Комиссия Томского УФАС России по контролю законодательства о контрактной системе в сфере закупок, рассмотрению информации о включении в реестр недобросовестных поставщиков (далее - Комиссия Томского УФАС России, Комиссия), в составе:
председателя Комиссии:
Абдурахманова А.Ф. - заместителя руководителя управления;
членов комиссии:
Нижельская М.О. - ведущего специалиста - эксперта отдела контроля органов власти и торгов;
Крыловой К.С. - специалиста 1 разряда отдела контроля органов власти и торгов,
рассмотрев обращение, поступившее 13.12.2023 (вх.N 10684-ЭП/23 от 14.12.2023) от ОГКУ "Центр занятости населения ЗАТО город Северск" (далее - Заказчик) и содержащего сведения об ООО "ЕУЦ" победителе аукциона в электронной форме "Оказание услуг по профессиональному обучению (профессиональной подготовке, переподготовке) граждан по профессии "Портной"" (извещение N 0865200000323002203), в связи с уклонением участника от заключения контракта, с целью рассмотрения вопроса о включении сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков (далее - Реестр),
при участии посредством ВКС представителя Общества - Приваловой А.Л. (доверенность от 15.12.2023), Лункиной Е.М. (лица, имеющего право действовать без доверенности) при участии посредством ВКС представителя Заказчика - Чукановой О.Н. (доверенность N04 от 18.12.2023), Поповой Л.Ю. (приказ N249 от 01.09.2009),
УСТАНОВИЛА:
13.12.2023 г. Заказчик направил в Томское УФАС России в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) сведения об Обществе для включения в Реестр.
Комиссия Томского УФАС России в результате осуществления проверки факта уклонения от заключения контракта, проведенного в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в ходе внеплановой проверки установила следующее.
17.11.2023 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - (www.zakupki.gov.ru) (далее - ЕИС, Официальный сайт) размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме "Оказание услуг по профессиональному обучению (профессиональной подготовке, переподготовке) граждан по профессии "Портной"" (извещение N 0865200000323002203) с начальной (максимальной) ценой контракта 106 840,00 руб.
Согласно Протокол подведения итогов определения поставщика от 30.11.2023 NИЭА1 для закупки N0865200000323002203 по результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт заключается с участником закупки с идентификационным N 115359327 (ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЕДИНЫЙ УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР")
В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
На основании пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона.
04.12.2023 Заказчиком был сформирован и размещен в ЕИС и на электронной площадке (с использованием ЕИС) без своей подписи проект контракта.
Согласно части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Регламентированный срок подписания проекта контракта 11.12.2023.
11.12.2023 11:48 (МСК) От электронной площадки http://www.rts-tender.ru получен документ "Проект контракта, подписанный поставщиком" от 11.12.2023.
Вместе с тем, согласно части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
13.12.2023 Заказчиком в ЕИС размещен Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 13.12.2023 NППУ20_1" для закупки N0865200000323002203.
13.12.2023 Заказчик направил в адрес Томского УФАС России обращение о включении информации об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Сроки направления информации об Обществе в Томское УФАС России, установленные частью 10 статьи 104 Закона о контрактной системе, Заказчиком не нарушены.
В ходе заседания Комиссия изучила документы и пояснения, предоставленные Заказчиком, Обществом, сведения ЕИС и установила следующее.
На заседании Комиссии Томского УФАС России представитель Общество пояснил, что намерений уклониться от заключения контракта не было. 04.12.2023 представитель Поставщика направил на электронный адрес severskprof@mail.ru запрос о предоставлении реквизитов для оплаты обеспечения контракта посредством перечисления денежных средств на р/сч Заказчика и просьбой согласовать сумму обеспечения контракта в размере 8013 руб. 00 коп., с учетом снижения в ходе электронных торгов и в соответствии с ч. 2 ст. 37 44-ФЗ, и п. 10. Обеспечение исполнения Контракта, п.п. 10.1. Размер обеспечения исполнения Контракта составляет 5 процентов начальной (максимальной) цены Контракта (что составляет 106840 руб. 00 коп.) в размере 5342 руб. 00 коп.
