рассмотрев жалобу ООО "Уч-Сфера" (далее - Заявитель) на действия ОСФР по Краснодарскому краю при проведении открытого конкурса в электронной форме: "Выполнение работ по обеспечению протезами бедра" (извещение N 0218100003223000240) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю из прокуратуры Краснодарского края поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что критерии оценки заявок установлены Заказчиком с нарушением ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
25.08.2023 г. Заказчиком - ОСФР по Краснодарскому краю размещено извещение на проведение открытого конкурса в электронной форме: "Выполнение работ по обеспечению протезами бедра" (извещение N 0218100003223000240).
Начальная (максимальная) цена контракта - 6 826 065,70 руб.
В соответствии с п. 11) ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
На основании п. 4) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с указанным Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу ч. 4 ст. 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
В жалобе Заявитель ссылается на недействующие нормы постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Вместе с тем, пунктом 1 постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2604) утверждено положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Извещение содержит перечень прикрепленных документов, где файл "Приложение N2. Критерии оценки" содержит порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, а именно:
N |
Критерий оценки |
Значимость критерия оценки, процентов |
Показатель оценки |
Значимость показателя оценки, процентов |
Показатель оценки, детализирующий показатель оценки |
Значимость показателя, детализирующего показатель оценки, процентов |
1. |
Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги |
60 |
- |
- |
- |
- |
2. |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
40 |
наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта |
70 |
характеристика квалификации участников закупки N1 (общая цена исполненных участником закупки договоров) |
100 |
наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
30 |
характеристика квалификации участников закупки N1 (наличие специалистов и иных работников, их квалификация, необходимые для выполнения работ, являющихся объектом закупки) |
100 |
Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе будет осуществляться по формулам, предусмотренным п.п. 9 или 10 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённого Постановлением N 2604 (далее - Положение).
1. Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги - 60%.
2. Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - 40%
По критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" по показателю:
2.1 - наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта - 70% установлен детализирующий показатель "характеристика квалификации участников закупки N1 (общая цена исполненных участником закупки договоров)", где к оценке принимается договор (контракт) предмет которого сопоставимый с предметом договора (контракта), заключаемого по результатам определения исполнителя - договоры (контракты) на выполнение работ по изготовлению протезами бедра модульными, в том числе при врожденном недоразвитии.
Также установлен перечень документов, подтверждающих наличие у участников требуемого опыта:
1) исполненный договор (договоры), контракт (контракты), сопоставимые с предметом заключаемого контракта;
2) акт (акты) приемки выполненных работ, составленные при исполнении такого договора (договоров), контракта (контрактов)
К оценке принимаются исключительно исполненные договоры (контракты), при исполнении которого исполнителем исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек).
Последний акт, составленный при исполнении договора (контракта) должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ.
К оценке принимаются документы в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями. Документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.
Значение количества баллов по детализирующему показателю(БХi), присваиваемых заявке, подлежащей оценке рассчитывается следующим образом:
где:
Хmax - максимальное значение, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации";
Хi - значение, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации";
Хmin - минимальное значение, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации";
- предельное максимальное значение характеристики, установленное заказчиком - 20 478 197,10 руб.
2.2 - наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - 30% установлен детализирующий показатель "характеристика квалификации участников закупки N1 (наличие специалистов и иных работников, их квалификация, необходимые для выполнения работ, являющихся объектом закупки)", где оценивается наличие специалистов и иных работников, их квалификация, необходимые для выполнения работ, являющихся объектом закупки - 100%.
- предельное максимальное значение характеристики, установленное заказчиком - 6 человек.
Непредставление в составе заявки на участие в закупке таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в закупке, однако при оценке по настоящему показателю учитываются только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в закупке.
Согласно пункту 2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, и в соответствии с Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
В соответствии с пунктом 8 Положения в случае применения показателей оценки по критериям оценки, предусмотренным, в том числе подпунктом "г" пункта 3 Положения:
а) применяются детализирующие показатели;
б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;
в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.
Подпунктом "в" пункта 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" применяется, если иное не предусмотрено Положением, следующий показатель оценки, а именно наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта.
В силу пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" пункта 28 Положения, осуществляется в порядке, установленном пунктом 20 Положения.
В соответствии с пунктом 20 Положения, если значение характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, находится в функциональной зависимости от значения количества присваиваемых баллов, значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки 4 "характеристики объекта закупки" рассчитывается по одной из следующих формул, предусмотренных подпунктами "а" - "з" пунктом 20 Положения.
Согласно порядку оценки заявок Заказчиком для расчета баллов по Детализирующему показателю установлена формула, предусмотренная подпунктом "е" пункта 20 Положения, в соответствии с которой в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки и установлено предельное максимальное значение характеристики объекта закупки.
В силу пункта 18 Положения если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, определяется количественным значением, в документе, предусмотренном приложением N 1 к Положению, указываются единица ее измерения в соответствии с Общероссийским классификатором единиц измерения ОК 015-94 (при наличии), предельное минимальное или предельное максимальное значение такой характеристики (в случае необходимости установления таких предельных значений), в рамках которых будет осуществляться оценка заявок.
