Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
<______..>
Членов Комиссии:
<______..>
<______..>
рассмотрев направленное Заказчиком - Муниципальное бюджетное учреждение "Ресурсный центр добровольчества и патриотического воспитания "Факел" по факту одностороннего отказа от исполнения контракта от 07.11.2022 N 0766 на выполнение работ по капитальному ремонту помещения, расположенного по адресу: г. Ноябрьск, пр-кт Мира, д. 83а, цена контракта - 6 161 996,16 рублей, (извещение N 0190300003722000766), с ООО "ГЕОТЕХНОЛОГИЯ", и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России было направлено обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из Решения от 27.11.2023 об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта следует, что 07 ноября 2022 года, в соответствии со ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", между муниципальным бюджетным учреждением "Ресурсный центр добровольчества и патриотического воспитания "Факел" (переименованное в муниципальное бюджетное учреждением "Ресурсный центр добровольчества и патриотического воспитания "Кадет", на основании постановления Администрации города Ноябрьска от 15.02.2023 N П-210) и Обществом с ограниченной ответственностью "Геотехнология" был заключен контракт N 0766 на выполнение работ по капитальному ремонту помещения, расположенного по адресу: г. Ноябрьск, пр-кт Мира, д. 83а. Цена контракта с учетом дополнительного соглашения N1 от 07 декабря 2022 г. составляет 6 778 195 (шесть миллионов семьсот семьдесят восемь тысяч сто девяносто пять) рублей 78 копеек.
Согласно п.1.4 Контракта срок выполнения работ по 01.07.2023.
03.07.2023 было заключено дополнительное соглашение N 3 на продление срока выполнения работ до 20 августа 2023 г. В связи с ненадлежащим исполнением условий контракта 05 октября 2023 года было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. На основании письма N 06/10 от 12.10.2023 о завершении выполнения работ до 27.10.2023 на сайте Единой информационной системы в сфере закупок размещено извещение об отмене решения об одностороннем отказе.
Однако на текущий момент работы, предусмотренные контрактом не выполнены, работы на объекте в настоящее время не осуществляются. Обстоятельства не надлежащего исполнения условий контракта были отражены ранее, о чем были также составлены соответствующие документы и направлены (Требование (претензия) от 24.08.2023 N89-178-1/0725-10/109, Письмо от 08.09.2023 N606, Требование (претензия) от 21.09.2023 N89-178-1/0725-10/171, Требование (претензия) от 14.11.2023 N 663/1, Требование (претензия) от 24.11.2023 N 668).
Согласно п.2.6 контракта Заказчик перечислил Подрядчику аванс в размере 30% от цены контракта, что составляет 1 848 598 (один миллион восемьсот сорок восемь тысяч пятьсот девяносто восемь) рублей 85 копеек, в случае расторжения контракта Подрядчик обязан вернуть неотработанную часть аванса в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты расторжения контракта.
Согласно документу о приемке N 1 от 06.03.2023 Подрядчик исполнил обязательства на сумму 273 462 (двести семьдесят три тысячи четыреста шестьдесят два) рубля 00 копеек.
В связи с ненадлежащим исполнением ООО "Геотехнология" своих обязательств, Заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения Контракта, предусмотренное п.10.1 Контракта, частью 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ и пунктами 1 и 2 статьи 523 Гражданского кодекса РФ, принимает решение о расторжении Контракта N 0766 от 07.11.2022 в одностороннем порядке.
Подрядчик на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 11.12.2023 N ЕГ/3836/23, представил объяснения по делу N 089/10/104-981/2023 (далее - пояснения).
Из пояснений следует, что 07.11.2022 года между муниципальным бюджетным учреждением "Ресурсный центр добровольчества и патриотического воспитания "Факел" и ООО "Геотехнология" был заключен контракт по капитальному ремонту помещения, расположенного по адресу: ЯНАО, г. Ноябрьск, пр-кт Мира, д. 83а.
Согласно п. 1.4. указанного контракта, ООО "Геотехнология " как Подрядчик обязуется выполнить работы: демонтажные работы - с момента заключения контракта по 15.02.2023 г.; работы по капитальному ремонту помещения (после выполнения демонтажных работ по обеспечению беспрепятственного доступа маломобильных групп населения объекта, выполняемых смежной организацией) с момента заключения контракта по 01.07.2023 г. в соответствии графиком выполнения работ (приложение N 3 к контракту), утвержденному Заказчиком.
