Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ИП Тожибаева З.П. на действия Заказчика администрации Балашовского муниципального района Саратовской области при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0360300052823000676 "Выполнение работ по зимнему-летнему содержанию автомобильных дорог Балашовского муниципального района",
УСТАНОВИЛА:
18.12.2023 в Саратовское УФАС России поступила жалоба ИП Тожибаева З.П.
на действия Заказчика администрации Балашовского муниципального района Саратовской области при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0360300052823000676 "Выполнение работ по зимнему-летнему содержанию автомобильных дорог Балашовского муниципального района" (далее - Конкурс).
Из жалобы Заявителя следует, что установленный Заказчиком порядок оценки заявок не соответствует положениям Постановления Правительства РФ от
31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2604).
Заявитель явку на рассмотрение жалобы не обеспечил, извещен о дате и месте рассмотрения надлежащим образом.
Представитель Заказчика явку на рассмотрение жалобы не обеспечил, извещен о дате и месте рассмотрения надлежащим образом, направил возражение на жалобу.
Изучив представленные сведения и документы, проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
01.12.2023 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение о проведении Конкурса.
Заказчиком по данному Конкурсу является администрация Балашовского муниципального района Саратовской области.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 28 502 903,86 рублей.
В силу пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1. цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2. расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3. качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4. квалификация участников закупки, в том числе наличие у, них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Так, постановлением N 2604 утверждено положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Предметом закупки является - Выполнение работ по зимнему-летнему содержанию автомобильных дорог Балашовского муниципального района.
В извещении установлен код ОКПД 2 - Работы по содержанию автомобильных дорог.
Согласно п. 32 Положения при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги:
а) критерии оценки, предусмотренные подпунктами "б" и "в" пункта 3 настоящего Положения, не применяются;
б) для оценки заявок по критерию оценки, предусмотренному подпунктом "I" пункта 3 настоящего Положения, подлежит обязательному применению исключительно показатель оценки, предусмотренный подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги;
г) к рассмотрению принимаются документы, предусмотренные абзацем
третьим подпункта "в" пункта 28 настоящего Положения, в том числе если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам).
Согласно п. 24 Правил для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки: а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов; б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы,
оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников
определенного уровня квалификации.
В соответствии с п. 28 Правил в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров, наибольшая
цена одного из исполненных участником закупки договоров;
Согласно извещению о проведении Конкурса предметом закупки является выполнение работ по зимнему-летнему содержанию автомобильных дорог Балашовского муниципального района.
Согласно письменным пояснениям, представленным Заказчиком в возражении на жалобу, в соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии.
1. цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2. расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3. качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4. квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки заказчик обязан указать используемые при определении подрядчика критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении подрядчика критериев должно быть не менее чем два, одним из которых является сумма цен единиц работы.
В силу части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе, предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Положения для оценки заявок применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Оценка заявок по критерию оценки "Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" осуществляется по формулам, предусмотренным пунктами 9 или 10 Положения.
В соответствии с п.п. "а" п. 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения по Постановлению N 2604:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров; общее количество исполненных участником закупки договоров; наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
В силу пункта 32 Положения при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги:
а) критерии оценки, предусмотренные п.п "б" и "в" п. 3 Положения, не
применяются;
6) для оценки заявок по критерию оценки, предусмотренному п.п. "I" п. 3 Положения, подлежит обязательному применению исключительно показатель оценки, предусмотренный п.п. "в" п. 24 Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению, в отношении показателя оценки, предусмотренного п.п. "в" п. 24 Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги;
г) к рассмотрению принимаются документы, предусмотренные абзацем
третьим п.п. "в" п. 28 Положения, в том числе, если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам).
Значимость критериев оценки определяется с учетом Постановления N 2604 и предельных величин значимости критериев оценки, предусмотренным приложением N 2 к Положению.
Заказчиком в качестве критериев оценки заявок на участие в открытом конкурсе установлены;
1. "Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" значимость критерия оценки: 60 %.
2. "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" значимость критерия оценки: 40%, при этом по критерию оценки заявок участников "Квалификация участников закупки" установлены следующие показатели оценки:
2.1. "Наличие у участников закупки оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании" - значимость показателя оценки 80 %:
- характеристика квалификации участников закупки: "Наличие собственныхили на ином законном основании автотранспортных средств, дорожной и специальной техники, навесного оборудования, асфальтобетонного завода" значимость показателя, детализирующего показатель оценки 100%.
2.2. "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" - значимость показателя оценки 20 %:
- характеристика квалификации участников закупки: "Наибольшая ценаодного исполненных участником закупки договоров" - значимость показателя, детализирующего показатель оценки 100%.
Порядок оценки заявок участников закупки на участие в открытом конкурсе не ограничивает количество участников и не создает преимуществ конкретному лицу.
Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Таким образом в соответствии с Правилами, в случае осуществления закупки по ремонту, содержанию дороги Заказчик обязан применять исключительно показатель оценки "наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта".
При этом, согласно конкурсной документации, Заказчиком установлены показатели оценки: "наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов", что недопустимо при осуществлении закупки по содержанию дорог.
Таким образом, Заказчиком установлены положения, противоречащие требованиям пункта 32 Положения.
Исходя из вышеизложенного, в действиях Заказчика содержится нарушение
п.11 ч.1 ст. 42 Закона о контрактной системе, что содержит в себе признаки нарушения ч.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 21.12.2023 NИЭОК1 выявленное нарушение не повлияло на результат закупки, в связи с чем Комиссией Саратовского УФАС России принято решение предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать.
Учитывая вышеизложенное и на основании, ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ИП Тожибаева З.П. на действия Заказчика администрации Балашовского муниципального района Саратовской области при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0360300052823000676 "Выполнение работ по зимнему-летнему содержанию автомобильных дорог Балашовского муниципального района" обоснованной в части установления ненадлежащего порядка оценки заявок.
2. Признать в действиях Заказчика администрации Балашовского муниципального района Саратовской области нарушение п.11 ч.1 ст.42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать в связи с тем, что нарушение не повлияло на результат проведения закупки.
4. Передать материалы жалобы соответствующему должностному лицу Саратовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении. Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 22 декабря 2023 г. N 064/06/42-1731/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.12.2023