Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителей:
СПБ ГБНОУ "Лицей искусств "Санкт-Петербург" (далее - Заказчик):; ООО ЧОО "Щит и Меч" (далее - Заявитель):,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 32911-ЭП/23 от 13.12.2023) на действия Заказчика при определении исполнителя путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по обеспечению внутриобъектового и пропускного режимов, охраны здания, территории, помещений и имущества СПБ ГБНОУ "Лицей искусств "Санкт-Петербург" в 2024 году по адресу: Санкт-Петербург, ул. Доблести, д. 34, лит.А. (извещение N 0372200148523000003) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 16.11.2023 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200148523000003. Начальная (максимальная) цена контракта - 7 231 340, 16 рублей.
В жалобе Заявитель указал на неправомерные действия конкурсной комиссии Заказчика, по основаниям, изложенным в жалобе.
Необходимо отметить, что Комиссия УФАС рассматривает настоящую жалобу на предмет применения конкурсной комиссией Заказчика порядка оценки, установленного извещением, а не в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе (с учетом правовой позиции, отраженной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.01.2012 N 9874/11).
Информация, изложенная в жалобе, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства:
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс);
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион);
3) запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок).
Согласно ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В силу п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
В силу ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 4 ст. 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Согласно п. 1 Постановления N 2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п. 2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
В силу п. 3 Положения для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Согласно п. 8 Положения в случае применения показателей оценки по критериям оценки, предусмотренным подпунктами "в" и "г" пункта 3 настоящего Положения:
а) применяются детализирующие показатели;
б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;
в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.
В соответствии с п. 16 Положения об оценке заявок для оценки заявок для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положением об оценки заявок, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
В силу п. 19 Положения если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, не определяется количественным значением, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливается перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке.
В соответствии с п. 22 Положения в случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, и значением количества присваиваемых баллов, а также в случае, если характеристика не определяется количественным значением, значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки", по шкале оценки. При этом документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются значения количества баллов, присваиваемые за предлагаемое (предлагаемые) участником закупки количественное значение (значения) характеристики объекта закупки или предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки.
В силу п. 23 Положения если в случае, указанном в п. 22 настоящего Положения, предусматривается оценка наличия или отсутствия характеристики объекта закупки, шкала оценки должна предусматривать присвоение:
а) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение о наличии характеристики объекта закупки, а при отсутствии характеристики объекта закупки - 0 баллов (если лучшим является наличие характеристики объекта закупки);
б) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение об отсутствии характеристики объекта закупки, а при наличии характеристики - 0 баллов (если лучшим является отсутствие характеристики объекта закупки).
Извещение об осуществлении закупки содержит следующие положения:
Значение количества баллов по характеристике N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "Характеристики объекта закупки", по шкале оценки:
Значение детализирующего показателя - характеристики N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" |
Количество присваиваемых баллов |
Предложение о наличии характеристики объекта закупки |
100 баллов |
Отсутствие характеристики объекта закупки |
0 баллов |
Для оценки по характеристике N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" Заказчиком установлен перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке: организация процессов охранных услуг; обеспечение режимов охраны на объекте; обеспечения взаимодействий; критические ситуации; навыки; ответственность; система качества; риски.
Оценка заявки участника по характеристике N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" определяется согласно представленной форме "Качественные характеристики объекта закупки", установленной в настоящем пункте, содержащей описание свойств объекта закупки в соответствии с требованиями, установленными в настоящем пункте, и заполненной в соответствии с инструкцией по ее заполнению.
Рекомендуемая форма "Предложение о качественных характеристиках объекта закупки"
Графа 1 |
Графа 2 |
Графа 3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Порядок заполнения рекомендуемой формы "Предложение о качественных характеристиках объекта закупки": участник в графе 1 указывает наименование одного поста охраны предложения о качественных характеристиках объекта закупки. В графе 2 формы указывается наименование свойства предложения о качественных характеристиках объекта закупки. В графе 3 участник предоставляет описание по соответствующему разделу, указанному в графе 2 предложения о качественных характеристиках объекта закупки.
В случае, если участник предоставляет предложение о качественных характеристиках объекта закупки не в рекомендуемой форме, участник при формировании предложения о качественных характеристиках объекта закупки должен учитывать положения инструкции по заполнению формы, содержащейся в настоящей инструкции.
В рамках первого свойства "организация процессов охранных услуг" необходимо предоставить следующее: перечень факторов влияющих на организацию оказания услуг на объекте; принципы ведения деятельности при оказании услуг; принципы кадровой политики организации осуществляющей охранную деятельность, информацию о проводимой кадровой работе; информацию о действиях охранника для достижения безопасности на всех этапах работ, в том числе в аварийных ситуациях.
В рамках второго свойства "обеспечение режимов охраны на объекте " необходимо предоставить следующее: информацию о видах режимов охраны при организации охранных услуг, в том числе обеспечение данных режимов на объектах охраны; информацию о методах контроля состояния безопасности при осуществлении пропускного режима; информацию об информировании о нарушении пропускного режима; порядок допуска на территорию учреждения транспортных средств.
