Резолютивная часть решения оглашена 26 декабря 2023 года
Решение в полном объеме изготовлено 26 декабря 2023 года
Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок (далее по тексту - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии: Членов комиссии:
рассмотрение жалобы осуществлялось посредством видеоконференцсвязи в присутствии представителя Управления жилищно-коммунального хозяйства и транспорта администрации города Бузулука - (на основании доверенности),
Сысоев Константин Владимирович и его представители на рассмотрение дела не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлены,
рассмотрев жалобу Сысоева Константина Владимировича на действия Управления жилищно-коммунального хозяйства и транспорта администрации города Бузулука при проведении электронного аукциона на выполнение работ по текущему содержанию мест захоронения (номер извещения N 0153300000323000125),
УСТАНОВИЛА:
19.12.2023 г. в Оренбургское УФАС России поступила жалоба Сысоева Константина Владимировича (далее - Заявитель) на действия Управления жилищно-коммунального хозяйства и транспорта администрации города Бузулука (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по текущему содержанию мест захоронения (номер извещения N 0153300000323000125) (далее - Закупка, Аукцион).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст. 106 Федерального закона РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), заказчику, оператору электронной площадки выставлено требование о приостановлении осуществления закупки в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Согласно доводам жалобы 1) заказчиком допущено нарушение в части неуказания описания объекта закупки согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в извещении в структурированном виде; 2) Заказчик незаконно установил требование о предоставлении участником закупки в заявке информации, предусмотренной пп. в) п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе, что может привести к отклонению заявки в случае ее непредоставления.
Присутствующий на рассмотрении жалобы представитель заказчика просил признать жалобу необоснованной, более подробно изложив позицию в письменных пояснениях.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав представленные документы, пришла к следующим выводам.
12.12.2023 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке было размещено извещение и документация об электронном аукционе на выполнение работ по текущему содержанию мест захоронения (номер извещения N0153300000323000125).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 600 000,00 рублей.
1. В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе информацию о наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, а также требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик размещает в составе извещения об осуществлении закупки описание объекта закупки, сформированное в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе установлен порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
25.09.2023 Министерство финансов Российской Федерации направило участникам контрактной системы в сфере закупок информационное письмо за N 24-03-09/90944 о размещении описания объекта закупки в единой информационной системе где отмечает, что Положение устанавливает разные способы размещения в ЕИС информации и документов, формируемых с использованием ЕИС и сформированных без ее использования, в частности:
- формирование информации и документов с использованием ЕИС осуществляется путем заполнения экранных форм веб-интерфейса ЕИС или путем представления в ЕИС электронного документа, содержащего сформированную информацию, посредством информационного взаимодействия (пункт 3 Положения);
- документы, сформированные без использования ЕИС, размещаются в ЕИС в форме электронного документа или образа бумажного документа (пункт 4 Положения).
При осуществлении закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют позиции (то есть если товар не по КТРУ, а по ОКПД 2), извещение об осуществлении которой размещено в ЕИС с 1 октября 2023 года:
- описание объекта закупки в части характеристик, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, указывается в формируемом с использованием ЕИС извещении об осуществлении закупки на основании пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе с учетом Положения; описание объекта закупки, включающее характеристики, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе (то есть, полное описание объекта закупки), прилагается к извещению в качестве документа, сформированного без использования ЕИС.
В соответствии с письмом ФАС России от 25.06.2020 N ИА/53616/20 "По вопросу установления требований к составу заявки (поставляемый, используемый товар)" Заказчик не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, используемого в ходе оказания услуг, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке (в том числе в описании объекта закупки в структурированном виде).
При этом, указанные в доводах жалобы положения п. 31 Постановления Правительства РФ от 08.06.2018 N 656 "О требованиях к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок, электронным площадкам, специализированным электронным площадкам и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, подтверждении соответствия таким требованиям, об утрате юридическим лицом статуса оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки", относятся к закупкам товара, а не выполнению работ.
