Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
<______..>
Членов Комиссии:
<______..>
<______..>
рассмотрев направленное Заказчиком - Департамент агропромышленного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта от 27.09.2023 N 16 АПК 2023 на оказание услуг по очистке береговой полосы водного объекта рыбохозяйственного значения от мусора (отходов) и акватории реки Таз от брошенных орудий лова, цена контракта - 990 000,00 рублей, (извещение N 0190200000323010462), с ИП ОСМАНОВ ХАЯЛ АМРАХ ОГЛЫ, и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России были представлены материалы и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из Решения Заказчика от 29.11.2023 N 89-22/01-08-02/4870 об одностороннем отказе от исполнения контракта следует, что На основании протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22 сентября 2023 года
N 0190200000323010462 между департаментом агропромышленного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - департамент, Заказчик) и индивидуальным предпринимателем Османовым Хаялом Амрах Оглы (далее - Исполнитель) 27 сентября 2023 года в соответствии со статьей 34 Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заключен государственный контракт N 16 АПК 2023, (далее - Контракт) на оказание услуг по очистке береговой полосы водного объекта рыбохозяйственного значения от мусора (отходов) и акватории реки Таз от брошенных орудий лова (далее - услуги).
Пунктом 1.3 Контракта установлено место оказания услуг:
Ямало-Ненецкий автономный округ, Тазовский район: береговая полоса реки Таз (левый и правый берег от 16 км по 38 км, от садковой линии ООО "НПО "Собский рыбоводный завод" в п. Тазовский до автозимника с. Газ Сале-Пякяхинское месторождение через р. Таз) общей сводной длиной 44 км (ширина береговой полосы, подлежащая очистке, составляет 50 м от уреза воды) и акватория реки Таз общей площадью 26 кв. км, за исключением береговой линии, находящейся в границах населенных пунктов.
Согласно пункту 5.1 Контракта обязательство по оказанию услуг должно быть исполнено Исполнителем в срок по 01 ноября 2023 года включительно.
Исполнитель 30 октября 2023 года направил в адрес Заказчика уведомление о готовности результата услуг к приемке.
В Единой информационной системе (далее - ЕИС) Исполнителем сформирован документ о приемке от 08 ноября 2023 года N 1 с приложением счета на оплату от 08 ноября 2023 года N 1.
С целью определения качества оказанных услуг 13 ноября 2023 года представителем Заказчика Сидоровым А.Г. совместно с государственным инспектором отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Ямало-Ненецкому автономному округу Долгушиным А.С. в присутствии сотрудника Администрации Тазовского района Тэсида П.Ч., а также Исполнителя Османова Х.А.о., проведен визуальный осмотр места оказания услуг, в ходе которого установлено, что очистка береговой полосы водного объекта протяженностью 44 км и очистка от мусора (отходов) акватории водного объекта (26 кв. км) в границах, определенных Контрактом и техническим заданием, Исполнителем не осуществлена (копия Акта осмотра места оказания услуг от 13 ноября 2023 года б/н прилагается).
Таким образом, Исполнителем выполнены работы по очистке участка береговой полосы водного объекта рыбохозяйственного значения реки Таз в месте, не соответствующем пункту 1.3 Контракта, а также не соответствующем условиям технического задания к Контракту.
На сегодняшний день устранить выявленный факт несоответствия условиям Контракта не представляется возможным по причине наличия ледостава и устойчивого снежного покрова, а также в связи с истечением установленного периода осуществления работ (пункт 5.1 Контракта, пункт 1 Технического задания) - в период наступления осенней межени, при наименьшем уровне воды в реке Таз, до установления устойчивого снежного покрова и ледостава.
В соответствии с пунктом 10.3.1 Контракта Исполнитель вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта в случае, если Исполнителем допущены отступления в работе от условий Контракта или иные недостатки результата услуги, которые не были устранены в установленный Заказчиком разумный срок, либо являются существенными и неустранимыми.
В связи с неисполнением Исполнителем своих обязательств, а также принимая во внимание очевидность, что работы по Контракту являются неустранимыми, не могут быть выполнены надлежащим образом с учетом условий выполнения работ, установленных Контрактом, в соответствии с частью 9 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Исполнитель на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 13.12.2023 N ЕГ/3888/23, представил письменные пояснения по делу N 089/10/104-1005/2023.
