В соответствии с п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), п. "б" ч. 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) и на основании Приказа Оренбургского УФАС России N 344/23 от 25.12.2023 г., Инспекцией Оренбургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок в составе:
Председателя Инспекции:, Членов Инспекции:,
рассмотрение обращения осуществлялось посредством видеоконференцсвязи в присутствии:
представителя Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Оренбургской области "Бузулукский дом-интернат для престарелых и инвалидов" -;
представителя Общества с ограниченной ответственностью "Современная противопожарная защита" -;
рассмотрев обращение Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Оренбургской области "Бузулукский дом-интернат для престарелых и инвалидов" о включении в Реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Современная противопожарная защита" (ИНН/ КПП: 5603013009/560301001) в связи с уклонением от заключения контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре, системы оповещения о пожаре людей с ограниченными возможностями, и передающего оборудования программно-аппаратного комплекса "Стрелец-Мониторинг" (номер извещения N 0853500000323010888),
УСТАНОВИЛА:
22.12.2023 года в Оренбургское УФАС России поступило обращение Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Оренбургской области "Бузулукский дом-интернат для престарелых и инвалидов" (далее - Заказчик, ГБУСО "Бузулукский ДИПИ") о включении в Реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Современная противопожарная защита" (далее - Общество, ООО "Современная противопожарная защита") в связи с уклонением от заключения контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре, системы оповещения о пожаре людей с ограниченными возможностями, и передающего оборудования программно-аппаратного комплекса "Стрелец-Мониторинг" (номер извещения N 0853500000323010888) (далее - Закупка).
Согласно обращению Заказчика, участником закупки - ООО "Современная противопожарная защита" - в регламентированный Законом о контрактной системе срок проект контракта не подписан усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки.
Согласно письменным пояснениям Общества, действия по неподписанию контракта являются неумышленными и не направлены на уклонение от подписания контракта. 21.12.2023 г. Обществом направлена заявка в ПАО Сбербанк для оформления независимой гарантии. Однако уникальный номер реестровой записи независимой гарантии был присвоен и опубликован в единой информационной системе в сфере закупок лишь 22.12.2023 г. в 04.42 по московскому времени, в результате чего ООО "Современная противопожарная защита" не успело в установленный срок подписать контракт на электронной торговой площадке по причине отсутствия наличия на момент 21.12.2023 г. 23:59 (по московскому времени) независимой гарантии и его номера, что необходимо для подписания контракта победителем закупки. Присутствующие на рассмотрении обращения представители Общества просили сведения в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Современная противопожарная защита" в Реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Инспекция Оренбургского УФАС России, рассмотрев материалы дела, установила следующее:
08.12.2023 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система, далее - ЕИС) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке было размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по техническому обслуживанию системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре, системы оповещения о пожаре людей с ограниченными возможностями, и передающего оборудования программно-аппаратного комплекса "Стрелец-Мониторинг" (номер извещения N 0853500000323010888).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 277 135,98 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 19.12.2023 г. N ИЗК1 победителем электронного запроса котировок признано Общество с ограниченной ответственностью "Современная противопожарная защита" (ИНН/ КПП: 5603013009/560301001) с предложением о цене контракта 115 200,00 руб.
В силу ч. 1 ст. 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта.
Исходя из части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 4 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи, заказчик осуществляет одно из следующих действий:
1) размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи) в случае, если участник закупки, с которым заключается контракт, разместил информацию и документы в соответствии с пунктом 1 части 3 настоящей статьи. Если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта, действия, предусмотренные настоящим пунктом, осуществляются заказчиком при условии поступления на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежных средств в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт;
2) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта с учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи;
3) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта без учета либо с частичным учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи. При таком размещении заказчик также формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) информацию о причинах отказа учесть полностью или частично информацию, содержащуюся в протоколе разногласий. При этом информация, предусмотренная подпунктом "б" пункта 2 части 3 настоящей статьи, подлежит обязательному учету.
Согласно ч. 6 ст. 50 Закона о контрактной системе заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном статьей 51 настоящего Федерального закона, с учетом следующих особенностей:
1) заказчик формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
2) участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 настоящей части;
3) заказчик осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления участником закупки, с которым заключается контракт, действий в соответствии с пунктом 2 настоящей части, но не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
4) осуществление действий, предусмотренных пунктом 2 части 2, пунктом 2 части 3, пунктами 2 и 3 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не допускается.
