Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 15.12.2023 N 325/23 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалоб ООО "ЭКОДОМ" (далее - Комиссия), в составе:
в присутствии представителей уполномоченного учреждения - МКУ "УМЗ Старооскольского городского округа" (распоряжением N 300-рл от 24.05.2023 назначен на должность директора), (по доверенности от 09.10.2023, N 8), в отсутствии заявителя - ООО "ЭКОДОМ" (о времени и месте рассмотрения жалобы надлежаще уведомлено), рассмотрев материалы дела N 031/06/106-825/2023 по жалобе ООО "ЭКОДОМ" на положения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме "Оказание услуг по организации питания" (N закупки 0826300021023000390) (далее - Открытый конкурс),
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ООО "ЭКОДОМ" (далее - заявитель) на положения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме.
Из поступившей жалобы следует, что Заказчиком неверно установлен сопоставимый характер принимаемых к оценке договоров, противоречащий, по мнению заявителя, пункту 28 постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2604), что может за собой повлечь ограничение количества участников закупки и нарушает положения пункта 11 части 1 статьи 42 и части 8 статьи 32 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Уполномоченное учреждение и заказчики представили возражения на жалобу ООО "ЭКОДОМ", с доводами, изложенными в жалобе, не согласны, просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия, рассмотрев жалобу ООО "ЭКОДОМ", поступившие возражения, представленные документы, заслушав доводы присутствующих лиц, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 20.11.2023 размещено извещение о проведении Открытого конкурса с приложениями. Изменения извещения о проведении Открытого конкурса размещены на официальном сайте ЕИС - 29.11.2023.
Объект закупки - оказание услуг по организации питания.
Начальная (максимальная) цена контракта - 15 048 366,00 рублей.
На момент рассмотрения жалобы ООО "ЭКОДОМ", контракт по результатам Открытого конкурса не заключен.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме, закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме;
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме, закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме;
3) запрос котировок в электронной форме.
В исследуемой закупке выбран конкурентный способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а именно: открытый конкурс в электронной форме.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы с указанием порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе предусмотрено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Постановлением N 2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Пунктом 24 Положения определено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно информации, содержащейся в единой информационной системе в сфере закупок, заказчиком в составе извещения об осуществлении закупки размещено Приложение N 2 "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" (далее - Приложение N 2).
Пунктом 5 "Критерии оценки - "Квалификация участников закупки", Показатель оценки - "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" раздела III Отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки, предусмотренных разделом II настоящего документа" установлено следующее: предметом оценки заявок по данному показателю является общее количество исполненных участником закупки контрактов (договоров) на оказание услуг по организации питания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
В жалобе заявитель указывает, что установленные Заказчиком условия, согласно которым при оценке заявок по показателю "общее количество исполненных участником закупки договоров" учитываются исключительно контракты (договоры) на оказание услуг по организации питания в формулировке, установленной Заказчиком, не способствует выявлению лучшего предложения об исполнении контракта, поскольку детализирование требований в рамках оценки опыта оказания услуг является узконаправленным и может привести к неравным условиям при оценке заявок участников закупки.
На заседании Комиссии, представитель уполномоченного учрждения отметил, что установление такого предмета оценки заявок по вышеуказанному показателю осуществлено в связи со спецификой деятельности, осуществляемой в образовательном учреждении при организации питания обучающихся.
Согласно пункту 2 технического задания на оказание услуг по организации питания обучающихся приложения N 1 "Описание объекта закупки" к извещению о проведении Открытого конкурса услуги по организации питания в образовательном учреждении оказываются в соответствии с методическими рекомендациями по организации питания обучающихся образовательных учреждений, утвержденными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 марта 2012 года N 213н/178 "Об утверждении методических рекомендаций по организации питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений" (далее - Приказ N 213н/178) и региональным стандартом по обеспечению горячим питанием обучающихся государственных и муниципальных общеобразовательных организаций, расположенных на территории Белгородской области, утвержденный приказом департамента образования Белгородской области от 24 ноября 2021 года N 3443 (далее - Стандарт).
