Комиссия по контролю в сфере закупок, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС (далее - Комиссия), в составе:
председателя Комиссии:
Балтыковой Е.М. - заместителя руководителя - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Астраханского УФАС России (далее также - Управление);
членов комиссии:
Умеровой Р.Р. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Русскиной И.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в присутствии представителей государственного заказчика Федерального бюджетного Центр реабилитации фонда пенсионного и социального страхования РФ "Тинаки" - Мартьяновой Е.Б. (действующая по доверенности N34 от 14.12.2023 года), Зайнутдиновой М.Ш. (действующая по доверенности N33 от 14.12.2023 года), Земцовой Е.В. (действующая по доверенности N32 от 14.12.2023 года), надлежащим образом извещенных, в отсутствие представителя ИП Полякова И.Д., надлежащим образом извещенного, рассмотрев заявление государственного заказчика - Федерального бюджетного Центр реабилитации фонда пенсионного и социального страхования РФ "Тинаки" (ИНН 3008005768, адрес: 416132 Астраханская область, Наримановский муниципальный район, сельское поселение Рассветский сельсовет, поселок Тинаки 2-ые, тер. Тинаки 2, улица Санаторная, здание 7А) о внесении информации об Индивидуальном предпринимателе Полякове Игоре Дмитриевиче (ИНН 262808148213, адрес: 357748, Ставропольский край, г. Кисловодск, ул. Седлогорская, д. 116, кв. 41) в реестр недобросовестных Поставщиков (подрядчиков, исполнителей), руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 (далее - Правила N 1078),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 11.12.2023 года поступило заявление государственного заказчика - Федерального бюджетного Центр реабилитации фонда пенсионного и социального страхования РФ "Тинаки" (далее - Заказчик) о включении информации об Индивидуальном предпринимателе Полякове Игре Дмитриевиче (далее также Поставщик, ИП Поляков И.Д.) в реестр недобросовестных Поставщиков (подрядчиков, исполнителей) поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом от исполнения государственного контракта от 25.11.2022 года N423 на поставку продуктов питания (сметана) на 2023 год (ИКЗ 221300800576830230100100090360000244) (номер извещения: 0725100000222000137) (реестровый номер контракта: 1300800576822000172) (далее - Контракт).
Рассмотрение указанного заявления назначено Управлением на 15.12.2023 года в 11 часов 00 минут по адресу: г. Астрахань, ул.Шаумяна,47, каб.505.
В ходе рассмотрения заявления Комиссией Управления объявлялся перерыв до 15 час. 30 мин. 18.12.2023 года.
После объявленного перерыва Комиссия Управления продолжила рассмотрение заявления Заказчика в составе:
председателя комиссии:
Балтыковой Е.М. - заместителя руководителя - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Астраханского УФАС России (далее также - Управление);
членов комиссии:
Умеровой Р.Р. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Русскиной И.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в присутствии представителей государственного заказчика Федерального бюджетного Центр реабилитации фонда пенсионного и социального страхования РФ "Тинаки" - Мартьяновой Е.Б. (действующая по доверенности N34 от 14.12.2023 года), Зайнутдиновой М.Ш. (действующая по доверенности N33 от 14.12.2023 года, Земцовой Е.В. (действующая по доверенности N32 от 14.12.2023 года), надлежащим образом извещенных, в отсутствие представителя ИП Полякова И.Д., надлежащим образом извещенного.
Комиссия Астраханского УФАС России, установив фактические обстоятельства, изучив представленные документы, а также проведя внеплановую проверку, приходит к следующему выводу.
27.10.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) Заказчиком было размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку продуктов питания (сметана) на 2023 год (номер извещения: 0725100000222000137) (далее - электронный аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 818 944,00 рублей.
По результатам электронного аукциона победителем был признан ИП Поляков И.Д. (протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 14.11.2022 NИЭА1).