Из пояснений следует, что 27.09.2023 между Департаментом агропромышленного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Заказчик) и Индивидуальным предпринимателем Осамовым Х.А.о. (далее - ИП Османов Х.А.о., Исполнитель) был заключен государственный Контракт N 16 АПК 2023 (далее - Контракт).
Техническим заданием предусмотрено оказание Исполнителем услуг по очистке:
- береговой полосы водного объекта рыбохозяйственного значения реки Таз (левый и правый берег от 16 км по 38 км, от садковой линии ООО "НПО "Собский рыбоводный завод" в п. Тазовский до автозимника с. Газ-Сале-Пякяхинское месторождение через р. Таз) общей сводной длиной 44 км (ширина береговой полосы от уреза воды составляет 50 м);
- акватории водного объекта рыбохозяйственного значения реки Таз общей площадью 26 кв.м.
В соответствии с Положением о департаменте агропромышленного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденного постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 12.12.2012 N 1030-П, Заказчик в рамках предоставленных полномочий в области организации, регулировании и охраны водных биологических ресурсов осуществляет согласованное взаимодействие с органами местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе.
Место оказания услуг, согласно положениям Контракта, территориально расположено в границах муниципального округа "Тазовский район Ямало-Ненецкого автономного округа".
В целях исполнения условий контракта Подрядчик осуществил выезд на указанный в Контракте объект и приступил к оказанию услуг.
Поскольку в соответствии с Уставом МО "Тазовский район", принятый Думой Тазовского района 28 октября 2020 года, на администрацию муниципалитета возложены полномочия по охране окружающей среды и обеспечению свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, управлением по делам коренных малочисленных народов севера и агропромышленного комплекса администрации МО "Тазовский район" было осуществлено взаимодействие с Исполнителем по вопросу определения местоположения территории, которую требуется очистить.
ИП Османов Х.А.о. в соответствии с указаниями должностных лиц органа местного самоуправления осуществил очистку территории водного объекта, полагая, что указанный объект согласован муниципалитетом с Заказчиком.
30.10.2023 Исполнитель направил Заказчику уведомление об исполнении Контракта и готовности результата услуг к примке (то есть в установленный Контрактом срок).
08.11.2023 Исполнителем в Единой информационной системе размещены акты выполненных работ и счета на их оплату.
13.11.2023 представителями Заказчика, администрации МО "Тазовский район", Исполнителем проведен визуальный осмотр места оказания услуг, указанный в Контракте, по результатам которого установлено, что очистка береговой полосы и акватории водного объекта Исполнителем не осуществлена.
29.11.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Стоит отметить, что Исполнитель в рамках настоящего Контракта действовал добросовестно и никаким образом не стремился уклониться от его исполнения.
Зачистка территории объектов фактически Исполнителем осуществлена, однако по иным адресам, которые были указаны должностными лицами администрации МО "Тазовский район", что не отрицается органом местного самоуправления.
ИП Османов Х.А.о. на основании пояснений администрации МО "Тазовский район" полагал, что контроль за исполнением Контракта производится по поручению Заказчика непосредственно органом местного самоуправления, в связи с чем сомнений в указании неверного адреса объекта для зачистки у него не имелось.
Исполнителем в короткие сроки при получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, 04.12.2023 г. в добровольном порядке произведена оплата штрафа в размере 99 000 рублей (что подтверждается соответствующей квитанцией, приложенной к материалам дела).
Вместе с тем, устранить отмеченные Заказчиком недостатки при исполнении Контракта Исполнителем не представилось возможным по причине наличия ледостава и устойчивого снежного покрова на береговой полосе и акватории реки Таз.
Исполнитель обращает внимание на то, что ИП Османов Х.А.о. действовал согласно указаниям, предоставленным Администрацией Тазовского района, выполнил работы по расчистке более грязного участка, чем было изначально предусмотрено условиями Контракта, а также добровольно оплатил впоследствии штраф в размере 99 000,00 руб.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 10.2. Контракта расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
27.09.2023 между Заказчиком и Исполнителем заключен государственный Контракт N 16 АПК 2023 (далее - Контракт).
29.11.2023 принято Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
29.11.2023 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС.
