Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия, в составе:
... - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии,
... - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
... - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заказчика Государственного казенного учреждения "Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)" (далее также - ГКУ "СГЗ РС (Я)", заказчик): ..., ... (представители по доверенностям);
от заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью "Ленастройпроект" (далее также - ООО "Ленастройпроект", заинтересованное лицо, исполнитель, подрядчик): ... (представитель по доверенности),
рассмотрев посредством web-видеоконференцсвязи обращение, представленное заказчиком Государственным казенным учреждением "Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)" об участнике закупки обществе с ограниченной ответственностью "Ленастройпроект" для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на выполнение инженерных изысканий и детального (инструментального) обследования по объекту: "Стадион на 3000 мест с теплым легкоатлетическим манежем в с. Амга Амгинского улуса" (изв. N 0816500000623014885), действуя на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", (далее - Закон о контрактной системе), пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 (далее также - Правил),
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили сведения, представленные заказчиком ГКУ "СГЗ РС (Я)" об участнике закупки ООО "Ленастройпроект" для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на выполнение инженерных изысканий и детального (инструментального) обследования по объекту: "Стадион на 3000 мест с теплым легкоатлетическим манежем в с. Амга Амгинского улуса" (изв. N 0816500000623014885).
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее:
1) 02.08.2023 г. заказчиком на официальном сайте www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение N 0816500000623014885 на выполнение инженерных изысканий и детального (инструментального) обследования по объекту: "Стадион на 3000 мест с теплым легкоатлетическим манежем в с. Амга Амгинского улуса";
2) Способ определения поставщика - запрос котировок в электронной форме;
3) Начальная (максимальная) цена контракта - 1 228 007,66 рублей;
4) Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 15.08.2023 единственная заявка на участие в закупке поданная ООО "Ленастройпроект" признана соответствующей требованиям извещения.
5) 18.08.2023 г. между заказчиком и заинтересованным лицом заключен государственный контракт N 0816500000623014885 на выполнение инженерных изысканий и детального (инструментального) обследования по объекту: "Стадион на 3000 мест с теплым легкоатлетическим манежем в с. Амга Амгинского улуса" (реестровый номер контракта N 2143513846123000546).
6) 30.11.2023 г. заказчиком принято решение о расторжении контракта.
7) 12.12.2023 г. контракт расторгнут.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) приняла решение включить сведения об участнике закупки ООО "Ленастройпроект" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Российской Федерации по следующим основаниям.
Статьей 104 Закона о контрактной системе регламентирован порядок включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков, который формируется в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств, защиты добросовестной конкуренции и предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов со стороны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В соответствии с абзацем 1 статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из пункта 1 статьи 401 ГК РФ следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 статьи 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно разъяснениям, указанным в абзаце 4 пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" вина должника в нарушении обязательства, предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником.
В соответствии с абзацем 4 пункта 2 статьи 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
18.08.2023 г. между заказчиком и заинтересованным лицом заключен государственный контракт N 0816500000623014885 на выполнение инженерных изысканий и детального (инструментального) обследования по объекту: "Стадион на 3000 мест с теплым легкоатлетическим манежем в с. Амга Амгинского улуса" (реестровый номер контракта N 2143513846123000546) (далее - контракт).
Согласно разделу 1 "Предмет контракта", контракта установлено следующее:
"1.1. Подрядчик обязуется собственными (или) привлечёнными силами выполнить инженерные изыскания и детальное (инструментальное) обследование по объекту: "Стадион на 3000 мест с теплым легкоатлетическим манежем в с. Амга Амгинского улуса", (далее - Объект) в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом, в соответствии с Описанием объекта закупки (далее - Задание) (Приложением N1 к Контракту), в сроки, предусмотренные Календарным планом (Приложение N2 к Контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить надлежащим образом выполненные работы.
Результатом выполненной работы по Контракту является отчетная документация с положительным заключением экспертизы результатов инженерных изысканий в ГАУ "Управление государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в строительстве Республики Саха (Якутия)".