В рамках свойства под номером три "обеспечения взаимодействий" необходимо предоставить следующее: информацию о взаимодействии с органами внутренних дел, в том числе информация об процессах и условиях взаимодействия; порядок взаимодействий в процессе управления оказанием услуг.
Четвертое свойство "критические ситуации", в рамках которого необходимо предоставить следующее: меры по усилению защищенности от возникновения критических ситуаций; меры обеспечения охраны в условиях чрезвычайных ситуаций; порядок действий сотрудников при обнаружении подозрительных предметов.
В рамках пятого свойства "навыки" необходимо предоставить следующее: порядок действий при оказании первой помощи, в том числе состав аптечки первой помощи; информацию о правовой подготовке; информацию о методах психофизической подготовки.
Шестое свойство "ответственность", в рамках которого необходимо предоставить следующее: информацию о должностных инструкциях; информацию о видах ответственности во время исполнения контракта с указанием видов нарушений и видов взысканий за соответствующие нарушения.
Седьмое свойство "система качества", в рамках которого необходимо предоставить следующее: информацию о функциях системы управления качеством оказываемых охранных услуг; информацию о политике организации в области системы качества; информация о принципах управления качеством принятые организацией; информацию об обеспечении системы качества; информацию о методах обеспечения качества услуг, которые используются организацией для контроля качества.
Свойство восемь "риски", в рамках которого необходимо предоставить следующее: информацию о процессе управления рисками для улучшения качества оказываемых услуг; информацию об определении рисков (способ его идентификация); информацию о задачах и цели управления рисками; информацию о процедуре управления рисками; информацию об оценки эффективности системы управления рисками.
Описание свойств объекта закупки должно разрабатываться участником на основе описания объекта закупки и приложений к нему, являющимся его неотъемлемой частью, а также с учетом требований нормативно-правовых актов. Описание свойств объекта закупки должно отвечать всем требованиям, указанным в описании объекта закупки и приложениях к нему, в том числе нормативно-правовым актам, содержащимся в описании объекта закупки.
Предложение о наличии характеристики объекта закупки должно учитывать, что в свойстве семь под принципами подразумевается конкретный перечень таких принципов с указанием основных характеристик по каждому принципу, под обеспечением системы качества подразумевается источники информации, которые использует организация, в том числе и способы получения такой информации, которые использует организация; свойство восемь (в рамках данного свойства), информация об оценке эффективности системы управления рисками должна содержать виды оценки эффективности системы управления рисками; под мерами в рамках четвертого свойства понимается и указывается, в том числе знания и умения, которыми необходимо обладать, а также трудовые действий, а под порядком действий конкретный перечень действий, который будет предпринят в данной ситуации; по пятому свойству по каждому навыку необходимо предоставить информацию о частоте проверок, порядок действий при оказании первой помощи должен также содержать перечень ситуаций, при которых оказывается первая помощь; указанные факторы в рамках первого свойства должны сопровождаться информацией о влиянии данных факторов на оказание услуг, в том числе перечнем внештатных ситуаций на объекте, которые учитываются при организации охраны объектов, а также действия при возникновении таких ситуаций, направленные на стабилизацию ситуации с последующим возвращением к стандартному режиму работы, при указании принципов также необходимо предоставить информацию о нормативных актах, которыми руководствуются сотрудники охранной организации, в том числе при кадровой работе, с перечнем статей, знаниями о которых должен, обладать сотрудник организации осуществляющей охранную деятельность на объекте охраны, под этапами работ в рамках первого свойства подразумевается этапы: перед началом работы, во время работы и по окончании работы; под информацией о должностных инструкциях указываются примеры должностных инструкций должностных лиц, задействованных во время исполнения контракта, также в шестом свойстве, под видами ответственности подразумевается уголовная, административная и дисциплинарная ответственность должностных лиц, задействованных во время исполнения контракта с указанием нормативных актов по такой ответственности по каждому должностному лицу, задействованному во время исполнения контракта; взаимодействия с ОВД, указанное участником, должно содержать, в том числе, информацию о доведении порядка взаимодействия с ОВД до сотрудников охранной организации, так же по третьему свойству, при указании взаимодействий в процессе управления оказанием услуг, необходимо предоставить, в том числе, информацию о средствах связи, которые обеспечивают указанное взаимодействие между сотрудниками охранной организации (с указанием какие средства связи между какими сотрудниками применяются); указанные в рамках второго свойства методы должны содержать информацию о трудовых действиях, необходимых умениях, необходимых знаниях, а также требуемый уровень квалификации, информация об информировании должна содержать адресата, формат, перечень передаваемых данных, вместе с тем, порядок допуска транспортных средств предоставляемый в заявке, должен содержать информацию в том числе о допуске спец транспорта (скорая помощь, аварийные службы, в том числе службы для поддержания функционирования организации (вывоз мусора, бытовых отходов)).
