На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 26.09.2023 N 673/23 "О создании комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в результате осуществления внеплановой проверки на основании обнаружения контрольным органом в сфере закупок признаков нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях ФГБУ "Центр системы мониторинга рыболовства и связи" (далее - Заказчик) при заключении Заказчиком государственного контракта от 13.11.2023 N ЦА-60/2023 на оказание услуг по передаче информации с аппаратуры системы Инмарсат, входящей в состав технических средств контроля, установленных на судах рыбопромыслового флота, для сбора, обработки и хранения в отраслевой системе мониторинга (номер реестровой записи контракта в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 1770268287923000015) (далее - Контракт),
УСТАНОВИЛА:
В связи с обнаружением ФАС России признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Комиссией принято решение о проведении внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки 15.12.2023 в целях полного и всестороннего изучения материалов в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 26.12.2023.
Статьей 24 Закона о контрактной системе установлены способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Так, согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Статьей 93 Закона о контрактной системе установлен порядок и случаи осуществления заказчиком закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно пункту 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае закупки работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями, либо государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, либо акционерным обществом, сто процентов акций которого принадлежит Российской Федерации, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
При этом в соответствии с частью 2 статьи 93 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 6, 9, 34 и 50 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик обязан направить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта в контрольный орган в сфере закупок уведомление о такой закупке. Уведомление о такой закупке направляется при ее осуществлении для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд соответственно в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, или контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок.
К этому уведомлению прилагается копия заключенного в соответствии с пунктами, предусмотренными частью 2 статьи 93 Закона о контрактной системе, контракта с обоснованием его заключения.
Согласно сведениям ЕИС Заказчиком с ФГУП "Морсвязьспутник" (далее - Единственный исполнитель) заключен Контракт на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, цена которого составила 4 085 679,84 рублей.
Заказчиком 13.11.2023 в адрес ФАС России (вх. от 13.11.2023 N 176629-ЭП/23, 20.11.2023 N 181663/23) направлено уведомление о заключении Контракта с обоснованием его заключения (далее - Обоснование) в соответствии с частью 2 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Так, согласно Обоснованию закупка на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе осуществляется в целях сбора данных о местоположении российских и иностранных судов, осуществляющих рыболовство, приемку, перегрузку, транспортировку, хранение и выгрузку рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов, снабжения судов топливом, водой, продовольствием, тарой и другими материалами и оснащенных техническими средствами контроля, функционирующими на основе использования системы спутниковой связи "Инмарсат".
Вместе с тем в Обосновании и в представленных Заказчиком на заседание Комиссии материалах содержится информация об актах, в соответствии с которыми Заказчиком осуществлена закупка у Единственного исполнителя на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе:
- Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи";
- Федеральный закон от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов";
- Федеральный закон от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации";
- Федеральный закон от 30.03.1995 N 37-ФЗ "О ратификации Устава и Конвенции Международного союза электросвязи";
- Федеральный закон от 30.11.1995 N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации";
- Федеральный закон от 17.12.1998 N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации";
- Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 24.12.2008
N 994 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга водных биологических ресурсов и применении его данных";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 14.11.2014
N 1194 "О международно-правовой защите присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов и порядке использования на территории Российской Федерации спутниковых сетей связи, находящихся под юрисдикцией иностранных государств, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации";
- Приказ Минтранса России от 09.12.2022 N 486 "Об утверждении Правил радиосвязи морской подвижной службы и морской подвижной спутниковой службы";
- Приказ Минсельхоза России от 15.11.2018 N 525 "Об утверждении Порядка оснащения судов техническими средствами контроля, их видов, требований к их использованию и Порядка контроля функционирования технических средств контроля";
- Решение Государственной комиссии по радиочастотам от 23.08.2010
N 10-08-08 "Об условиях применения на территории Российской Федерации абонентских станций системы подвижной спутниковой связи ИНМАРСАТ" (далее - Решение N 10-08-08);
- Постановление Совмина СССР от 16.03.1976 N 187-73 "Об учреждении Всесоюзного объединения "Морсвязь-спутник" и о междуведомственной координации работы по использованию морской спутниковой системы связи";
- Постановление Совмина СССР от 20.12.1958 N 1386-673 "О вступлении Советского Союза в Межправительственную Морскую Консультативную Организацию и об участии Советской делегации в 1-ой Ассамблее Организации";
- Постановление Совмина СССР от 11.01.1979 N 35-13 "О принятии СССР Конвенции о Международной организации при морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ);
- Конвенция ООН по морскому праву от 10.12.1986;
- Конвенция от 03.09.1976 "О международной организации морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ)";
- Устав ФГУП "Морсвязьспутник" от 05.06.2012, утвержденный Распоряжением Федерального агентства морского и речного транспорта от 05.06.2012 N ВВ-148-р (далее - Устав).
Комиссией установлено, что все представленные Заказчиком акты не подтверждают наделение Единственного исполнителя исключительными полномочиями в том смысловом значении, которое используется в пункте 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
При этом Комиссия обращает внимание, что пунктом 6 части 1 статьи 93 презюмируется требование об исключительности полномочий единственных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на выполнение закупаемых работ, оказание закупаемых услуг, устанавливаемые федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Таким образом, на заседании Комиссии установлено, что нормативные правовые акты, представленные Заказчиком, не содержат информацию об исключительных полномочиях Единственного исполнителя на оказание услуг в соответствии с предметом Контракта и не являются основанием для осуществления Заказчиком закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в порядке, предусмотренном пунктом 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика нарушают часть 1 статьи 24 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 19.7.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение части 1 статьи 24
Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что государственный контракт заключен, предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
3. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы от 26.12.2023 по делу
N П-413/23 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 26 декабря 2023 г. N П-413/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.12.2023