Резолютивная часть решения оглашена 23 декабря 2023 года
Решение в полном объеме изготовлено 25 декабря 2023 года
Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок (далее по тексту - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии: , членов Комиссии:
в присутствии в режиме видео-конференц-связи представителей:
Общества с ограниченной ответственностью "СВК" - , действующего на основании доверенности,
Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Илекская районная больница" - , действующей на основании доверенности,
в отсутствие представителей Государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр организации закупок", Общества с ограниченной ответственностью "Альфа Тур" - не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом (исх. N ИБ/5824/23 от 19.12.2023),
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "СВК" на действия комиссии по осуществлению закупки Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Илекская районная больница" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре (извещение N 0853500000323010470),
УСТАНОВИЛА:
В Оренбургское УФАС России через Единую информационную систему поступила жалоба (вх. N 9325/23 от 18.12.2023) Общества с ограниченной ответственностью "СВК"(далее - Заявитель) на действия комиссии по осуществлению закупки Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Илекская районная больница" (далее - комиссия Заказчика) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре (извещение N 0853500000323010470) (далее - аукцион, закупка).
В связи с поступившей жалобой в порядке ч. 7 ст. 106 Федерального закона РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Илекская районная больница" (далее - Заказчик), Государственному казенному учреждению Оренбургской области "Центр организации закупок" (далее - Уполномоченный орган) выставлено требование о приостановлении осуществления закупки в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Представитель Заявителя поддержал доводы жалобы, пояснив, что заявка ООО "СВК" (идентификационный номер заявки 115494955) была неправомерно отклонена комиссией Заказчика на основании того, что участником не представлена выписка из реестра лицензий или копия акта лицензирующего органа о принятом решении на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживания и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Представитель ООО "СВК" отметил, что для участия в закупках участникам достаточно предоставить реквизиты лицензии - регистрационный номер и дату ее предоставления. Указанные сведения были отражены в лицензии, скан которой предоставлен Заявителем в рамках настоящей закупки.
Представитель Заказчика жалобу просил признать необоснованной, поддержав доводы, изложенные в письменных пояснениях, указав на следующее. В составе заявки ООО "СВК" приложена скан-копия лицензии N3-Б/02218 от 06.12.2013 на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, что не соответствует действующему законодательству, требованиям извещения, в связи с чем в действиях комиссии Заказчика отсутствует нарушение Закона о контрактной системе.
Из письменных пояснений Уполномоченного органа следует, что в ходе анализа содержания заявок и требований извещения комиссией Заказчика было установлено, что в составе заявки ООО "СВК" (идентификационный номер заявки 115494955) представлена скан-копия лицензии N3-Б/02218 от 06.12.2013, выданная в адрес ООО "СВК" на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Между тем выписка/копия выписки/копия акта лицензирующего органа из реестра лицензий в составе заявки Заявителя в нарушение требований извещения об электронном аукционе отсутствовала. Учитывая, что в соответствии с положениями извещения требовалось предоставление в составе заявки выписки из реестра лицензий либо копии акта лицензирующего органа, в действиях комиссии Заказчика, рассмотревшей заявки на участие в указанном аукционе и признавшей заявку ООО "СВК" (идентификационный номер заявки 115494955) несоответствующей требованиям, отсутствуют нарушения положений Закона о контрактной системе. С учетом изложенного, Уполномоченный орган в удовлетворении жалобы Заявителя просил отказать.
От победителя закупки - Общества с ограниченной ответственностью "Альфа Тур" - каких-либо письменных пояснений в адрес Комиссии Оренбургского УФАС России не поступало.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав представленные документы, заслушав пояснения сторон, пришла к следующим выводам:
01.12.2023 на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) и на электронной площадке было размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре (извещение N 0853500000323010470).
Комиссия по осуществлению закупки Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Илекская районная больница" создана на основании приказа от 01.12.2023 N 2023.059615.
Согласно пп. "н" п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать: информацию и документы об участнике закупки: документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Из положений пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе следует, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки в соответствии с требованиями, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В силу части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Закона указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона Заказчиком установлены следующие требования к участникам закупки:
"1 Единые требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ
2 Требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ
3 Требование к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ
Наличие лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживания и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений в соответствии с п.15, ч.1, ст.12 N99-ФЗ от 04. 05. 2011 г, подтверждающей право на оказание услуг, являющихся объектом закупки, которая подтверждается выпиской из реестра лицензий, содержащей сведения об указанной лицензии или копией акта лицензирующего органа о принятом решении (о предоставлении лицензии; о переоформлении лицензии; о возобновлении лицензии; о продлении срока действия указанной лицензии)".
В соответствии с п. п. а п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
На основании части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 12.12.2023 N ИЭА1 заявка Заявителя - ООО "СВК" (идентификационный номер заявки 115494955) - была отклонена комиссией Заказчика со следующей формулировкой:
"Непредставление информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона N 44-ФЗ (Отклонение по п. 2 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ): отсутствует выписка из реестра лицензий на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживания и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений в соответствии с п.15, ч.1, ст.12 N99-ФЗ от 04.05.2011 г, подтверждающей право на оказание услуг, являющихся объектом закупки или копия акта лицензирующего органа о принятом решении (о предоставлении лицензии; о переоформлении лицензии; о возобновлении лицензии; о продлении срока действия указанной лицензии").
