В соответствии с п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), п. "б" ч. 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) и на основании Приказа Оренбургского УФАС России N 328/23 от 18.12.2023 г., Инспекцией Оренбургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок в составе:
Председателя Инспекции: _
Членов Инспекции: _
в присутствии в режиме видео-конференц-связи представителя индивидуального предпринимателя К_
представители Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга на рассмотрение обращения не явились, о дате, месте и времени рассмотрения уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев обращение Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга (обращение N 015330001420000008 вх. N 9254/23 от 14.12.2023 г.) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении индивидуального предпринимателя К_ в связи с уклонением от заключения контракта на выполнение работ по ликвидации (сносу) муниципального имущества, расположенного по адресу: Оренбургская область, г. Оренбург, пер. Сакмарский, д. 3, для нужд Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга (извещение N 0153300066923000820),
УСТАНОВИЛА:
14.12.2023 г. Оренбургское УФАС России через Единую информационную систему (далее - ЕИС) поступило обращение Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга (далее - Заказчик, УЖКХ администрации города Оренбурга) (обращение N 015330001420000008 вх. N 9254/23 от 14.12.2023 г.) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП) сведений в отношении индивидуального предпринимателя Коротаева Александра Николаевича (далее -Победитель, ИП К_ в связи с уклонением от заключения контракта на выполнение работ по ликвидации (сносу) муниципального имущества, расположенного по адресу: Оренбургская область, г. Оренбург, пер. Сакмарский, д. 3, для нужд Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга (извещение N 0153300066923000820).
Из обращения следует, что Участник электронной процедуры N 0153300066923000820 ИП К_ в регламентированный срок не подписал и не направил Заказчику, подписанный проект контракта. Таким образом, участником закупки не выполнены действия, предусмотренные ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе. На основании п. 1 ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе ИП К_ признан уклонившимся от заключения контракта.
Присутствующий на рассмотрении дела представитель ИП К_ пояснил, что индивидуальный предприниматель не имел намерений уклоняться от подписания контракта. Пропуск срока подписания контракта произошел по причине недостаточной осмотрительности участника закупки, что обусловлено только человеческим фактором. Так, участник закупки не обратил должного внимания на способ определения победителя, а именно на запрос котировок и сокращенные сроки для подписания контракта. Между тем, у участника закупки, как победителя запроса котировок, в целом отсутствовал умысел на уклонение от заключения контракта, наоборот, действуя добросовестно и в целях наиболее оптимального удовлетворения государственных нужд им были предприняты меры для заключения контракта. Как только участник закупки узнал о признании его уклонившимся от заключения контракта, он связался с Заказчиком, объяснил ситуацию, а также приложил платежное поручение о перечислении обеспечения исполнения контракта в размере 35 000 руб. в подтверждение своей добросовестности и намерения заключить контракт. Участник закупки является добросовестным исполнителем, имеет репутацию честного и ответственного исполнителя по заключенным договорам и контрактам, все необходимое для исполнения вышеуказанного контракта имелось. Так, третьим лицом, у которого имеется специализированная техника, заранее был заключен договор подряда на демонтажные работы. За 1 месяц участия в госзакупках участником закупки уже успешно исполнен 1 из 4 контрактов, 3 контракта находятся в данный момент на исполнении.
Инспекция Оренбургского УФАС России, рассмотрев материалы внеплановой проверки, заслушав доводы представителя Заказчика, установила следующее.
02.12.2023 г. Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) и на электронной площадке АО "Сбербанк-АСТ" было размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на выполнение работ по ликвидации (сносу) муниципального имущества, расположенного по адресу: Оренбургская область, г. Оренбург, пер. Сакмарский, д. 3, для нужд Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга (извещение N 0153300066923000820).
Начальная (максимальная) цена контракта - 480 000,00 руб.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
В соответствии с ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе электронный запрос котировок начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 3 или пунктом 4, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 3 ст. 50 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленных в извещении об осуществлении закупки:
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
В соответствии с ч. 6 ст. 50 Закона о контрактной системе заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном статьей 51 настоящего Федерального закона, с учетом следующих особенностей:
1) заказчик формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
2) участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 настоящей части;
3) заказчик осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления участником закупки, с которым заключается контракт, действий в соответствии с пунктом 2 настоящей части, но не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
4) осуществление действий, предусмотренных пунктом 2 части 2, пунктом 2 части 3, пунктами 2 и 3 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не допускается.
Из положений п. 1 ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе следует, что победитель запроса котировок в электронной форме подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (Заказчиком исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом).