Стандарт разработан с целью применения единых подходов для совершенствования организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях и оказания методической помощи органам исполнительной власти Белгородской области, осуществляющим управление в сфере образования, организациям, предоставляющим услуги общественного питания в общеобразовательных учреждениях, руководителям и ответственным специалистам общеобразовательных учреждений и предприятий в сфере организации качественного и доступного горячего школьного питания.
Так, пунктом 5.4 Стандарта предусмотрены требования к организации и содержанию текущего (ежегодного) и итогового (в последний год обучения) мониторинга состояния здоровья обучающихся в связи с условиями и качеством питания в образовательных организация. Мониторинг проводится в соответствии с методическими рекомендациями по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций МР 2.4.0179-20. Под мониторингом понимается система наблюдения, анализа, оценки состояния здоровья обучающихся в связи с условиями и качеством питания в образовательных организациях. Мониторинг горячего питания проводится с целью оценки эффективности организации здорового горячего питания обучающихся в общеобразовательных организациях, повышения доступности здорового питания, формирования у обучающихся навыков здорового питания. Мониторинг проводят учредитель общеобразовательной организации, государственные муниципальные органы управления образованием и орган управления общеобразовательной организацией.
С целью соблюдения указанного Стандарта пунктом 5.1.39 проекта контракта, определено, что Исполнитель по Контракту обязан оказывать содействие учредителям общеобразовательной организации, государственным и муниципальным органам управления образованием и органам управления общеобразовательной организации в проведении мониторинга горячего питания.
Разделом 2 Стандарта установлены требования к технологическим условиям, обеспечивающим производство безопасного и качественного питания для общеобразовательных организаций. Разделом 4 Стандарта определены 4 требования к условиям, обеспечивающим формирование у обучающихся, воспитанников мотивации к здоровому питанию.
Во исполнение указанных рекомендаций проектом контракта (п. 5.1.41) на Исполнителя возложены обязательства по осуществлению совместно с администрацией общеобразовательного учреждения мероприятий по совершенствованию культуры обслуживания и проблемам развития системы школьного питания.
Из письменных пояснений заказчиков следует следующее: в соответствии со статьей 37 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" организация питания обучающихся возлагается на организацию, осуществляющую образовательную деятельность. Обучающиеся по образовательным программам начального общего образования в государственных и муниципальных образовательных организациях обеспечиваются учредителями таких организаций не менее одного раза в день бесплатным горячим питанием, предусматривающим наличие горячего блюда, не считая горячего напитка, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Организация питания обучающихся в общеобразовательном учреждении осуществляется в соответствии с требованиями, установленными СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения", утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 октября 2020 г. N 32 (далее - СанПиН 2.3/2.4.3590-20), Региональным стандартом.
В соответствии с требованиями СанПиН 2.3/2.4.3590-20 при формировании рациона здорового питания обучающихся и меню при организации общественного питания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, должны соблюдаться следующие требования:
- меню в организованных детских коллективах общественное питание детей должно осуществляться посредством реализации основного (организованного) меню, включающего горячее питание, дополнительного питания, а также индивидуальных меню для детей, нуждающихся в лечебном и диетическом питании с учетом установленных требований.
- меню должно предусматривать распределение блюд, кулинарных, мучных, кондитерских и хлебобулочных изделий по отдельным приемам пищи (завтрак, второй завтрак, обед, полдиик, ужин, второй ужин) с учетом следующего:
- меню должно разрабатываться на период не менее двух недель (с учетом режима организации) для каждой возрастной категории группы обучающихся.
- при составлении меню должен учитываться среднесуточный набор пищевой продукции на 1 ребенка в сутки (Приложение N 7, таблица N 2 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20.), массой порции, потребностью в пищевых веществах, энергии, витаминах и минеральных веществах (таблица N 10 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20.) режимом питания.
