На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 26.09.2023 N 673/23 "О создании комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение АО "Компьютеропт" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении СКБ САМИ ДВО РАН (далее - Заказчик), Оператором электронной площадки электронного аукциона на поставку серверов (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0361100004623000001) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
Согласно доводу Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, не обеспечившего надежность функционирования программно-аппаратных средств при проведении Аукциона,в результате чего Оператором электронной площадки направлена недостоверная информация об отклонении заявки Заявителя на участие в Аукционе (далее - Заявка).
Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии не согласился с доводом обращения Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки 08.12.2023 в целях полного и всестороннего изучения материалов в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 19.12.2023.
В связи с поступлением в ФАС России информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в части действий Оператора электронной площадки Комиссией принято решение о проведении внеплановой проверки в части действий Заказчика в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона (далее - Извещение), протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) Извещение размещено в ЕИС - 30.10.2023;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 688 367,34 руб.;
4) источник финансирования - собственные средства организации;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 07.11.2023;
6) на участие в Аукционе подано 5 заявок участников закупки;
7) дата проведения процедуры подачи ценовых предложений - 07.11.2023;
8) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 5 участников закупки;
9) по результатам рассмотрения заявок принято решение о соответствии 2 заявок участников закупки требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
10) победителем Аукциона признан ООО "СТОУН" с предложением о цене контракта в размере 1 431 065,25 руб. (далее - Победитель);
11) Заказчиком с Победителем заключен контракт от 24.11.2023
N 01-23 (реестровый номер в ЕИС - 1650108482023000007).
1. Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 24.1 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливаются единые требования к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок, электронным площадкам, специализированным электронным площадкам и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок.
В силу пункта 10 Единых требований к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок, электронным площадкам, специализированным электронным площадкам и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.06.2018 N 656 (далее - Единые требования), информационное взаимодействие электронных площадок, специализированных электронных площадок с единой информационной системой, иными государственными информационными системами, осуществляемое с использованием инфраструктуры федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" и единой системой межведомственного электронного взаимодействия, осуществляется на принципах соблюдения полноты, достоверности предоставляемой информации, получаемой, обрабатываемой и размещаемой в рамках информационного взаимодействия, а также конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен законодательством Российской Федерации. Представление с электронных площадок, специализированных электронных площадок информации и документов,не подлежащих в соответствии с Законом о контрактной системе размещению на официальном сайте единой информационной системы в сети "Интернет", осуществляется исключительно в единую информационную систему.
В соответствии с частью 13 статьи 24.1 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки обязаны обеспечить непрерывность проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, надежность функционирования программно-аппаратных средств, используемых для их проведения, равный доступ участников закупок к участию в электронных процедурах, закрытых электронных процедурах, неизменность подписанных усиленной электронной подписью документов.
Согласно пункту 1 части 9 статьи 44 Закона о контрактной системе режим использования специального счета должен предусматривать осуществление банком на основании информации, полученной от оператора электронной площадки, в том числе операций по блокированию и прекращению блокирования денежных средств в соответствии с требованиями статьи 44 Закона о контрактной системе. Такое блокирование заключается в ограничении прав участника закупки по своему усмотрению распоряжаться денежными средствами, находящимися на его специальном счете в размере обеспечения соответствующей заявки, в течение срока, предусмотренного Законом о контрактной системе.
В силу пункта 1 части 10 статьи 44 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки направляет в банк информацию о реквизитах специального счета для осуществления банком по такому счету операции, предусмотренной частью 9 статьи 44 Закона о контрактной системе, в течение одного часа с момента отклонения заявки на участие в закупке (за исключением случая, предусмотренного частью 13 Закона о контрактной системе), отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 13 статьи 44 Закона о контрактной системе в случае, если при проведении электронных процедур в течение одного квартала календарного года на одной электронной площадке в отношении трех и более заявок одного участника закупки комиссиями по осуществлению закупок приняты решения о несоответствии указанных заявок требованиям, предусмотренным извещением об осуществлении закупки, по основаниям, установленным пунктами 1 - 3, 5 - 9 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, в порядке, предусмотренном частью 14 статьи 44 Закона о контрактной системе, осуществляется перечисление в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации заблокированных на специальном счете участника закупки денежных средств в размере обеспечения каждой третьей такой заявки или в порядке, предусмотренном частью 15 статьи 44 Закона о контрактной системе, предъявляется требование об уплате денежной суммы по независимой гарантии, предоставленной для обеспечения каждой третьей такой заявки.
В соответствии с пунктами 1, 4 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе) в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе).
Согласно доводу Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, не обеспечившего надежность функционирования программно-аппаратных средств при проведении Аукциона,в результате чего Оператором электронной площадки неправомерно направлена информация на адрес электронной почты Заявителя об отклонении Заявки на основании пункта 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Комиссией установлено, что согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 10.11.2023 N ИЭА2 (далее - Протокол) Заявка отклонена на основании пункта 4 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии сообщил о наличии технической ошибки, в связи с некорректной работой программно-аппаратных средств Оператора электронной площадки, в результате чего Оператором электронной площадки в ответ на обращение Заявителя направлена информация на адрес электронной почты Заявителя об отклонении Заявки на основании пункта 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
При этом Комиссия приходит к выводу, что Оператором электронной площадки не обеспечена надежность функционирования программно-аппаратных средств в части направления недостоверной информации об основании отклонения Заявки на адрес электронной почты Заявителя, поскольку направление такой информации противоречит требованиям части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе и вводит в заблуждение Заявителя относительно учета Оператором электронной площадки соответствующего отклонения в порядке, предусмотренном частью 13 статьи 44 Закона о контрактной системе.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Оператора электронной площадки, направившего недостоверную информацию об основании отклонения Заявки на адрес электронной почты Заявителя, нарушают часть 13 статьи 24.1 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 5 статьи 7.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
2. В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 Закона о контрактной системе. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
На заседании Комиссии установлено, что Протокол размещен в ЕИС 10.11.2023 в 03:57 (МСК+3).
Вместе с тем Комиссией установлено, что в ЕИС размещена новая версия Протокола, поскольку согласно сведениям из Независимого регистратора Протокол опубликован также 09.11.2023 в 08:16 (МСК+3).
При этом Оператор электронной площадки на заседании Комиссии сообщил,что функционалом сайта Оператора электронной площадки предусмотрена возможность для Заказчиков по внесению изменений в опубликованный протокол подведения протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Комиссия отмечает, что Законом о контрактной системе не предусмотрена возможность отмены и размещения новой версии протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) без решения контролирующего или судебного органа.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, выразившиеся в размещении новой версии Протокола, нарушают часть 5 статьи 49 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 7.30 КоАП.
Также согласно сведениям из Независимого регистратора Оператором электронной площадки 10.11.2023 в 21:00:09 (МСК+3) направлен запрос в банк на прекращение блокирования денежных средств на специальном счете Заявителя (далее - Запрос).
С учетом вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что Оператором электронной площадки направлен Запрос с нарушением срока, установленного частью 10 статьи 44 Закона о контрактной системе, поскольку Протокол размещен в ЕИС 10.11.2023 в 03:57 (МСК+3).
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Оператора электронной площадки нарушают часть 10 статьи 44 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 7.31.1 КоАП.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Оператора электронной площадки нарушения части 13 статьи 24.1, части 10 статьи 44 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что государственный контракт заключен, предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы от 19.12.2023 по делу
N П-410/23 для рассмотрения вопросов о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 19 декабря 2023 г. N П-410/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.12.2023