Согласно части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с пунктом 2 или 3 части 4 настоящей статьи, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 настоящей статьи. Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем осуществления таких действий участником закупки, размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи). Контракт считается заключенным в день размещения контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такой подписанный контракт не размещается на официальном сайте.
Согласно пункту 1 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
20.12.2023 г. 07:28 (МСК+2) Заказчиком победителю запроса котировок в электронной форме в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе направлен проект контракта.
22.12.2023 г. 00:00 (МСК) от электронной площадки http://www.rts-tender.ru получен документ "Уведомление об уклонении победителя от заключения контракта" от 20.12.2023 г.
Таким образом, согласно данным из единой информационной системы в сфере закупок участником закупки - ООО "Современная противопожарная защита" - в регламентированный Законом о контрактной системе срок не подписан сертификатом электронной подписи проект контракта.
22.12.2023 г. 12:44 (МСК+2) Заказчиком размещен протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 22.12.2023 г. N ППУ20_1, поскольку Обществом в регламентированный Законом о контрактной системе срок не размещен на электронной площадке подписанный со своей стороны проект контракта, участником закупки не выполнены действия, предусмотренные ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе, на основании п. 1 ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе участник закупки признается уклонившимся от заключения контракта.
Согласно пункту 1 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
На основании части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами..
Порядок принятия решения о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиком определен Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)".
Пунктом 11 Постановления предусмотрено, что в процессе рассмотрения вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков контрольный орган осуществляет проверку поступивших информации и документов, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие лица, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, сформированной Определением от 19.02.2015 N 301-КГ15-632 по делу N А29-3152/2014, при рассмотрении вопроса о законности решения о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться формальной позицией, поэтому по делу подлежат установлению обстоятельства недобросовестного поведения поставщика.
Включение лица в реестр невозможно без установления его вины, выраженной в сознательном уклонении от исполнения контракта.
Инспекцией Оренбургского УФАС России в процессе рассмотрения дела установлено, что неподписание проекта контракта произошло по причине отсутствия на 21.12.2023 г. 23:59 независимой гарантии и её номера, необходимых для подписания контракта победителем закупки.
В материалы дела представлено платежное поручение N 864 от 21.12.2023 г., подтверждающее оплату оказания услуг по предоставлению независимой гарантии банком, скриншот с личного кабинета участника закупок, подтверждающий факт получения Обществом независимой гарантии N 5603013009-23-Г12 (реестровая запись N 02L25603005375230019) 22.12.2023 г. в 04.42 по московскому времени. По мнению Инспекции Оренбургского УФАС России данные действия были направлены на внесение Обществом обеспечения исполнения контракта.
Кроме того, Обществом в адрес Заказчика 22.12.2023 г. направлено письмо с объяснением причины неподписания контракта, а также с готовностью исполнить контракт в полном объеме.
Представленные материалы дела также подтверждают, что ранее ООО "Современная противопожарная защита" неоднократно исполнялись контракты в рамках Закона о контрактной системе.
Инспекция Оренбургского УФАС России считает ссылку ООО "Современная противопожарная защита" на возникновение непредвиденных обстоятельств неубедительной, поскольку предпринимательская деятельность осуществляется самостоятельно и на свой риск. Общество с ограниченной ответственностью "Современная противопожарная защита", подавшее заявку на участие в закупке, осуществляет такими действиями свою предпринимательскую деятельность. Принимая решение об участии в закупке и подавая соответствующую заявку, участник несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, на основании исследования имеющихся в материалах дела доказательств, Инспекция Оренбургского УФАС России обстоятельств, объективно свидетельствующих о наличии недобросовестных действий ООО "Современная противопожарная защита", не выявила.
Инспекция Оренбургского УФАС России при вышеуказанных обстоятельствах не имеет достаточных оснований для включения информации об ООО "Современная противопожарная защита" в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем, Оренбургское УФАС России обращает внимание ООО "Современная противопожарная защита" на необходимость неукоснительного соблюдения положений Закона о контрактной системе при осуществлении деятельности в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд и настоятельно требует направить меры по недопущению данных фактов в будущем.
Учитывая изложенное, а также наличие действий ООО "Современная противопожарная защита", направленных на заключение контракта, Инспекция Оренбургского УФАС России, изучив представленные материалы, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Сведения в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Современная противопожарная защита" (ИНН/ КПП: 5603013009/560301001) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его вынесения.
Председатель Инспекции |
|
Члены Инспекции |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 27 декабря 2023 г. N 056/10/104-1337/2023 (ключевые темы: участники закупок - противопожарная защита - реестр недобросовестных поставщиков - электронная торговая площадка - пожар)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.12.2023