На основании ч. 15 ст. 99 Федерального закона Российской Федерации от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Приказом Оренбургского УФАС России N 321/23 от 15.12.2023 г., инспекцией Оренбургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция) в составе:
Руководителя Инспекции: ...
членов Инспекции:
_
представителей Федерального государственного казенного учреждения "Логистический комплекс N 2" - _.
представители ООО "АЛЬФАЭКСПЕРТ НН" на рассмотрение жалобы не явились, о времени, месте и дате извещены надлежащим образом,
проведя внеплановую камеральную проверку в связи с поступившей жалобой ООО "АЛЬФАЭКСПЕРТ НН" действий Федерального государственного казенного учреждения "Логистический комплекс N 2" при проведении электронного аукциона на техническое обслуживание и дефектоскопия железнодорожного пути необщего пользования (номер извещения N 0853400000523000156),
УСТАНОВИЛА:
07.12.2023 поступила жалоба ООО "АЛЬФАЭКСПЕРТ НН" на действия Федерального государственного казенного учреждения "Логистический комплекс N 2" (далее - Заказчик, ФГКУ "Логистический комплекс N 2) при проведении электронного аукциона на техническое обслуживание и дефектоскопия железнодорожного пути (номер извещения N 0853400000523000156) (далее - электронный аукцион).
07.12.2023 ООО "АЛЬФАЭКСПЕРТ НН" жалоба отозвана. На основании ч. 15 ст. 93 Закона о контрактной системе принято решение о проведении внеплановой проверки. Заседание Инспекции назначено на 20 декабря 2023 в 11:30. Сторонам предложено предоставить письменные пояснения и иные документы по доводам жалобы.
Из жалобы следует, что Заказчиком проводится закупка на два абсолютно разных вида работ (техническое обслуживание и дефектоскопия), что нарушает п. 2.4.1 Правил аттестации и основных требований к лабораториям неразрушающего контроля (СДАНК-01-2020), а также ограничивает количество участников закупки.
Присутствующие на рассмотрении жалобы представители Заказчика пояснили, что с доводами жалобы не согласны поскольку проведение технического обслуживания и дефектоскопии разными закупками нецелесообразно по требованиям безопасности и экономическим причинам, так как ультрозвуковая дефектоскопия позволяет отбраковать дефектные рельсы, а дефектоскопия стрелочного перевода поможет подобрать качественный (в т.ч. старогодный) рельс, еще до укладки в путь, экономя время и ресурсы предприятия. Также дефектоскопия позволяет выявить основные дефекты рельсов в начальной стадии развития для предупреждения изломов рельсов пути, приводящих, как правило, к значительным потерям ресурсов и времени на восстановление исправности пути и подвижного состава. Результаты дефектоскопной проверки рельсов дают возможность планировать работы в объемах текущего содержания путей и капитальные работы. Проведение одной закупки на два вида работ технического обслуживания и дефектоскопии железнодорожного пути необщего пользования не ограничивают возможность участвовать тем организациям, которые занимаются данными работами по отдельности, как как привлечение третьих лиц, имеющих право проводить ультразвуковую дефектоскопию рельсов железнодорожных путей необщего пользования, не запрещено законодательно и установлено Заказчиком в проекте контракта.
В ходе изучения материалов дела, в соответствии с положениями ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, установлено следующее:
04.12.2023 г. на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети Интернет www.zakupki.gov.ru (единая информационная система) было размещено извещение об электронном аукционе на техническое обслуживание и дефектоскопия железнодорожного пути необщего пользования (номер извещения N 0853400000523000156).
Начальная максимальная цена контракта составляет 550 000,00 рублей.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при составлении описания объекта закупки должны использоваться показатели, требования, условия обозначения и терминология, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке требований к наличию у участников закупки производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
В силу статьи 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуг именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Как указывает Заказчик, технически, осуществление разными хозяйствующими субъектами услуги по техническому обслуживанию и дефектоскопии железнодорожного пути необщего пользования нецелесообразно, поскольку это может привести к несогласованной работе лиц, оказывающих данные услуги. Также Заказчик утверждает, что контрактом допустимо привлечение подрядных организаций.
Между тем с указанными доводами нельзя согласиться на основании следующего.
Объединение услуг в один лот не должно входить в противоречие с общими принципами Закона о контрактной системе в части обеспечения потенциальным претендентам гарантий по реализации их права на участие в закупках, эффективность использования бюджетных средств и развитие добросовестной конкуренции.
Так, техническое обслуживание и дефектоскопия железнодорожного пути необщего пользования относятся к разным видам услуг. При этом, оказание услуг по дефектоскопии подразумевает наличие специальной правоспособности (п.3 извещения N 0853400000523000156).
В соответствии со ст. 780 Гражданского кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично.
Инспекцией Оренбургского УФАС России установлено, что возможность привлечении третьих лиц при оказании услуг Заказчиком в проекте контракта, являющегося частью извещения о проведении электронного аукциона на техническое обслуживание, и дефектоскопия железнодорожного пути необщего пользования (номер извещения N 0853400000523000156), не закреплена.
Иных доказательств и документов, подтверждающих доводы Заказчика, представлено не было.
На основании вышеизложенного следует, что Заказчиком нарушены положения ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, что влечет административную ответственность по ч.1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 13.12.2023 NИЭА1 электронный аукцион признан несостоявшимся, поскольку единственная заявка участника аукциона была отклонена по п.1 ч.12 ст.48 N44-ФЗ "Непредставление информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2, 3 ч. 6 ст. 43 Закона 44-ФЗ), несоответствие таких информации и документов требованиям" Предоставление недостоверной информации.
В этой связи, Инспекция Оренбургского УФАС России полагает возможным предписание об устранении допущенных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе, Инспекция,
РЕШИЛА:
1. В действиях Федерального государственного казенного учреждения "Логистический комплекс N 2" при проведении электронного аукциона на техническое обслуживание и дефектоскопия железнодорожного пути необщего пользования (номер извещения N 0853400000523000156) признать нарушение ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
2. Предписание Федеральному государственному казенному учреждению "Логистический комплекс N 2" об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
3. Передать материалы дела должностному лицу Оренбургского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его принятия.
Руководитель Инспекции _
Члены Инспекции _
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 20 декабря 2023 г. N 056/10/99-1296/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.12.2023