства недобросовестного поведения поставщика (определение Верховного Суда Российской Федерации от 19.02.2015 N 301-КГ15-632).
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение от исполнения контракта, которое свидетельствует о недобросовестном поведении (определение Верховного Суда Российской Федерации от 11.02.2016 N 305-КГ15-19295).
Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением подрядчиком условий контракта не является безусловным основанием для включения сведений о таком поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков). В каждом конкретном случае антимонопольный орган дает оценку действиям подрядчика на предмет принятия им достаточных и разумных мер для надлежащего исполнения контракта.
При применении санкции учитывается характер правонарушения, размер причиненного вреда, степень вины правонарушителя и иные существенные для такого нарушения обстоятельства (определение Верховного Суда Российской Федерации от 13.06.2023 N 301-ЭС23-9136).
В силу п. 15. постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях, если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Изучив представленные материалы, Комиссия Краснодарского УФАС России пришла к выводу о том, что в действиях Подрядчика в процессе исполнения контракта отсутствовали действия, направленные на умышленное и намеренное неисполнение обязательств по контракту, в связи с чем, применение к ООО "КУБАНЬ МЯСО" санкции в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков является несоразмерным с учетом обстоятельств дела.
Решение о включении (не включении) сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта принимается контрольным органом в сфере закупок в каждом конкретном случае, исходя из всех обстоятельств дела и представленных заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документов и доказательств (Письмо Федеральной антимонопольной службы от 12 марта 2019 г. N ИА/18794/19 "По вопросам рассмотрения обращений о включении сведений об участниках закупок в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)".
Согласно ч.2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные ФКУ "Исправительная колония N5 УФСИН по КК" в отношении ООО "КУБАНЬ МЯСО" (353211, Динской район, ст. Новотитаровская, ул. Крайняя, 18Г; ИНН: 2373007411, КПП: 237301001), не включать в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 18 декабря 2023 г. N РНП-23-1069/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.12.2023