Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии:
Балтыковой Е.М. - заместителя руководителя - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление);
членов комиссии:
Умеровой Р.Р.- главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Русскиной И.В.- главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в присутствии директора ООО "Охранное агентство "Охрана" В.А.Храпова, в присутствии представителей государственного заказчика ГБУЗ АО Александро-Мариинская областная клиническая больница Николаенко Д.Б. (доверенность от 31.01.2023 N6), Ерахтиной М.Н. (доверенность от 27.02.2023 N28), Котловой А.К. (доверенность от 02.02.2023 N21), рассмотрев жалобу ООО "Охранное агентство "Охрана" на действия комиссии по осуществлению закупок государственного заказчика ГБУЗ АО Александро-Мариинская областная клиническая больница при проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по техническому обслуживанию систем автоматической пожарной сигнализации (АПС), систем оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ), программно-аппаратного комплекса радиоканальной системы передачи извещений "Стрелец-мониторинг" (ПАК РСПИ "Стрелец-мониторинг") на объектах ГБУЗ АО АМОКБ (реестровый N 0325200000623000086), на основании ст.99, 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 11.12.2023 поступила жалоба ООО "Охранное агентство "Охрана" (далее также Заявитель, Общество) на действия комиссии по осуществлению закупок государственного заказчика ГБУЗ АО Александро-Мариинская областная клиническая больница при проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по техническому обслуживанию систем автоматической пожарной сигнализации (АПС), систем оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ), программно-аппаратного комплекса радиоканальной системы передачи извещений "Стрелец-мониторинг" (ПАК РСПИ "Стрелец-мониторинг") на объектах ГБУЗ АО АМОКБ (реестровый N 0325200000623000086) (далее -запрос котировок).
Заявитель указывает на неправомерные действия комиссии по осуществлению закупок при рассмотрении заявок, а именно неправомерное отклонение заявки Общества.
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
29.11.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении запроса котировок (далее - Извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 3 303 999,96 руб.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 5 статьи 31 Закона определено, что информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
На основании части 6 статьи 31 Закона заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
На основании пункта 12 части 1 статьи 42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В силу пункта 3 части 2 статьи 42 Закона извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Извещением о проведении запроса котировок в электронной форме установлены требования к участникам закупки о наличии действующей лицензии на право осуществления деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, выданной в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28 июля 2020 г. N 1128 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений", с включением следующих видов работ: - Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, в том числе фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов.
- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
Или: копия действующей лицензии и/или выписка из реестра лицензий и/или информация из реестра лицензий на право осуществления деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, выданной в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28 июля 2020 г. N 1128 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений", с включением следующих видов работ:
- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ
- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, в том числе фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов.
- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
Заявителем в составе заявки представлена лицензия от 12.11.2015 N30-Б/00046, которая содержит все виды работ, предусмотренные извещением.
Таким образом, заявка Заявителя соответствовала требованиям извещения и не подлежала отклонению.
Между тем необходимо отметить следующее.
На основании абз. 3 п. 1 ст. 49 Гражданского кодекса РФ в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.
В силу п. 3 Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утв. постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 N 1128, лицензируемая деятельность включает в себя выполнение работ и оказание услуг согласно перечню работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, предусмотренному приложением к настоящему Положению.
В перечень работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, включен:
1. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
2. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
3. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
4. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
5. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, в том числе фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов.
6. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
7. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт противопожарных занавесов и завес, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
8. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах.
9. Выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций.
10. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения.
Астраханским УФАС России в адрес Главного управления МЧС России по Астраханской области был сделан запрос о том, требуется ли лицензия на монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ (п.6 Перечня работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 июля 2020 г. N 1128 "Об утверждении положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений") при оказании услуг по техническому обслуживанию систем автоматической пожарной сигнализации (АПС), систем оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ), программно-аппаратного комплекса радиоканальной системы передачи извещений "Стрелец-мониторинг" (ПАК РСПИ "Стрелец-мониторинг") на объектах ГБУЗ АО АМОКБ (реестровый N 0325200000623000086).
В ответ на данный запрос Главным управлением МЧС России по Астраханской области письмом от 13.12.2023 N ИВ-218-3334 был дан ответ о том, что исполнителю услуг необходимо иметь лицензию на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, включающую следующие виды работ:
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, в том числе фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов.
- монтаж, монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
Таким образом, в нарушение п.1 ч.1 ст.31, ч.5,6 ст.31, п.12 ч.1 ст.42, п.3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе Заказчик неправомерно не установил требование о наличии у участника закупки лицензии на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений с таким видом работ, услуг, как монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, и при этом Заказчик неправомерно установил необходимость наличия лицензии на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, включающую монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, что образует признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
На заседании Комиссии Управления представители Заказчика согласились с выводами Комиссии о том, что вместо копии лицензии на монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, Заказчику следовало установить необходимость наличия лицензии на монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ. Представители Заказчика пояснили, что данное нарушение явилось следствием технической ошибки, допущенной при формировании закупочной документации.
Между тем, в ходе анализа заявок участников закупки было установлено, что Победитель закупки имеет лицензию, в которой имеется вид работ на монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, в то время как в лицензии Заявителя такой вид работ отсутствует.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, о том, что фактически заявка Победителя удовлетворяет требованиям извещения и Заказчика, следовательно, основания для выдачи предписания отсутствуют.
На основании вышеизложенного, а также руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Охранное агентство "Охрана" на действия комиссии по осуществлению закупок государственного заказчика ГБУЗ АО Александро-Мариинская областная клиническая больница при проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по техническому обслуживанию систем автоматической пожарной сигнализации (АПС), систем оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ), программно-аппаратного комплекса радиоканальной системы передачи извещений "Стрелец-мониторинг" (ПАК РСПИ "Стрелец-мониторинг") на объектах ГБУЗ АО АМОКБ (реестровый N 0325200000623000086) обоснованной.
2. Признать государственного заказчика ГБУЗ АО Александро-Мариинская областная клиническая больница нарушившим п.1 ч.1 ст.31, ч.5,6 ст.31, п.12 ч.1 ст.42, п.3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе, при проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по техническому обслуживанию систем автоматической пожарной сигнализации (АПС), систем оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ), программно-аппаратного комплекса радиоканальной системы передачи извещений "Стрелец-мониторинг" (ПАК РСПИ "Стрелец-мониторинг") на объектах ГБУЗ АО АМОКБ (реестровый N 0325200000623000086).
3. Предписание не выдавать.
4. Материалы, собранные в ходе рассмотрения жалобы Заявителя, передать должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии Е.М.Балтыкова
Члены комиссии: Р.Р.Умерова
И.В.Русскина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 15 декабря 2023 г. N 030/06/42-1383/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.12.2023