25.11.2022 года между Заказчиком и ИП Поляковым И.Д, был заключен Контракт, по условиям которого Поставщик обязуется передать в собственность продукты питания (далее - Товар) Заказчику в обусловленный настоящим Контрактом срок, согласно Спецификации (Приложение N 1 к настоящему Контракту) и Техническому заданию (Приложение N 2 к настоящему Контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
Цена Контракта составляет 523 130,77 рублей.
Срок действия Контракта до 31.12.2023 года.
Пунктом 1.2 Контракта установлено, что наименование и количество поставляемого Товара указаны в Спецификации (Приложение N 1 к настоящему Контракту). Функциональные, технические и качественные характеристики Товара установлены в Техническом задании (Приложение N 2 к настоящему Контракту.
Согласно пункту 3.1 Контракта получение Товара Заказчиком осуществляется на складе Заказчика, партиями в соответствии с условиями настоящего Контракта.
Количество Товара в каждой партии определяется на основании Заявки Заказчика на поставку Товара (п.3.1.1 Контракта).
В соответствии с пунктом 3.1.2 Контракта заказчик направляет Заявки в пределах срока, установленного настоящим пунктом. При этом направление Заявок за пределами срока, установленного настоящим пунктом, не допускается.
В силу пункта 3.1.3 Контракта заявка направляется Заказчиком не позднее одного дня до предполагаемой даты поставки Товара в пределах срока, установленного пунктом 11.1 настоящего Контракта.
Поставка товара на склад Заказчика производится по предварительной заявке, не позднее следующего дня от даты подачи заявки Заказчика с 8-00 до 10-30 утра по местному времени, ежедневно, включая праздничные и выходные дни. Наличие грузчиков обязательно.
Пунктом 3.2 Контракта определено, что поставка Товара осуществляется по адресу: 416132 Астраханская область, Наримановский муниципальный район, сельское поселение Рассветский сельсовет, поселок Тинаки 2-ые, тер. Тинаки 2, улица Санаторная, здание 7А. ФБУ Центр реабилитации Фонда социального страхования Российской Федерации "Тинаки".
Из пояснений представителей Заказчика следует, что по состоянию на 27.11.2023 года ИП Поляковым И.Д. Контракт исполнен не в полном объеме, а именно лишь на 303 862,08 рублей из 523 130,77 рублей, в то время как все направленные Заказчиком заявки на поставку товара были получены Поставщиком, что в свою очередь подтверждается материалами дела.
Данные обстоятельства повлекли принятие Заказчиком Решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 27.11.2023 года.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с пунктом 11.2 Контракта его расторжение допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения настоящего Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и статьей 95 Закона N 44-ФЗ. При этом факт подписания Сторонами соглашения о расторжении настоящего Контракта не освобождает Стороны от обязанностей урегулирования взаимных расчетов.
Заказчик 27.11.2023 года принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение).
Согласно пункта 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте.
В силу пункта 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель).
Согласно сведениям, опубликованным на сайте в сети Интернет zakupki.gov.ru, Решение размещено Заказчиком в Единой информационной системе 27.11.2023 года в 16 час. 28 мин..
В соответствии с пунктом 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, датой надлежащего уведомления ИП Полякова И.Д. о принятом Решении Заказчика является 27.11.2023 года, о чем свидетельствуют данные с официального сайта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком Поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления Поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения Поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
С учетом того, что датой надлежащего уведомления Поставщика о Решении является 27.11.2023, Решение вступило в силу с 08.12.2023.
Нарушения порядка принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, его направления Исполнителю и размещения в ЕИС не установлены.
Проанализировав материалы дела, взаимоотношения сторон в рамках исполнения заключенного и исполняемого контракта (поведение сторон в их совокупности и взаимосвязи), Комиссия Астраханского УФАС России пришла к следующим выводам.
Заказчик, принимая Решение, основывается на исполнении ИП Поляковым И.Д. обязательств по Контракту не в полном объеме.
Так, по направленным Заказчиком заявкам от 23.08.2023 года, 29.08.2023 года, 31.08.2023 года, 04.09.2023 года, 05.09.2023 года, 06.09.2023 года поставка товара ИП Поляковым И.Д. так и не была осуществлена.