В соответствии с ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 11.12.2023 NИЗК1, ИП К_ признан победителем запроса котировок в электронной форме на выполнение работ по ликвидации (сносу) муниципального имущества, расположенного по адресу: Оренбургская область, г. Оренбург, пер. Сакмарский, д. 3, для нужд Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга - 350 000,00 рублей.
12.12.2023 10:18 (МСК+2) размещен документ "Проект контракта" от 12.12.2023.
12.12.2023 10:18 (МСК+2) Процедура заключения контракта N 01533000669230008200001 переведена на этап "Подписание поставщиком".
Таким образом, регламентированный срок для подписания Победителем проекта контракта являлся 13.12.2023.
14.12.2023 00:02 (МСК) от электронной площадки http://www.sberbank-ast.ru получен документ "Уведомление об уклонении победителя от заключения контракта" от 14.12.2023.
14.12.2023 08:12 (МСК+2) процедура заключения контракта N 01533000669230008200001 переведена на этап "Контракт не заключен".
14.12.2023 08:12 (МСК) на электронную площадку http://www.sberbank-ast.ru передан документ "Информация об отмене процедуры заключения контракта" от от 14.12.2023.
14.12.2023 08:12 (МСК) Размещен документ "Информация об отмене процедуры заключения контракта" от 14.12.2023.
В соответствии с ч. 1 ст. 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.
На основании части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Порядок принятия решения о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиком определен Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)".
Пунктом 11 Постановления предусмотрено, что в процессе рассмотрения вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков контрольный орган осуществляет проверку поступивших информации и документов, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие лица, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, сформированной Определением от 19.02.2015 N 301-КГ15-632 по делу N А29-3152/2014, при рассмотрении вопроса о законности решения о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться формальной позицией, поэтому по делу подлежат установлению обстоятельства недобросовестного поведения поставщика.
Включение лица в реестр невозможно без установления его вины, выраженной в сознательном уклонении от исполнения контракта.
Согласно пояснениям ИП К_. индивидуальный предприниматель не имел намерений уклоняться от подписания контракта, у него отсутствовал умысел на уклонение от заключения контракта, наоборот, действуя добросовестно и в целях наиболее оптимального удовлетворения государственных нужд им были предприняты меры для заключения контракта. Как только участник закупки узнал о признании его уклонившимся от заключения контракта, он связался с Заказчиком, объяснил ситуацию, а также приложил платежное поручение о перечислении обеспечения исполнения контракта в размере 35 000 руб. (Независимая гарантия N 2МА10405251486 от 12.12.2023) в подтверждение своей добросовестности и намерения заключить контракт. Участник закупки является добросовестным исполнителем, имеет репутацию честного и ответственного исполнителя по заключенным договорам и контрактам, все необходимое для исполнения вышеуказанного контракта имелось. Так, третьим лицом, у которого имеется специализированная техника, заранее был заключен договор подряда на демонтажные работы.
Инспекция Оренбургского УФАС России считает ссылку ИП К_ на неосмотрительность участника закупки при подписании контракта неубедительной, поскольку предпринимательская деятельность осуществляется самостоятельно и на свой риск. ИП К_ подавший заявку на участие в закупке, осуществляет такими действиями свою предпринимательскую деятельность. Принимая решение об участии в закупке и подавая соответствующую заявку, участник несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
На основании исследования имеющихся в материалах дела доказательств, Инспекция Оренбургского УФАС России обстоятельств, объективно свидетельствующих о наличии недобросовестных действий ИП К_ и безусловных оснований для включения его в реестр недобросовестных поставщиков, не выявила.
Инспекция Оренбургского УФАС России при вышеуказанных обстоятельствах не имеет достаточных оснований для включения информации об ИП К_. в реестр недобросовестных поставщиков.
Учитывая изложенное, Инспекция Оренбургского УФАС России, изучив представленные материалы, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
В удовлетворении требований Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга (обращение N 015330001420000008 вх. N 9254/23 от 14.12.2023 г.) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении индивидуального предпринимателя К_) в связи с уклонением от заключения контракта на выполнение работ по ликвидации (сносу) муниципального имущества, расположенного по адресу: Оренбургская область, г. Оренбург, пер. Сакмарский, д. 3, для нужд Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга (извещение N 0153300066923000820), отказать.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его принятия.
Председатель Инспекции _
Члены Инспекции _
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 21 декабря 2023 г. N 056/10/104-1311/2023 (ключевые темы: участники закупок - реестр недобросовестных поставщиков - электронная торговая площадка - ликвидация - обеспечение исполнения контракта)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.12.2023