В соответствии с Письмом Минфина от 03.11.2023 N 24-03-06/105479 и Письмом Казначейства от 26.10.2023 N 14-00-04/31290 участники закупки предоставляют характеристики в заявке исключительно в отношении товара, в том числе поставляемого при выполнении работ, оказании услуг. По работам и услугам характеристики не предоставляют. Подавая заявку, участник автоматически дает согласие выполнить работы или услуги на условиях из извещения (подп. "а" п. 2 ч. 1, п. 1 ч. 2, ч. 5 ст. 43 Закона о контрактной системе).
В связи с тем, что вид работ по текущему содержанию мест захоронения отсутствуют в каталоге товаров, работ, услуг ЕИС в сфере закупок (код ОКПД 2 96.03.11.300 (Услуги по содержанию и обслуживанию кладбищ, уходу за могилами и местами захоронения), описание объекта закупки указано не в структурированном виде.
Описание объекта закупки, т.е. комплекс выполняемых работ, установлен в электронном документе "Локальный сметный расчет (смета) N на выполнение работ по текущему содержанию мест захоронения" к извещению об осуществлении закупки.
Комиссия Оренбургского УФАС России установила, что в соответствии с пп. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указаны функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки.
Из статьи 105 Закона о контрактной системе следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.
Вместе с тем, Заявитель на заседании Комиссии Оренбургского УФАС России участие своих представителей не обеспечил, доказательств, свидетельствующих об обратном, не представил.
Следовательно, довод заявителя признан необоснованным.
2. Подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, управляющего (при наличии), управляющей организации (при наличии), участников (членов) корпоративного юридического лица, владеющих более чем двадцатью пятью процентами акций (долей, паев) корпоративного юридического лица, учредителей унитарного юридического лица или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика таких лиц.
В силу пункта 2 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе информация и документы, предусмотренные "а" - "л" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие информация и документы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки путем информационного взаимодействия с единой информационной системой.
"Требованиями к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" установлено, помимо прочего, следующее:
"1) информацию и документы об участнике закупки:
- решение о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки, если требование о наличии такого решения установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и для участника закупки заключение контракта на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся объектом закупки, либо внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
- декларация о соответствии участника закупки требованиям, установленным пунктами 3 - 5, 7 - 11 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе с указанием идентификационного номера налогоплательщика (при наличии) лиц, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе;
- документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом - Не установлено
- реквизиты счета участника закупки, на который в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется перечисление денежных средств в качестве оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта, за исключением случаев, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такой счет открывается после заключения контракта".
Вместе с тем, также "Требованиями к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" установлено следующее условие:
"*Обращаем внимание участников электронного аукциона:
информация и документы, предусмотренные пп. "а" - "л" п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона N 44-ФЗ, не включаются в заявку на участие в электронном аукционе (п. 2 ч. 6 ст. 43 Закона N 44-ФЗ). Их направляет заказчику оператор электронной площадки путем информационного взаимодействия с ЕИС_"
Учитывая, что Заказчиком не указано, что информация, предусмотренная подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, предоставляется участником аукциона самостоятельно, Комиссия Оренбургского УФАС России приходит к выводу об отсутствии нарушения требований Закона о контрактной системе в действиях Заказчика при формировании требований к содержанию и составу заявки на участие в Аукционе.
Из статьи 105 Закона о контрактной системе следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.
Вместе с тем, Заявитель на заседании Комиссии Оренбургского УФАС России участие своих представителей не обеспечил, доказательств, свидетельствующих об обратном, не представил.
Следовательно, довод заявителя признан необоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Оренбургского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Сысоева Константина Владимировича на действия Управления жилищно-коммунального хозяйства и транспорта администрации города Бузулука при проведении электронного аукциона на выполнение работ по текущему содержанию мест захоронения (номер извещения N 0153300000323000125) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев
Председатель комиссии: |
|
Члены комиссии: |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 26 декабря 2023 г. N 056/06/106-1328/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.12.2023