При этом, Комиссия Управления отмечает, что Контракт исполнен ИП Поляковым И.Д. на 303 862,08 рублей из 523 130,77 рублей, то есть большая часть взятых на себя обязательств по Контракту Поставщиком исполнена.
В гражданских правоотношениях с "публичным элементом" не определено, что ненадлежащее исполнение либо неисполнение договорных обязательств в любом случае влечет такую меру ответственности как включение сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков.
Следует учитывать различия в предметах исследования и оценки обстоятельств неисполнения условий контракта (срока его исполнения) в гражданско-правовом споре и в деле о рассмотрении оснований для включения сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков.
При включении сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в каждом конкретном случае необходимо решить вопрос о законности, справедливости и целесообразности соответствующей меры ответственности в отношении определенного нарушителя, исходя из значимого комплекса обстоятельств, а равно баланса частных и публичных прав (интересов).
Основанием для включения соответствующих сведений в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как победителем торгов либо нарушающее права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта. Важно при этом учесть препятствия к реализации принципа эффективного использования бюджетных средств, решить вопрос, благодаря кому и почему этот принцип не получил должной реализации.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры государственного или муниципального заказа обязательств.
Одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в соответствующих закупках.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу.
С учетом изложенного контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание ИП Полякова И.Д. обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
В то же время Заказчиком не представлено бесспорных доказательств, из содержания которых становится очевидным, что действия ИП Полякова И.Д. свидетельствуют в пользу недобросовестного поведения последнего и о наличии у Поставщика умысла на исполнение Контракта ненадлежащим образом.
Согласно частям 1 - 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Частью 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ предусмотрено, что в пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов; в случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 рассматриваемой статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.
В соответствии с пунктами 13, 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных соответствующим Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее также - Правила), уполномоченный орган рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих о об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку.
Подпунктом "а" пункта 15 Правил установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие исполнителя, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, в том числе, приведших к невозможности исполнения в срок контракта.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О, постановлениях от 21.11.2002 N 15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 N С1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.
При рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет его добросовестности и направленности действия на фактическое исполнение контракта.
Доказательства же совершения ИП Поляковыым И.Д. умышленных действий (бездействия), направленных на уклонение от надлежащего исполнения государственного контракта от 25.11.2022 года N423 на поставку продуктов питания (сметана) на 2023 год (ИКЗ 221300800576830230100100090360000244) (номер извещения: 0725100000222000137) (реестровый номер контракта: 1300800576822000172), недобросовестного его поведения, отсутствуют. Иных доказательств, являющихся безусловным основанием для вывода о наличии оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Полякове И.Д., Заказчиком не представлено.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что исходя из имеющихся на день рассмотрения сведений фактов и доказательств основания для включения сведений об Индивидуальном предпринимателе Полякове Игоре Дмитриевиче в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
На основании вышеизложенного, а также руководствуясь положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1.В удовлетворении заявления Федерального бюджетного Центр реабилитации фонда пенсионного и социального страхования РФ "Тинаки" о включении сведений об Индивидуальном предпринимателе Полякове Игоре Дмитриевиче (ИНН 262808148213, адрес: 357748, Ставропольский край, г. Кисловодск, ул. Седлогорская, д. 116, кв. 41) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) отказать.
2.Нарушения Федеральным бюджетным Центром реабилитации фонда пенсионного и социального страхования РФ "Тинаки" требований Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку продуктов питания (сметана) на 2023 год (номер извещения: 0725100000222000137) и направлении в Астраханское УФАС России обращения о включении информации об Индивидуальном предпринимателе Полякове Игоре Дмитриевиче в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) отсутствуют.
3. Предписание не выдавать.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии Е.М.Балтыкова
Члены комиссии Р.Р.Умерова
И.В.Русскина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 18 декабря 2023 г. N 030/10/104-1394/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.12.2023