Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
СПБ ГБУК "Санкт-Петербургский государственный Академический театр оперы и балета им. М.П. Мусоргского - Михайловский театр" (далее - Заказчик);
ООО "Ревал" (далее - Заявитель);
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 33156-ЭП/23 от 15.12.2023) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по уборке и уходу за поверхностями СПб ГБУК "Михайловский театр" (извещение N 0372200173423000010) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 06.12.2023 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200173423000010. Начальная (максимальная) цена контракта - 31 991 102,49 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на нарушения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, которые выразились в неправомерно установлении требовании к участникам закупки.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает в том числе единое требование к участникам закупки и соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона (ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе).
Из сведений извещения о закупке следует, что Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования к участникам закупки:
"Наличие действующей лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, выданную уполномоченным государственным органом, с правом выполнения следующих видов работ: разработка проектной документации по консервации, реставрации и воссозданию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (настоящее требование установлено в соответствии с пунктом 48 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности")".
Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать электронные документы, отражающие требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки (п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе).
Электронным документом "Пр.N_3_к_изв._Требования_к_составу_заявки_уборка.docx" к извещению об осуществлении закупки предусмотрены, в том числе, следующие требования к составу заявки:
"Документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ: выписка из реестра лицензий, содержащая сведения о регистрационном номере действующей лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, выданную уполномоченным государственным органом, с правом выполнения следующих видов работ:
разработка проектной документации по консервации, реставрации и воссозданию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Выписка из реестра лицензий предоставляется по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 N 2343 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий", либо предоставляется копия акта лицензирующего органа о принятом решении.
Требование установлено в соответствии с пунктом 48 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").".
Объектом закупки является оказание услуг по уборке и уходу за поверхностями СПб ГБУК "Михайловский театр".
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ), утвержден перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии УФАС пояснил следующее.
Основной объем услуг оказывается в зданиях по адресу: Санкт-Петербург, пл. Искусств, д. 1, д. 3, являющихся объектами культурного наследия федерального значения ("Михайловский театр"), 1831- 1833 rr., apx. Росси К.И., apx. Брюллов А.П. и "Дом Голенищева-Кутузова П.В. Здесь в 1924-1939 ГГ. жил художник Бродский И.И." согласно Постановлению Правительства Российской Федерации N 527 от 10.07.2001.
Перечень предметов охраны, архитектурно-художественных элементов интерьера, и предметов декоративно-прикладного искусства определен Распоряжениями Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга от 14.09.2017 N 07-19-347/17 и N 07-19-347/17.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и технического задания Исполнитель обязан оказать услуги, направленные на сохранение и восстановление эстетических и эксплуатационных свойств поверхностей предметов охраны и предметов декоративно-прикладного искусства; перед началом оказания услуг Исполнитель обязан провести обследование интерьеров (предметов охраны и декоративно-прикладного искусства), которые необходимо обслуживать, с целью определения их сохранности и разработки методики оказания услуг в отношении предметов охраны и предметов декоративно-прикладного искусства.
Указанная деятельность подлежит лицензированию согласно Постановлению Правительства РФ от 28.01.2022 N 67 "О лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" (Постановление N 67). Вид работ, составляющий деятельность по сохранению объектов культурного наследия и подлежащий лицензированию в соответствии с Постановлением N 67 аналогичен виду деятельности, подлежащему лицензированию, согласно Постановлению Правительства РФ от 19.04.2012 N 349 "О лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации".
Исходя из вышеуказанного, Заказчик правомерно включил в извещение требование о наличии лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Комиссия УФАС, отмечает, что в случае, если в предмет закупки включены работы, для осуществления которых требуются различные лицензии, свидетельства, аттестаты и т.д., Заказчик вправе установить требование о наличии лицензии, свидетельств, аттестатов и т.д. у подрядчика (исполнителя) данных работ, но не вправе устанавливать требования к участнику закупки о наличии всех указанных документов у участника закупки, поскольку установление такого требования в извещении о закупке может привести к ограничению количества участников закупки.
Также, на заседании Комиссии УФАС установлено, что вышеуказанные работы составляют часть от общего объема работ, включенных в объект закупки, не являются самостоятельным объектом закупки, в связи с чем установление требования в извещении о предоставлении в составе заявки на участие в закупке лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ не соответствует положениям Закона о контрактной системе.
В состав объекта закупки входят помещения по адресам: Санкт-Петербург, муниципальный округ Сергиевское, Верхняя ул., д. 4, корп. 3, стр. 1, лит. А; Санкт-Петербург, поc. Шушары, ул. Мира, д. 11, лит. Б, не являющиеся объектами культурного наследия.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия УФАС приходит к выводу, что Заказчик неправомерно установил требование к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, включив в объект закупки помещения, не являющиеся объектами культурного наследия, чем нарушил положения ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 33, 42, 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Ревал" обоснованной частично.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии и оператору электронной торговой площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных лиц Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 21 декабря 2023 г. N 44-5612/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.12.2023