На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 26.09.2023 N 673/23 "О создании комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение ООО "Проектный институт территориального развития" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях ФГБУ "ЦСМС" (далее - Заказчик), Федерального агентства по делам молодежи (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, АО "ЭТС" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание агентских услуг по организации и проведению Всероссийского фестиваля молодежного предпринимательства в рамках Международной выставки-форума "Россия" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0173100003523000129) (далее соответственно - Извещение, Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями:
1) Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно размещено извещение о проведении закупки на право заключения агентского договора;
2) Заказчиком, Уполномоченным органом в Извещении не установлена информация о конкретных функциональных и технических характеристиках объекта закупки, а именно о перечне видов услуг, оказание которых необходимо осуществлять при исполнении государственного контракта;
3) Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом определено максимальное значение цены контракта агентского договора.
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки 11.12.2023 в целях полного и всестороннего изучения материалов в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 15.12.2023.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) Извещение размещено в ЕИС - 25.10.2023;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) максимальное значение цены контракта - 68 103 425, 76 руб.;
4) начальная (максимальная) стоимость агентского вознаграждения - 1 335 361, 29 руб.;
5) источник финансирования - собственные средства учреждения;
6) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 02.11.2023;
7) на участие в Аукционе подано 4 заявки от участников закупки;
8) дата проведения процедуры подачи ценовых предложений - 02.11.2023;
9) в период проведения процедуры подачи ценовых предложений 4 участника закупки подавали предложение о цене контракта;
10) по результатам рассмотрения заявок 4 участника закупки признаны соответствующими требованиям, установленным Извещением и Законом о контрактной системе;
11) победителем Аукциона признано ООО "Промоушн Трейд" с предложением цены на право заключения контракта в размере 0,05 руб. (далее - Победитель);
12) между Заказчиком и Победителем заключен государственный контракт от 13.11.2023 N 84/23 ЭА.
1. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, неправомерно осуществивших закупку на право заключения агентского договора.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
На заседании Комиссии установлено, что согласно пункту 1.1 проекта контракта Извещения агент в порядке, сроки, на условиях и в соответствии с требованиями, предусмотренными контрактом и техническим заданием обязуется оказать агентские услуги по организации и проведению Всероссийского фестиваля молодежного предпринимательства в рамках Международной выставки-форума "Россия", а принципал обязуется принять надлежащим образом оказанные услуги и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.
При этом согласно пункту 1.2 описания объекта закупки Извещения (далее - Описание объекта закупки) агент обязуется за вознаграждение совершать по поручению принципала юридические действия (заключить сделки с третьими лицами) в целях оказания услуг от своего имени, но за счет принципала.
Комиссия ФАС России отмечает, что в соответствии с частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке).
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.2014 N 19 "Об установлении случаев, в которых при заключении контракта указываются формула цены и максимальное значение цены контракта" установлено, что в случае заключения контракта на предоставление агентских услуг, указывается формула цены и максимальное значение цены контракта, при условии установления в контракте зависимости размера вознаграждения агента от результата исполнения поручения принципала.
На заседании Комиссии установлено, что пунктом 3.2 проекта контракта Извещения Заказчиком установлена формула цены контракта, согласно которой размер вознаграждения исполнителя зависит от фактической стоимости оказанных услуг исполнителем.
Кроме того, представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил доказательств, свидетельствующих об отсутствии правовых оснований проведения закупки на право заключения агентского договора.
Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших в Извещении информацию о конкретных функциональных и технических характеристиках в отношении объекта закупки по Аукциону, а именно о видах услуг, оказание которых необходимо осуществлять при исполнении государственного контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Также согласно части 24 статьи 22 Закона о контрактной системе в случае, если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить, заказчик с учетом установленных в соответствии со статьей 19 Закона о контрактной системе требований к закупаемым заказчиком товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов определяет начальную цену единицы товара, работы, услуги, начальную сумму цен указанных единиц, максимальное значение цены контракта, а также обосновывает в соответствии с настоящей статьей цену единицы товара, работы, услуги.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контактной системе в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Таким образом, Законом о контрактной системе предусмотрена возможность проведения закупок на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, количество или объем которых не представляется возможным определить.
Вместе с тем предусмотренный механизм проведения закупок "без объема" в силу части 24 статьи 22, части 1 статьи 34 Законом о контрактной системе предусматривает однозначное понимание заказчиком вида закупаемых товаров, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг.
Пунктом 1.4 Описание объекта закупки предусмотрено, что Услуги оказываются на основании поручений принципала, которые направляются агенту в сроки, определенные Описанием объекта закупки.
Вместе с тем пунктами 5.1 и 5.3 Описания объекта закупки установлено, что принципал направляет не позднее чем за 3 календарных дня до предполагаемой даты начала оказания Услуг поручение агенту по заключению соответствующих сделок с третьими лицами, содержащее:
- наименование оказываемых услуг;
- место оказания услуг;
- сроки оказания услуг;
- состав услуг и организационно-технические требования к порядку оказания услуг;
- предмет сделки;
- максимальная сумма (стоимость), на которую должна быть заключена сделка в целях выполнения поручения принципала.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что условия участия Заказчика в мероприятии, в том числе конкретное место, сроки проведения мероприятия, параметры застройки предоставленных площадей предоставляются Заказчику третьим лицом непосредственно перед началом мероприятия.
Кроме того, Комиссией установлено, что Описание объекта закупки не содержит информацию о видах работ и услуг, а также о качественных характеристиках работ и услуг, подлежащих выполнению при исполнении государственного контракта.
Вместе с тем представители Заказчика на заседании Комиссии не представили доказательств, свидетельствующих о невозможности установления требований ко всем видам работ, услуг, подлежащих выполнению в рамках исполнения государственного контракта.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших в Извещении информацию о конкретных функциональных и технических характеристиках в отношении объекта закупки по Аукциону нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
3. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, ненадлежащим образом определивших максимальное значение цены контракта агентского договора.
Согласно пункту 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 статьи 99 Закона о контрактной системе).
В связи с чем указанный довод Заявителя не подлежит рассмотрению в рамках полномочий Комиссии.
В рамках внеплановой проверки установлено следующее.
4. В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 5.4.1 технического задания проекта контракта "агент до заключения сделок с третьими лицами обязуется направить на согласование принципалу список таких третьих лиц и их условия на заключение сделки, в том числе цену сделки. Принципал согласовывает направленный список в течение 1 дня или дает мотивированный отказ с указанием причин такого отказа. В случае обоснованного несогласования списка третьих лиц в рамках одного поручения, агент несет ответственность в соответствии с условиями Контракта за ненадлежащее исполнение условий Контракта, которое не имеет стоимостного выражения".
Кроме того, пунктом 5.4.2 технического задания проекта контракта установлено, что причинами отказа Заказчика в согласовании списка третьих лиц для заключения исполнителем договоров во исполнение поручений Заказчика являются в том числе несоответствие таких третьих лиц части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии установлено, что требование Заказчика о согласовании исполнителем третьих лиц, привлекаемых к исполнению Контракта, является неправомерным, поскольку вышеуказанные требования не соответствуют положениям Закона о контрактной системе и могут привести к невозможности исполнения контракта.
Кроме того, установление указанных требований ставит исполнителя государственного контракта в зависимость от волеизъявления Заказчика.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа установивших вышеуказанные требования в техническом задании проекта контракта, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 6 статьи 31, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что государственный контракт заключен, предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
3. Передать материалы по делу от 15.12.2023 N П-411/23 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа
ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 15 декабря 2023 г. N П-411/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.12.2023