Информация о расторжении контракта в связи с принятым решением об одностороннем отказе от исполнения контракта размещена в ЕИС на официальном сайте системы http://zakupki.gov.ru. В ЕИС контракт имеет статус: исполнение прекращено. Дата расторжения контракта 12.12.2023.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
Рассмотрев представленные Заказчиком материалы и пояснения, представленные Подрядчиком объяснение по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России пришла к следующим выводам.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078.
Основаниями включения сведений о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр при одностороннем отказе заказчика от исполнения обязательств по контракту, при условии соблюдения порядка, установленного статьей 95 Закона о контрактной системе, принятия соответствующего решения, являются документально подтвержденные следующие обстоятельства:
-неисполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту;
-ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту;
-установление заказчиком в ходе исполнения контракта несоответствия поставщика (подрядчика, исполнителя) требованиям, установленным документацией о закупке;
-установление заказчиком в ходе исполнения контракта факта представления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) недостоверной информации о своем соответствии установленным документацией о закупке требованиям.
Правилами установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки фактов, выносится решение. В случае подтверждения достоверности вышеуказанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
Исходя из статьи 104 Закона о контрактной системе, реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа (часть 2 статьи 104 Закона о контрактной системе).
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При решении вопроса о включении сведений об Исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт ненадлежащего исполнения своих обязательств Исполнителем и является ли это нарушение существенным.
Из материалов обращения следует, что Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением Исполнителем своих обязательств.
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно п.3 ч. 1. ст. 94 Закона о контрактной системе Заказчик обязан взаимодействовать с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении, изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Комиссия считает необходимым обратить внимание, что Исполнителем совершены действия, направленные на надлежащее исполнение Контракта, что подтверждается представленными материалами.
Работы выполнены в полном объеме, но не соответствуют условиям технического задания к Контракту.
Таким образом, Комиссия не усматривает достаточных оснований полагать, что ИП Османов Х.А.о. при исполнении контракта действовал недобросовестно, наоборот, Исполнителем выполнялись работы по Контракту.
Исследовав представленные Заказчиком и Исполнителем документы, содержание контракта, а также пояснения сторон, Комиссия пришла к выводу о том, что намерений уклоняться от исполнения обязательств в рамках контракта у Исполнителя не было, умышленных действий, направленных на неисполнение условий контракта также не имелось. Комиссией установлено совершение со стороны Исполнителя действий по урегулированию вопроса исполнения контракта, что не свидетельствуют о намеренном уклонении общества от исполнения контракта.
Комиссия приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае, в действиях Исполнителя отсутствуют признаки виновного поведения в виде бездействия, связанного с игнорированием взятых на себя обязательств по Контракту, а обстоятельства рассматриваемого дела в совокупности с представленными документами и сведениями не дают возможности прийти к однозначному выводу о нарушении условий Контракта, допущенных исключительно по вине Исполнителя.
В соответствии с пп. "в" п. 15 постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) если исполнителем представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Исполнителем представлены информация и документы, подтверждающие, что принимаемые меры, были направлены на надлежащее исполнение Контракта, а не на уклонение от его исполнения.
Проанализировав совокупность сведений и документов, представленных Заказчиком и Исполнителем в адрес Ямало-Ненецкого УФАС России, Комиссия не установила оснований для включения сведений об ИП Османов Х.А.о. в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии с положениями Закона о контрактной системе в связи с отсутствием в действиях Исполнителя признаков недобросовестного поведения при исполнении контракта.
С учетом конкретных обстоятельств дела и степени вины Исполнителя Комиссия приходит к выводу об отсутствии в его поведении таких признаков не добросовестности, как злоупотребление и умышленность, в связи с чем Ямало-Ненецкое УФАС считает возможным не включать сведения о Исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
Информацию об ИП ОСМАНОВ ХАЯЛ АМРАХ ОГЛЫ, представленную департаментом агропромышленного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа по факту одностороннего отказа от исполнения контракта от 27.09.2023 N 16 АПК 2023 на оказание услуг по очистке береговой полосы водного объекта рыбохозяйственного значения от мусора (отходов) и акватории реки Таз от брошенных орудий лова, цена контракта - 990 000,00 рублей, (извещение N 0190200000323010462), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 19 декабря 2023 г. N 089/10/104-1005/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.12.2023