Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Ленинградского УФАС) в составе:
в присутствии представителей (посредством использования системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков"):
рассмотрев направленное Заказчиком во исполнение требований статьи 104 Федерального закона от 05.04.2014 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) обращение о включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков, РНП),
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком 01.12.2023 в Единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) опубликовано извещение N 0845200000523000035 о проведении запроса котировок на оказание услуг по техническому обслуживанию электронного и оптического оборудования (содержанию автоматического пункта весового и габаритного контроля транспортных средств на а/д "Санкт-Петербург - Запорожское - Приозерск", км 35+165 м) для обеспечения государственных нужд.
Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 08.12.2023 NИЗК1 победителем признан Участник.
Согласно части 1 статьи 104 Закона N 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (часть 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ).
Согласно части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном статьей 51 настоящего Федерального закона, с учетом следующих особенностей:
1) заказчик формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта не позднее трех часов с момента размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
2) участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 настоящей части;
3) заказчик осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления участником закупки, с которым заключается контракт, действий в соответствии с пунктом 2 настоящей части, но не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
4) осуществление действий, предусмотренных пунктом 2 части 2, пунктом 2 части 3, пунктами 2 и 3 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не допускается.
Комиссия, оценив представленные Заказчиком и Участником документы пришла к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что 11.12.2023 17:30 (МСК) в адрес Участника по средствам электронной площадки Заказчиком направлен проект контракта.
В срок, установленный Законом о контрактной системе, Участник подписал проект контракта, а именно 12.12.2023 19:08 (МСК).
Из материалов дела следует, что Участник к подписанному контракту прикрепил независимую гарантию от 12.12.2023 N ЭГ-1301775/23 (реестровая запись в ЕИС N 06B24703134005230027), выданная Акционерным коммерческим банком Трансстройбанк (далее - Гарантия).
Заказчиком установлено, что вышеуказанная Гарантия не соответствует требованиям Извещения по суду, в котором должны разрешаться споры.
Из материалов дела следует, что в п.14 Гарантии указано, что: "14.Споры, возникающие в связи с исполнением обязательств по независимой гарантии, подлежат рассмотрению в арбитражном суде города Москвы".
Вместе с тем, из ст. 42 Закона N 44-ФЗ следует, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, размер обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если требование обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств установлено в соответствии со статьей 96 Закона N 44-ФЗ).
В целях соблюдения требований постановления Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. N1005 "О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" к типовой форме независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта, Заказчиком в сноске 3 к пункту 7.2. раздела "VII. Обеспечение исполнения контракта" Проекта контракта, являющегося приложением N3 к Извещению, было установлено требование о том, что в п. 14 независимой гарантии требуется указание на Арбитражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Комиссией установлено, что данное требование согласуется с пунктом 14 Типовой формы независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта, утвержденной Постановлением N 1005, в соответствии со сноской "8" к которому, в независимой гарантии указывается наименование Арбитражного суда.
Комиссия не поддерживает довод Общества о том, что Гарантия соответствует извещению,
В Гарантии указано, что она выпускалась именно для исполнения обязательств по Контракту Общества, однако противоречит требованиям статей 45, 51 Закона о контрактной системе, возлагающих, чтобы пункты Гарантии соответствовали требованиям Извещения.
Доводы о последующем внесении изменений в Гарантию и попытки представить обеспечения в ином виде не могут быть приняты как аргумент Общества о неправомерности действий Заказчика по признанию Участника уклонившимся.
Кроме того, стороны не отрицают, что Заказчик находится - в Ленинградской области, а Заявитель - в Санкт-Петербурге, при возникновении спора, Заказчик будет вынужден осуществлять дополнительные расходы в связи с необходимостью ехать в иной субъект Федерации, при том, что запросов на разъяснение Общество не делало, писем о необходимости уточнения суда в адрес Заказчика не направлялось, суд, указанные в Извещении, в Гарантии не использовался.
Таким образом, Заказчик верно трактовал, что Гарантия не может быть принята в качестве обеспечения исполнения контракта, поскольку не соответствует требованиям Извещения.
На основании части 6 статьи 51, части 5 статьи 96 Закона о контрактной системе, Заказчик, при признании Участника уклонившимся, действовал правомерно, а в действиях Заказчика нарушений Закона о контрактной системе не усматривается.
Вместе с тем, основания включения в реестр недобросовестных поставщиков не могут ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Так из пояснений Участника следует, что он был заинтересован в исполнении контрактов, после публикации итогового протокола Участник начал полноценную работу по подготовке к исполнению обязательств.
12.12.2023 Участник подписал контракт, однако, в результате короткого срока, не проверял ее за брокером.
Из пояснений Участника также следует, что он не имел намерений уклониться от заключения контрактов, для выполнения предстоящего контракта с Заказчиком имеются все мощности, на основании чего представитель Участника просит не включать сведения о нем в реестр недобросовестных поставщиков, а подобная ситуация с ним произошла впервые.
Если при оценке действий Заказчика доводы о попытках исправить ситуацию не приняты (Закон о контрактной системе не предусматривает замену ненадлежащего обеспечения), то применительно к оценке соразмерности включения в РНП, Комиссия учитывает, что Общество действительно пыталось исправить сложившуюся ситуацию.
Заказчик указал, что в настоящее время контракт подписывается с участником, занявшим второе место.
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Правилами установлено, что уполномоченный орган по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона (пп б п. 13 Правил).
Комиссией установлено, что Участником предпринимались действия, направленные на заключение контракта, а в материалы дела не представлено других доказательств недобросовестного поведения Участника.
Комиссия руководствуется статьями 95, 104 Закона о контрактной системе, а также Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, при этом, анализ вышеприведенных положений законодательства свидетельствует о том, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков о недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Также включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Следовательно, включение лица в реестр недобросовестных поставщиков невозможно без установления его вины, выражающейся в сознательном неисполнении обязанностей по контракту. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от неисполнения обязанностей по контракту, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Термин недобросовестное поведение предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения исполнить контракт, в связи с чем, для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность действий (бездействия) и подтвердить недобросовестный характер поведения Участника.
При этом, по смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Комиссия, с одной стороны, не находит в материалах дела нарушений Закона о контрактной системе со стороны Заказчика.
С другой стороны, Комиссия не усматривает преднамеренности предоставления ненадлежащего обеспечения.
Таким образом, рассмотрев дело в своей совокупности и взаимосвязи, Комиссия приходит к выводу, что Заказчик правомерно признал Участника уклонившимся (ввиду того, что Гарантия не соответствует требованиям Извещения по подсудности), однако включение Участника в реестр недобросовестных поставщиков, в рассматриваемом деле, не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку не обеспечивает реализацию целей, как ведения реестра, так и Закона о контрактной системе, а также является несоразмерным характеру осуществленных действий (бездействия) Участника, с учетом того, что в его действиях усматривалось направленность на заключение контракта.
Учитывая изложенное, в рассматриваемом случае, фактические обстоятельства дела в своей совокупности указывают на отсутствие неопровержимых оснований для включения сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков соразмерных данной публично-правовой санкции.
Руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия рассмотрев материалы дела
РЕШИЛА:
сведения об ООО "ДОМСТРОЙСЕРВИС" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке в установленные законом сроки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 20 декабря 2023 г. N 047/10/104-4223/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.12.2023