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) лицензия - это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий.
В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 12 Закона N 99-ФЗ лицензированию подлежит, в том числе деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Частью 8 статьи 21 Закона N 99-ФЗ установлено, что сведения о конкретной лицензии по выбору заявителя предоставляются ему также в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в виде выписки из реестра лицензий, либо в виде копии акта лицензирующего органа о принятом решении, либо в виде справки об отсутствии запрашиваемых сведений, которая выдается в случае отсутствия в реестре лицензий сведений о лицензиях или при невозможности определения конкретного лицензиата. Указанные сведения предоставляются заявителю в срок, не превышающий трех рабочих дней с момента получения заявления о предоставлении таких сведений. Возможность подачи заявления о предоставлении сведений о конкретной лицензии должна быть обеспечена заявителю посредством использования единого портала государственных и муниципальных услуг (за исключением случаев, если лицензирующим органом является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации). Дополнительно возможность подачи заявления о предоставлении сведений о конкретной лицензии может быть обеспечена посредством использования региональных порталов государственных и муниципальных услуг и иных информационных систем.
Пунктом 22 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 г. N 2343 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий" (далее - Постановление N 2343) установлено, что по заявлению заинтересованного лица сведения о конкретной лицензии предоставляются в порядке, предусмотренном в части 8 статьи 21 Закона о лицензировании, в форме выписки из реестра лицензий, либо копии акта лицензирующего органа о принятом решении, либо справки об отсутствии запрашиваемых сведений, которая выдается в случае отсутствия в реестре лицензий сведений о лицензиях или при невозможности определения конкретного лицензиата.
Материалами дела установлено, что в составе заявки ООО "СВК" вместо выписки из реестра лицензий на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживания и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений либо копии акта лицензирующего органа о принятом решении приложена скан-копия лицензии N3-Б/02218 от 06.12.2013, выданная ООО "СВК" на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Между тем, ввиду вступления в силу с 01.01.2021 Федерального закона от 27.12.2019 N 478-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 478-ФЗ) с 1 января 2021 года лицензия подтверждается не документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, а записью в реестре лицензий.
Частью 2 статьи 13 Закона N 478-ФЗ установлено, что записи в реестрах лицензий, внесенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с законодательными актами Российской Федерации, измененными настоящим Федеральным законом, до 1 января 2022 года.
Частью 3 статьи 13 Закона N 478-ФЗ предусмотрено, что лицензии, выданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подтверждают наличие у лицензиата лицензии на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Из приведенных выше положений действующего законодательства установлено, что после 01.01.2022 сведения обо всех (в т.ч. ранее выданных) лицензиях должны быть включены в реестр лицензий. Таким образом, после 01.01.2022 подтверждением наличия у участника лицензии являются либо выписка из реестра лицензий, либо копия акта лицензирующего органа о принятом решении.
Данная позиция подтверждена письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 23.04.2021 N Д24и-12191, письмом Федеральной антимонопольной службы от 14.06.2023 N ДФ/46829/23, где разъяснено, что в качестве подтверждения наличия лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем может быть предоставлен один из документов, указанных в части 8 статьи 21 Закона о лицензировании (выписка из реестра лицензий либо копия акта лицензирующего органа о принятом решении).
В письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 23.04.2021 N Д24и-12191 указано:
"2. По вопросу указания бумажной лицензии в документации о закупке в качестве одного из документов, подтверждающих наличие лицензии, сообщаем. С 1 января 2021 года бумажная лицензия не подтверждает наличие у лицензиата лицензии. После 1 января 2021 года подтверждением наличия лицензий, является запись в реестре".
Таким образом, с 01.01.2021 бумажная лицензия не подтверждает наличие у лицензиата лицензии.
На основании изложенного, формой подтверждения наличия специальной правоспособности участников закупки по предмету закупки является выписка из реестра лицензий либо копия акта лицензирующего органа о конкретной лицензии.
В соответствии с пунктом 2 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке заявка подлежит отклонению в случае непредставления информации и документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, заявка ООО "СВК" (идентификационный номер заявки 115494955), у которого отсутствовала выписка из реестра лицензий на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений по форме, утвержденной Постановлением N 2343 либо копия акта лицензирующего органа о принятом решении, была отклонена.
Следовательно, действия комиссии Заказчика по отклонению заявки Заявителя не нарушают требований действующего законодательства о контрактной системе, в связи с чем довод Заявителя признан необоснованным.
При этом Комиссия Оренбургского УФАС России считает необходимым отметить, что комиссия Заказчика при рассмотрении заявки ООО "СВК" не могла отказаться от соблюдения требований извещения и действующего законодательства и принять решение о соответствии заявки Заявителя требованиям, так как такие действия, помимо нарушения законодательства, ведут к неравному и выборочному подходу к участникам закупки.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Оренбургского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "СВК" на действия комиссии по осуществлению закупки Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Илекская районная больница" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре (извещение N 0853500000323010470), необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: |
|
Члены Комиссии |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 22 декабря 2023 г. N 056/06/106-1315/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.12.2023