Однако, в указанные сроки ООО "Геотехнология" не смогло приступить к выполнению своих обязательств по исполнению контракта, поскольку, со стороны МБУ "РЦДиПВ "Факел" не был предоставлен допуск работников на объект в связи с незавершением со стороны МБУ "РЦДиПВ "Факел" работ по монтажу и наладке шахтно-лифтового оборудования, что препятствовало осуществлению работ со стороны ООО "Геотехнология". При этом, МБУ "РЦДиПВ "Факел" несмотря на направленное ООО "Геотехнология" письмо от 26.04.2023 г., по указанной ситуации, не смогло определить точных сроков для допуска ООО "Геотехнология" на объект по адресу: ЯНАО, г. Ноябрьск, пр-кт Мира, д. 83а.
В соответствии с п. 3.2.4. Контракта от 07.11.2022, МБУ "РЦДиПВ "Факел" как Заказчик обязуется не допускать конфликта интересов при исполнении договора, однако, такая ситуация возникла и ООО "Геотехнология" не могло на нее повлиять.
Вышеуказанные обстоятельства повлияли в дальнейшем на сроки выполнения работ со стороны ООО "Геотехнология", поскольку другая подрядная организация, работавшая на том же объекте, практически, препятствовала проведению работ.
Вместе с тем, ООО "Геотехнология" постоянно согласовывало все свои работы и их ход с представителем Заказчика, что подтверждается перепиской.
В настоящее время все работы на объекте практически завершены. Осталось только смонтировать и установить недостающее количество светильников.
Несмотря на направленные в адрес заказчика акты КС-2 и КС-3 на сумму контракта, Заказчиком они не подписаны без объяснения причин.
Указанные в решении Заказчика о расторжении Контракта доводы, Подрядчик считает не соответствующими действительности, более того, Заказчик ни разу не предлагал Подрядчику составить комиссионный Акт о ходе выполнения работ, ни разу не предлагал прислать представителя для составления каких-либо актов, которые бы подтверждали или опровергали выполнение/невыполнение работ со стороны Подрядчика.
Из пояснения следует, что задержки выполнения работ не являлись критическими. Выводы изложенные в решении Заказчика о расторжении контракта являются субъективными, не подтвержденными.
Подрядчик утверждает, что со своей стороны ООО "Геотехнология" добросовестно выполнило свои обязательства по Контракту и было готово завершить работы в полном объеме при условии корректировки сроков выполнения работ, поскольку, именно по вине Заказчика Подрядчик был лишен возможности приступить к работам в сроки, указанные в контракте. Считаем, что ООО "Геотехнология" выполняло свои обязательства в соответствии с условиями контракта. Отступления от сроков были обусловлены объективными факторами - неблагоприятными погодными условиями, несоответствием проектной документации фактическим объёмам работ, а также, злоупотреблением своими правами со стороны Заказчика.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п.10.1. Контракта Настоящий контракт расторгается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с нормами гражданского законодательства РФ, нормами Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
07.11.2022 между Заказчиком и Подрядчиком заключен контракт N 0766.
05.10.2023 принято Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
16.10.2023 Заказчиком принято решение об отмене решения об одностороннем отказе.
27.11.2023 повторно принято Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
27.11.2023 Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС.
Информация о расторжении контракта в связи с принятым решением об одностороннем отказе от исполнения контракта размещена в ЕИС на официальном сайте системы http://zakupki.gov.ru. В ЕИС контракт имеет статус: исполнение прекращено. Дата расторжения контракта 08.12.2023.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
Рассмотрев представленные Заказчиком материалы и пояснения, представленные Подрядчиком объяснение по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России пришла к следующим выводам.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078.
Правилами установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки фактов, выносится решение. В случае подтверждения достоверности вышеуказанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
В силу части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Из смысла статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При решении вопроса о включении сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт ненадлежащего исполнения своих обязательств Подрядчиком и является ли это нарушение существенным.
Комиссией Ямало-Ненецкого УФАС России установлено, что контракт заключен от 07.11.2022.
Согласно п.1.2. Контракта Подрядчик выполняет работы в соответствии с проектно-сметной документацией (приложение N 1 к контракту), предоставленной Заказчиком, а также сметной документацией (приложение N 2 к контракту), разработанной Подрядчиком и утвержденной Заказчиком.
