Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ГБУ ДО СШОР "Трамплин" Выборгского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):;
ООО "Планета" (далее - Заявитель):;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 33154-ЭП/23 от 15.12.2023) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по обеспечению участия обучающихся (спортсменов) в соревнованиях, тренировочных мероприятиях на территории Ленинградской области и за пределами Санкт-Петербурга и Ленинградской области с учетом затрат на оформление проездных билетов, проживания, организацию питания, предоставление спортсооружений (извещение N 0372200206023000041) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 08.12.2023 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200206023000041. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 929 329,58 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на нарушения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, которые выразились в неправомерно установлении требовании к участникам закупки.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
1.Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 4 ст. 24 Закона о контрактной системе открытый конкурс в электронной форме является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает в том числе единое требование к участникам закупки и соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона (ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе).
Из сведений извещения о закупке следует, что Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования к участникам закупки:
"Участник электронного аукциона должен соответствовать обязательным требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектом закупки (на основании главы 2 статьи 4.1. и статьи 4.2. Федерального закона от 24.11.1996 N132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"): - наличие сведений об участнике аукциона в едином федеральном реестре туроператоров: реестровый номер, полное наименование, сокращенное наименование, адрес, место нахождения, идентификационный номер налогоплательщика, размер финансового обеспечения ответственности туроператора, номер, дата и срок действия каждого договора страхования ответственности туроператора и (или) номер, дата и срок действия каждой банковской гарантии, наименование, адрес, место нахождения каждой организации, предоставившей финансовое обеспечение ответственности туроператора (для подтверждения соответствия требованиям участник должен предоставить свидетельство о внесении сведений об участнике закупки в единый федеральный реестр туроператоров); - участник закупки должен предоставить договор или договора страхования гражданской ответственности за неисполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта и (или) банковскую гарантию или банковские гарантии исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта с общим размером финансового обеспечения ответственности туроператора на сумму не менее 100 % от начальной (максимальной) цены контракта. Срок действия вышеуказанного финансового обеспечения должен включать весь срок оказания услуг по контракту с Заказчиком: не должен начинаться позже даты начала услуг по договору с Заказчиком и истекать ранее срока окончания оказания услуг по Контракту с Заказчиком. Сведения, указанные в договоре (договорах) страхования гражданской ответственности туроператора или в банковской гарантии (банковских гарантиях) туроператора, должны соответствовать сведениям, указанным в едином федеральном реестре туроператоров".
Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать электронные документы, отражающие требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки (п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе).
Электронным документов "Приложение_N3_требования__нов.docx" к извещению об осуществлении закупки предусмотрены, в том числе, следующие требования к составу заявки:
"- участник закупки должен предоставить договор или договора страхования гражданской ответственности за неисполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта и (или) банковскую гарантию или банковские гарантии исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта с общим размером финансового обеспечения ответственности туроператора на сумму не менее 100% от начальной (максимальной) цены контракта.".
По мнению Заявителя, требуемый Заказчиком размер страхования гражданской ответственности туроператора, не соответствует установленному Законом N 132-ФЗ от 24.11.1996 "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее- Закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ).
Согласно ст. 17.2. Закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ размер финансового обеспечения ответственности туроператора определяется договором или договорами страхования ответственности туроператора и (или) банковской гарантией или банковскими гарантиями и не может быть меньше 500 тысяч рублей - для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего туризма или въездного туризма.
Из пояснений представителя Заказчика следует, что формулировка пункта 17.2 предусматривает только минимальный размер финансового обеспечения ответственности туроператора, не устанавливая при этом максимального размера такого обеспечения.
Заказчик является государственным бюджетным учреждением (спортивной школой), которое осуществляет все необходимые функции в отношении тренировочного процесса спортсменов и их участия в соревнованиях, включая выезды в другие города.
Требования в отношении закупки определяются Заказчиком самостоятельно, с учетом соблюдения и защиты интересов занимающихся в спортивной школе детей. Заявитель не обладает полномочиями и необходимыми знаниями в части оценки потребностей учащихся.
Установление указанного в закупке требования в части выбора размера финансового обеспечения туроператора обусловлено тем, что если туроператор не выполнит своих обязательств (например группы детей заедут, а финансирование гостиниц, питания и т.п. туроператором не произведено и детей не селят и не кормят), то все финансовые затраты будут вынуждены нести именно занимающиеся (спортсмены) или их официальные представители (родители) или тренеры Заказчика, т.к. сам Заказчик, являясь государственным бюджетным учреждением закупочная деятельность которого регламентируется исключительно в рамках Закона о контрактной системе соответственно Учреждение не сможет возместить эти затраты занимающимся (спортсменам) или их официальным представителям (родители) или тренерам Учреждения.
Подобный вывод сформулирован в Решении Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-32567/2023 от 09 сентября 2023 года.
В силу ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Ни в доводах жалобы, ни на заседании Комиссии УФАС Заявитель надлежащих доказательств, подтверждающих обоснованность довода не представил, в связи с чем довод жалобы не находит своего подтверждения и признается необоснованным.
2. Доводы жалобы о возможном нарушении Заказчиком антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ (далее - Закон о защите конкуренции), вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 39 Закона о защите конкуренции заявитель имеет право обратится в Санкт-Петербургское УФАС России с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 24, 33, 42, 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Планета" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 21 декабря 2023 г. N 44-5650/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.12.2023