1.2. С даты приемки результатов выполнения отчетной документации по объекту "Стадион на 3000 мест с теплым легкоатлетическим манежем в с. Амга Амгинского улуса", исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, созданные при выполнении работ по контракту, а также имущественные права на программную и иную документацию и материалы, относящиеся к использованию результатов интеллектуальной деятельности (далее - сопутствующая документация), принадлежат субъекту Российской Федерации (Республике Саха (Якутия), от имени которой выступает Заказчик.
1.2.1. Днем передачи исключительных прав является день подписания сторонами акта приемки-передачи результатов работ в соответствии с условиями контракта.
1.2.2. Подрядчик гарантирует, что между ним и его работником (автором) не заключены и не будут заключены договоры, содержащие условия о том, что право на использование произведений, созданных работником (автором) в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя в ходе исполнения контракта (служебное произведение), принадлежит работнику (автору).
1.2.3. Подрядчик гарантирует заключение с привлеченными им при исполнении контракта третьими лицами договоров, обеспечивающих приобретение подрядчиком всех исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности для передачисубъекту Российской Федерации(Республике Саха (Якутия).
1.2.4. Передаваемые подрядчиком исключительные права означают право субъекта Российской Федерации(Республике Саха (Якутия) от имени которой выступает заказчик, использовать сопутствующую документацию в любой форме и любым не противоречащим законодательству Российской Федерации способом.
1.2.5. В случае предъявления третьими лицами претензий и исков, возникающих из авторских прав на произведения, входящие в сопутствующую документацию, разработанную одрядчиком по контракту, и иных исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, подрядчик обязуется совместно с заказчиком и (или)субъектом Российской Федерации Республикой Саха (Якутия) выступать в защиту интересов сторон контракта, а в случае неблагоприятного решения суда - возместить убытки.
1.3. Источник финансирования - Государственный бюджет Республики Саха (Якутия);
1.4. Научные, технические, экономические и другие требования к материалам и результатам инженерных изысканий, оформленным в виде отчетной документации о выполнении инженерных изысканий, являющихся предметом Контракта, должны соответствовать требованиям действующих нормативных документов РФ и определяются Заданием на выполнение инженерных изысканий (Приложение N1 к Контракту).
1.5. Место представления выполненных работ - Республика Саха (Якутия), г.Якутск, ул.Аммосова, дом 8, каб. 130."
Согласно разделу 4 "Сроки выполнения работ", контракта установлено следующее:
"4.1. Начальный и конечный сроки выполнения работ по настоящему Контракту определяются в соответствии с Календарным планом (Приложение N2 к Контракту).
4.2. Срок выполнения работ по Контракту с даты заключения контракта Сторонами в течение 75 календарных дней в соответствии с Календарным планом (Приложение N2 к Контракту).
4.2.1. Срок получения положительного заключения результатов выполнения отчетной документации объекта в ГАУ "Управление государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в строительстве Республики Саха (Якутия)" составляет 50 календарных дней, с даты окончания выполнения работ по Контракту.
4.3. Подрядчик вправе досрочно выполнить работы, предусмотренные Контрактом, при этом он не вправе требовать увеличения Цены Контракта."
Из пояснений заказчика следует, что основанием для расторжения контракта в одностороннем порядке явилось ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. Обязательства, принятые по контракту заинтересованным лицом в полном объеме не исполнены.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно разделу 13 "Порядок расторжения Контракта", контракта предусмотрен следующий порядок расторжения контракта:
"13.1. Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
_
13.3. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения данного вида обязательства.
13.4. Если Заказчиком проведена экспертиза оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта может быть принято Заказчиком только при условии, что по результатам экспертизы оказанной услуги в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта.
13.5. Заказчик может в любое время до сдачи ему результата работы отказаться от исполнения Контракта, уплатив Подрядчику часть установленной цены пропорционально части работ, выполненных до получения извещения об отказе Заказчика от исполнения Контракта. Заказчик также обязан возместить Подрядчику убытки, причиненные прекращением Контракта, в пределах разницы между ценой, определенной за всю работу, и частью цены, выплаченной за выполненную работу.
13.6. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях, установленных частью 15 статьи 95 Закона N44-ФЗ и относящихся к предмету Контракта.