Заказчиком в порядке оценки по детализирующему показателю критерия установлено предельное максимальное значение характеристики объекта закупки в размере 20 478 197,10 рублей.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 6 826 065,70 рублей, из чего можно сделать вывод, что сопоставимым опытом выполнения соответствующих работ является выполнение таких работ с сопоставимой ценой.
Заказчиком по детализирующему показателю критерия установлено предельное максимальное значение характеристики объекта, выраженное в стоимости равной 20 478 197,10 рублям, что, в свою очередь, в 3,5 раза больше начальной (максимальной) цены контракта.
Таким образом, вне зависимости от цены контракта, предоставленного к оценке по детализирующему показателю Критерия, все контракты, цена которых составляет 20 478 197,10 рублей и более будут оценены равнозначно - в 100 баллов.
С учетом изложенного, участник закупки, предоставивший к оценке контракты с общей стоимостью в размере НМЦК - 6 826 065,70 рублей, по результатам оценки по детализирующему показателю критерия не получит 100 баллов.
Опыт выполнения работ по обеспечению протезами голени в рамках контракта с ценой в размере 6 826 065,70 рублей, не является сопоставимым опыту выполнения работ по обеспечению протезами голени в рамках контракта с ценой в размере 20 478 197,10 рублей, поскольку объем выполнения работ в рамках последнего контракта, как минимум в три раза больше, по сравнению с первым контрактом, и соответственно, оценка их опыта не может равняться одинаковому количеству баллов (что подтверждается определением Верховного Суда по делу N А59-3392/2015).
Заказчик не представил доказательств необходимости установления предельного значения, выраженного значением 20 478 197,10 рублей.
С учетом изложенного, действия Заказчика, установившего предельное максимальное значение характеристики объекта закупки в 3,5 раза больше НМЦК, не соответствуют Положению, во-первых, не сопоставимы с объемом работ, стоимостью контракта, во-вторых создают не равные условия для обеспечения конкуренции между участниками закупок.
Таким образом, установленный в конкурсной документации детализирующий показатель "общая цена исполненных участником закупки договоров" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" ограничивает участников закупки и нарушает ч. 2 ст. 8, ч. 8 ст. 32, п. 11) ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, что содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ..
Указанный вывод Комиссии Краснодарского УФАС согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.10.2021 N Ф08-9594/2021, в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14.07.2022 N Ф08-6472/2022, постановление Арбитражного суда Московского округа от 24.01.2023 г NФ05-34959/2022.
По аналогичным делам (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.10.2021 по делу N А20-5207/2020, определением Верховного суда от 01.04.2022 N 308-ЭС21-27196 отказано в передаче кассационной жалобы учреждения в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11.05.2022 по делу N А63-19956/2020).
Также согласно разъяснений ФАС России по указанным критериям оценки и требованиям ФСС России, сказано следующее: ФАС России рассмотрел критерии оценок заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме разработанные ФСС России (в письме N02-09-05/07-03-3587 от 18.02.2020 за подписью заместителя председателя ФСС России Кошелева А.Г.) для проведения открытых конкурсов в электронной форме на изготовление протезов верхних и нижних конечностей для инвалидов через региональные отделения ФСС и признал их ограничивающими возможности отдельных участников торгов, связанные с равным доступам как к участию, так и к победе в таких закупках. В этой связи, в целях расширения круга потенциальных участников проводимых закупочных процедур и поддержания конкурентной борьбы между хозяйствующими субъектами на рынке по изготовлению протезов верхних и нижних конечностей для инвалидов ФАС России направлено письмо в адрес заместителя Председателя ФСС России для принятия соответствующих мер по обеспечению равного доступа к участию в торгах для всех хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке по изготовлению протезов верхних и нижних конечностей для инвалидов. ФСС России в указанном письме рекомендовала устанавливать в закупочной документации всем региональным ФСС завышенный по отношению к НМЦК предельный максимальный показатель оценки нестоимостного критерия по опыту изготовления протезов и предельной цене контракта в 3 - 5 раз, что ограничивало круг участников торгов и противоречило пункту 27 Правил оценки заявок, утвержденных ПП РФ N1085 от 28.11.2013 г. (Письмо ФАС России от 27.08.2020 исх. NАЦ/74020/20 за подписью заместителя руководителя ФАС Цариковского А.Ю.).
Согласно протокола подведения итогов от 26.09.2023 г. на участие подано 3 заявки, все признаны соответствующими. 02.10.2023 г. между ОСФР по Краснодарскому краю и победителем АО "Московское протезно-ортопедическое предприятие" заключен контракт.
Комиссия, руководствуясь ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. По результатам внеплановой проверки признать в действиях Заказчика - ОСФР по Краснодарскому краю нарушение ч. 2 ст. 8, ч. 8 ст. 32, п. 11) ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что заключен контракт, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
3. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 19 декабря 2023 г. N 023/06/32-6550/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.12.2023