- ассортимент дополнительного питания обучающихся общеобразовательном учреждении должен приниматься с учётом ограничений, изложенных в приложении N 6 СанПин 2.3/2.4.3590-20.
- меню должно быть щадящим.
В соответствии Региональным стандартом технологический процесс приготовления блюд для обучающихся образовательных организаций является сложным и должен обеспечиваться на всех этапах создания пищевой продукции: подготовки, приготовления на технологическом оборудовании, хранения, транспортирования, реализации, раздачи и т.д.
Согласно вышеизложенным доводам, следует, что оказание услуг по организации питания для обучающихся имеет свойственные отличия от оказания услуг общественного питания населения.
Соответственно, заказчики полагают, что установленный извещением предмет договора (договоров), оцениваемых по детализирующему показателю, является сопоставимым с предметом контракта, заключаемого по результатам проведения Конкурса, что соответствует требованиям Закону о контрактной системе и Постановления N 2604.
Критерии оценки, установленные Заказчиком, не препятствуют участию в конкурсе, не создают преимуществ конкретному участнику и направлены на выявление лучших из предложенных условий исполнения контракта. Каждый участник на равных и единых для всех участников условиях вправе предоставить документы, подтверждающие наличие необходимого заказчику опыта.
Наличие опыта у участника закупки по исполненному договору или договорам на оказание услуг по организации питания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организациях отдыха и оздоровления детей гарантирует безопасное и качественное оказание услуг по организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях.
Учитывая изложенное, можно прийти к выводу, что организация питания в образовательном учреждении включает в себя не только процесс приготовления пищи, но и требует навыков аналитической работы при проведении мониторингов горячего питания, а также профессионального опыта в области организации мероприятий по совершенствованию культуры питания у школьников.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что заказчиком установлен порядок оценки заявок на участие в Открытом конкурсе в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением N 2604.
Вместе с тем, критерии оценки показателя "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", установленные Заказчиком в извещении об осуществлении закупки не препятствуют участию Заявителя в Открытом конкурсе и не означают невозможность стать победителем, не предрешают исхода закупки. На итоговый рейтинг повлияет совокупная значимость всех критериев оценки.
Возможность проиграть в конкурсе, не набрав нужное количество баллов не может расцениваться как ограничение конкуренции.
Критерии оценки обоснованы и разумны, если учитывать, что конечными получателями оказанных услуг по контракту являются дети, для которых важное значение имеет, качество, безопасность, сбалансированность питания и индивидуальный подход к рациону питания каждого ребенка.
Следует отметить, что основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика и целям эффективного использования денежных средств в условиях добросовестной конкуренции. Законодатель наделил заказчика правом самостоятельно устанавливать требования к претендентам, к составу их заявок и определять перечень документов, представляемых претендентами для подтверждения их соответствия установленным в документации требованиям, руководствуясь собственными потребностями.
В соответствии с частью 5 статьи 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Согласно информации, размещенной в ЕИС, запросов на разъяснение положений извещения об осуществлении закупки не поступало.
Заявитель на рассмотрение жалобы не явился, доказательств, подтверждающих доводы жалобы, не представил.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. При этом обжалование действий (бездействия) субъекта (субъектов) контроля в порядке, установленном настоящей главой, не является препятствием для обжалования таких действий (бездействия) в судебном порядке.
Кроме того, на основании части 4 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что положения извещения об осуществлении закупки нарушили права и законные интересы ООО "ЭКОДОМ", привели к нарушению принципов проведения закупок товаров, работ и услуг, а также ограничили количество участников закупки заявителем не представлено.
Таким образом, на основании имеющихся в деле материалов Комиссия не находит оснований для признания жалобы обоснованной.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ЭКОДОМ" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 19 декабря 2023 г. N 031/06/106-825/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.12.2023