13.7. Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступает в силу и Контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Подрядчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
13.8. Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления Подрядчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения Контракта устранено нарушение условий Контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также Заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы выполненной работы с привлечением экспертов, экспертных организаций. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения Подрядчиком условий Контракта, которые в соответствии с настоящим разделом являются основанием для одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта.
_"
Пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе.
30.11.2023 г. заказчиком принято решение об одностороннем расторжении контракта.
В соответствии с требованиями пункта 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе подрядчиком 30.11.2023 г. решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, размещено в ЕИС.
Согласно пункту 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель).
В силу пункта 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании изложенного, датой надлежащего уведомления заказчика о принятом подрядчиком решении является 30.11.2023 г.
30.11.2023 г. согласно сведениям ЕИС, решение об одностороннем расторжении контракта доставлено в личный кабинет заказчика.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, 12.12.2023 г. контракт расторгнут.
Комиссия приходит к выводу о том, что заказчиком соблюден порядок одностороннего расторжения контракта.
Материалами дела установлено следующее:
18.08.2023 между заказчиком и заинтересованным лицом заключен государственный контракт.
22.08.2023 заказчиком в адрес заинтересованного лица направлено письмо N N 523/12/1-07/6093 о направлении исходных данных для выполнения работ.
24.08.2023 заказчиком в адрес заинтересованного лица письмом N 523/12/1-07/6171 направлены акты освидетельствования скрытых работ по объекту.
26.10.2023 заказчиком в адрес заинтересованного лица направлено письмо N 523/12/1-07/7928 о необходимости предоставления в срок до 31.10.2023 разработанные отчеты проведенных инженерных изысканий и детальных (инструментальных) обследований по объекту.
02.11.2023 заинтересованным лицом в адрес заказчика письмом N 938-23П направлены на согласование результаты инженерно-геодезические изыскания.
14.11.2023 заинтересованным лицом в адрес заказчика письмом N 945-23П направлены на согласование результаты инженерно-геодезические изыскания.
20.11.2023 заинтересованным лицом в адрес заказчика письмом N 947-23П направлены на согласование результаты инженерно-геодезические изыскания.
24.11.2023 заказчиком в адрес заинтересованного лица направлены письмом N 523/12/1-07/8714 замечания к отчету.
24.11.2023 заинтересованным лицом в адрес заказчика письмом N 953-23П направлены на согласование результаты инженерно-геодезические изыскания.
28.11.2023 заказчиком в адрес заинтересованного лица направлены письмом N 523/12/1-07/8814 о замечания к отчету.
30.11.2023 заказчиком принято решение о расторжении контракта.
04.12.2023 заинтересованным лицом в адрес заказчика письмом N 959-23П направлены на согласование результаты инженерно-геодезические изыскания.
07.12.2023 заинтересованным лицом в адрес заказчика письмом N 964-23П направлен ответ на решение заказчика о расторжении контракта.
07.12.2023 заинтересованным лицом в адрес заказчика письмом N 966-23П направлены на согласование результаты инженерно-геодезические изыскания.
11.12.2023 заказчиком в адрес заинтересованного лица направлено письмо N 523/12/1-07/9181 о замечания к отчету.
12.12.2023 контракт расторгнут.
Из пояснений заинтересованного лица следует, что в соответствии с техническим заданием ООО "ЛенаСтройПроект" приступило к полевым работам на объекте в сентябре 2023 г., отчеты по геологическим и геодезическим изысканиям направлены Заказчику 02.11.2023 г. исх.N938-23П, инженерно-геологические изыскания направлены 14.11.2023 г., инженерно-геофизические изыскания направлены 24.11.2023 г., технический отчет направлен 04.12.2023 г. исх.N959-23П, отчет по инженерно-гидрометеорологическим изысканиям направлен 04.12.2023 г. исх.N959-23П, отчет по инженерно-экологическим изысканиям направлен 07.12.2023 г. исх. N 966-23П. На что заказчиком 11.12.2023 г. исх.N523/12/1-07/9181 были направлены замечания, замечания в основном касались оформления технических отчетов, замечаний в отношении технической части выполненных инженерных изысканий не прописано.