Согласно п. 1.4. Контракта Подрядчик обязуется выполнить работы: демонтажные работы - с момента заключения контракта по 15.02.2023 г.; работы по капитальному ремонту помещения (после выполнения демонтажных работ по обеспечению беспрепятственного доступа маломобильных групп населения объекта, выполняемых смежной организацией) с момента заключения контракта по 01.07.2023 г. в соответствии графиком выполнения работ (приложение N 3 к контракту), утвержденному Заказчиком.
Из материалов обращения следует, что Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением обязательств, предусмотренные контрактом.
Комиссией установлено совершение со стороны Подрядчика действий по урегулированию вопроса исполнения контракта. Указанный факт подтверждается представленной документацией.
Кроме того, у Комиссии отсутствуют доказательства того обстоятельства, что Подрядчик совершал действия, выражающиеся в умышленном и намеренном уклонении от исполнения контракта. Заказчиком в адрес Комиссии документы, подтверждающие факт умышленного уклонения Подрядчика от исполнения контракта не представлено.
Комиссия приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае, в действиях Подрядчика отсутствуют признаки виновного поведения в виде бездействия, связанного с игнорированием взятых на себя обязательств по Контракту, а обстоятельства рассматриваемого дела в совокупности с представленными документами и сведениями не дают возможности прийти к однозначному выводу о нарушении условий Контракта, допущенных исключительно по вине Подрядчика.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации указано, что при рассмотрении вопроса о законности решения уполномоченного органа о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Антимонопольный орган при принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков не должен ограничиваться формальной проверкой, а должен устанавливать по делу обстоятельства недобросовестного поведения поставщика.
Включение сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт направленности его действий на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По общему правилу части 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Применяемые государственными органами санкции должны назначаться с учетом характера допущенного нарушения, размера причиненного вреда, наличия и степени вины нарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения
В соответствии с пп. а). п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных пп. а). п. 13 настоящих Правил поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
При рассмотрении обращения Подрядчиком представлены документы о принятии им мер к исполнению обязательств по Контракту, а именно: многочисленная переписка с Заказчиком о согласовании материала, решении вопроса о допуске на объект, постоянно согласовывало все свои работы и их ход с представителем Заказчика.
Комиссия считает, что в рассматриваемом случае, в действиях Подрядчика отсутствуют признаки виновного поведения в виде бездействия, связанного с игнорированием взятых на себя обязательств по Контракту, а обстоятельства рассматриваемого дела в совокупности с представленными документами и сведениями не дают возможности прийти к однозначному выводу о нарушении условий Контракта, допущенных исключительно по вине Подрядчика.
Кроме того, у Комиссии отсутствуют доказательства того обстоятельства, что Поставщик совершал действия, выражающиеся в умышленном и намеренном уклонении от исполнения контракта. Заказчиком в адрес Комиссии документы, подтверждающие факт умышленного уклонения Поставщика от исполнения контракта не представлены.
Следовательно, включение лица в реестр недобросовестных поставщиков невозможно без установления его вины, выражающейся в сознательном нарушении исполнителем условий договора.
Проанализировав совокупность сведений и документов, представленных Заказчиком и Поставщиком в адрес Ямало-Ненецкого УФАС России, Комиссия не установила оснований для включения сведений об ООО "ГЕОТЕХНОЛОГИЯ", в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии с положениями Закона о контрактной системе в связи с отсутствием в действиях Подрядчика признаков недобросовестного поведения при исполнении контракта.
Таким образом, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России, рассмотрев и оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, исследовав комплекс совершенных сторонами действий в рамках исполнения контракта, считает возможным не включать сведения об Подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
Информацию об ООО "ГЕОТЕХНОЛОГИЯ", представленную Заказчиком - Муниципальное бюджетное учреждение "Ресурсный центр добровольчества и патриотического воспитания "Факел" по факту одностороннего отказа от исполнения контракта от 07.11.2022 N 0766 на выполнение работ по капитальному ремонту помещения, расположенного по адресу: г. Ноябрьск, пр-кт Мира, д. 83а, цена контракта - 6 161 996,16 рублей, (извещение N 0190300003722000766), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не включать.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 14 декабря 2023 г. N 089/10/104-981/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.12.2023