Кроме этого, представитель Общества сообщил, что 05.12.2023 представитель Заказчика направил Поставщику образец с реквизитами для оплаты обеспечения Контракта. Так же, поступил телефонный звонок от представителя Заказчика, который не согласовал сумму обеспечения Контракта по ч.2 ст.37 44-ФЗ, которая послужила основанием при расчете суммы обеспечения Контракта представителем Поставщика, ссылаясь на ч. 1 ст. 37 44-ФЗ. Входе телефонного диалога представитель Заказчика, изучив все части ст. 37 44-ФЗ (Антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона), согласился с ч.2 ст. 37, на которую ссылался Поставщик, и предложил произвести обеспечение Контракта согласно ч. 3 ст.37 44-ФЗ (подтверждение добросовестности реестровыми записями).
06.12.2023 Поставщик осуществил обеспечение Контракта путем перечисления денежных средств на р/сч Заказчика в размере 5342 руб. 00 коп., о чем свидетельствует платежное поручение N 3214 от 06.12.2023 (имеется в материалах дела).
11.12.2023 Общество подписало Контракта на электронной площадке РТС-тендер, приложив к подписанию платежное поручение N 3214 на сумму 5342 руб. 00 коп. в формате pdf, машиночитаемую доверенность (МЧД) сформированную на электронной площадке РТС-тендер в формате xml.
Однако, как выяснилось позже, пропущен пункт "Участник подтверждает заключение 3-х контрактов в течение 3-х лет до даты подачи заявки (исполненных без применения к участнику неустоек)" предусмотренный оператором электронной площадки.
12.12.2023 представителю Поставщика поступил звонок, в котором представитель Заказчика сообщил об отсутствии реестровых записей в подписанном Поставщиком Контракте с предложением направить в адрес Заказчика на эл. почту seversk@rabota.tomsk.ru письмо с перечислением реестровых записей в дополнение к платежному поручению N3214 от 06.12.2023 с заверением представителя Поставщика, о приемке данного письма с последующим подписанием Контракта на электронной площадке. Поставщиком Заказчику было представлено запрашиваемое письмо в тот же день.
Комиссия Томского УФАС отмечает, что термин "уклонение от заключения контракта" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт, в связи с чем для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения победителя запроса котировок в электронной форме.
На заседании Комиссией Томского УФАС России было установлено, что ООО "ЕУЦ" имеет исполненные контракты в рамках Закона о контрактной системе, участвует в закупках, всегда добросовестно исполняет обязательства, предусмотренные контрактами, недобросовестных действий никогда не допускало.
Принимая во внимание пояснения ООО "ЕУЦ", Комиссия Томского УФАС России считает, что признаки недобросовестного поведения, уклонения от заключения контракта в действиях ООО "ЕУЦ" отсутствуют.
Из имеющихся в материалах обращения документов и пояснений представителя, не усматривается наличие умысла Общества, направленного на не заключение контракта.
При этом, предоставление обеспечения исполнения контракта и взаимодействие с Заказчиком, служит подтверждением намерений исполнения Обществом обязательства по контракту.
Неустранимые сомнения относительно вины лица трактуются в пользу этого лица, в связи с чем Комиссия Томского УФАС России не находит достаточных оснований для включения Общества в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой публичной ответственности установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения закупок. При этом, включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, являющееся правовым последствием установления факта уклонения от исполнения контракта, по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в уклонении от исполнения контракта.
Включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений.
Как мера публичной ответственности такое включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в части 1 статьи 1 Закона 44-ФЗ, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта расторжения, либо не заключения государственного контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения информации о заявителе в реестр недобросовестных поставщиков.
Ни Закон 44-ФЗ, ни Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" не содержат безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные ему сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Таким образом, основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем электронного запроса котировок и нарушающих права Заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
Комиссия, изучив и проверив предоставленную информацию и документы, пришла к выводу об отсутствии необходимости во включении сведений об ООО "ЕУЦ" (ИНН 5433969764) в реестр недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 104 Закона 44-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения об ООО "ЕУЦ" (630048, Новосибирская область, г Новосибирск, ул Немировича-Данченко, зд. 104, офис 412, ИНН 5433969764) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель комиссии И.М. Саубанова
Члены комиссии К.С. Крылова
М.А. Кобзева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 20 декабря 2023 г. N 070/10/104-1151/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.12.2023