Кроме того, из пояснений заинтересованного лица следует что отставание от календарного плана изыскательских работ и работ по обследованию по контракту произошли в связи с длительным сбором исходных данных. В связи с изложенным заинтересованное лицо полагает, что указанные обстоятельства, безусловно, свидетельствуют о реальном намерении Общества исполнить вышеназванный контракт, и соответственно, об отсутствии в действиях Общества недобросовестного поведения при исполнении указанного контракта.
Из пояснений заказчика следует, что подрядчик выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещение убытков. В ходе исполнения контракта заказчиком в адрес Исполнителя было направлено письмо о необходимости выполнения работ по Контракту, в связи с предстоящим окончанием срока исполнения работ. В связи с неисполнением подрядчиком контрактных обязательств, заказчиком в адрес подрядчика были выставлены претензии от 15.11.2023 N 523/02-07/8485, от 23.11.2023 N 523/02- 07/8700. 20.11.2023 и 24.11.2023 от Исполнителя поступило частичное выполнение работ на согласование. 24.11.2023 Заказчиком в адрес Исполнителя был направлен ответ на представленные работы с указанием выявленных замечаний. 04.12.2023 и 06.12.2023 Исполнителем в адрес Заказчика направлены выполненные работы, однако данные работы не были приняты Заказчиком в связи с выявлением существенных замечаний, о чем были направлены письма в адрес подрядчика от 28.11.2023 N523/12/1-07/8814 и от 11.12.2023 N523/12/1-07/9181. Таким образом, по настоящее время в нарушение условий, предусмотренных Контрактом результат выполненной работы, не достигнут, со стороны Заказчика выполнены все необходимые действия.
При этом представитель заказчика пояснил что не настаивает на включении общества с ограниченной ответственностью "Ленастройпроект" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с частью 4 статьи 104 закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Таким образом, включению в реестр недобросовестных поставщиков подлежат сведения о лицах, с которыми контракты расторгнуты, в том числе в одностороннем порядке.
В силу подпунктов "а", "б" пункта 13 Правил N 1078 не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), осуществляет следующую совокупность действий:
а) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона, при этом:
орган контроля устанавливает информацию о лицах, указанных в пункте 3 части 3 статьи 104 Федерального закона;
орган контроля на основании мотивированного запроса в письменной форме вправе запрашивать и получать информацию и документы, необходимые для рассмотрения обращения и проведения таких проверок;
рассмотрение обращения и проведение таких проверок осуществляются органом контроля на коллегиальной основе на заседании комиссии (инспекции) по проведению плановой (внеплановой) проверки, созданной в соответствии с пунктом 4 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2020 г. N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений";
заказчик, участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе участвовать в заседании комиссии (инспекции) органа контроля;
заказчик вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта);
участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие отсутствие фактов его недобросовестности при заключении контракта или при исполнении контракта;
проведение внеплановой проверки осуществляется в порядке, установленном в соответствии с частью 2 статьи 99 Федерального закона, и с учетом настоящих Правил.
б) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Согласно пункту 15 Правил N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
При осуществлении гражданских прав добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (пункт 5 статьи 10 ГК РФ).
Следует отметить, что при применении гражданского законодательства в гражданских правоотношениях (пункт 2 статьи 6 ГК РФ), в том числе при осуществлении закупок и исполнении договоров изначально презюмируются принципы добросовестности, разумности и справедливости, основные начала гражданского законодательства, провозглашенные статьей 1 ГК РФ, также предусматривают, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (пункт 3 статьи 1 ГК РФ); никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ).
Учитывая приведенные выше обстоятельства, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), рассмотрев обстоятельства и факты дела, поведение лица, направленное на исполнение контрактных обязательства, провела оценку всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи и считает, что заинтересованное лицо не подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Российской Федерации.
Руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Якутского УФАС России
р е ш и л а:
Сведения, представленные заказчиком Государственным казенным учреждением "Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)" об участнике закупки обществе с ограниченной ответственностью "Ленастройпроект" для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на выполнение инженерных изысканий и детального (инструментального) обследования по объекту: "Стадион на 3000 мест с теплым легкоатлетическим манежем в с. Амга Амгинского улуса" (изв. N 0816500000623014885) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя Комиссии _
Члены Комиссии _
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 18 декабря 2023 г. N 014/06/104-1826/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.12.2023