В рамках характеристики N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" под "описанием свойства объекта закупки представленном в полном объеме" понимается предоставления в составе заявки формы "Качественные характеристики объекта закупки", содержащей описание свойств объекта закупки, в соответствии с требованиями, установленными в настоящем пункте (в настоящем порядке оценки), в противном случае предоставляемое описание признается как "Предложение об отсутствии характеристики объекта закупки".
Описание свойств объекта закупки должно быть однозначным и не должно допускать двусмысленных толкований. Непредставление описания свойств объекта закупки или предоставление описания свойств объекта закупки, несоответствующего требованиям настоящего пункта Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, и/или требованиям описания объекта закупки, и/или приложений к нему, трактуется как "Предложение об отсутствии характеристики объекта закупки". В случае, если участником закупки указывается, что все услуги будут оказаны в соответствии со всеми требованиями, указанными в описании объекта закупки, и/или в соответствии с нормативными документами, и им не предлагается описание свойств объекта закупки, то такое предложение также трактуется, как "Предложение об отсутствии характеристики объекта закупки".
В рамках характеристики N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" соответствующие сведения считаются представленными, если такие сведения отвечают всем соответствующим требованиям Заказчика, установленным в настоящем порядке оценки, вне зависимости от степени детализации таких сведений.
Согласно пп. б) п. 1 ч. 3 ст. 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней (за исключением случая, предусмотренного частью 4 настоящей статьи) со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки: члены комиссии по осуществлению закупок: осуществляют оценку первых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критериям, предусмотренным пунктами 2 и 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (если такие критерии установлены извещением об осуществлении закупки).
В соответствии с п. 4 ч. 6 ст. 48 Закона о контрактной системе протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке должен содержать информацию о решении каждого члена комиссии по осуществлению закупок, принимавшего участие в рассмотрении и оценке первых частей заявок на участие в закупке, в отношении каждой первой части заявки на участие в закупке.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 05.12.2023 NПРОI1 заявке участника присвоено 0 баллов по следующим основаниям:
"Отсутствует (участнику закупки по показателю оценки "Качественные характеристики объекта закупки" начислено 0 баллов, учитывая следующие основания: участником не представлена следующая информация: необходимо предоставить информацию о нормативных актах, которыми руководствуются сотрудники охранной организации, в том числе при кадровой работе, с перечнем статей, знаниями о которых должен, обладать сотрудник организации осуществляющей охранную деятельность на объекте охраны. Описание свойств объекта закупки должно быть однозначным и не должно допускать двусмысленных толкований. Непредставление описания свойств объекта закупки или предоставление описания свойств объекта закупки, несоответствующего требованиям настоящего пункта Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, и/или требованиям описания объекта закупки, и/или приложений к нему, трактуется как "Предложение об отсутствии характеристики объекта закупки".)".
В соответствии с пп. г) п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки: с учетом положений части 2 настоящей статьи предложение по критериям, предусмотренным пунктами 2 и (или) 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (в случае проведения конкурсов и установления таких критериев).
Из анализа заявки Заявителя следует, что в рамках показателя "качественные характеристики объекта закупки" критерия "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" участником закупки представлено описание свойств объекта закупки, вместе с тем, в составе вышеуказанного предложения не содержится указание на порядок взаимодействия сотрудников организации в процессе оказания услуг, в том числе какие сотрудники с кем могут контактировать напрямую. В заявке участника указана информация о способах взаимодействия, без указания порядка взаимодействия между сотрудниками.
При этом в соответствии с порядком оценки, по третьему свойству, при указании взаимодействий в процессе управления оказанием услуг, необходимо предоставить, в том числе, информацию о средствах связи, которые обеспечивают указанное взаимодействие между сотрудниками охранной организации (с указанием какие средства связи между какими сотрудниками применяются).
Однако, порядком оценки заявок установлено, что непредставление описания свойств объекта закупки или предоставление описания свойств объекта закупки, несоответствующего требованиям настоящего пункта Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, и/или требованиям описания объекта закупки, и/или приложений к нему, трактуется как "Предложение об отсутствии характеристики объекта закупки". В случае, если участником закупки указывается, что все услуги будут оказаны в соответствии со всеми требованиями, указанными в описании объекта закупки, и/или в соответствии с нормативными документами, и им не предлагается описание свойств объекта закупки, то такое предложение также трактуется, как "Предложение об отсутствии характеристики объекта закупки".
Следовательно, представленное предложение участника по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" не соответствует требованиям Заказчика, у комиссии Заказчика имелись основания для начисления 0 баллов по критерию, а в её действиях не усматривается нарушение пп. "б" п. 1 ч. 3 ст. 48 Закона о контрактной системе, доводы жалобы признаны необоснованными.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 32, 42, 48, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО ЧОО "Щит и Меч" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 19 декабря 2023 г. N 44-5650/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.12.2023