Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителей Филиала ФГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" в г. Санкт-Петербурге (далее - Заказчик),
с участием представителя ООО "ТК Сокол" (далее - Участник, Поставщик): Русановой В.А. по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 32715-ЭП/23 от 12.12.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку котельно - печного топлива (мазута топочного марки М-100) на автомобильные пункты пропуска через государственную границу РФ Торфяновка и Брусничное, расположенные в Ленинградской области, для нужд Санкт-Петербургского филиала ФГКУ Росгранстрой (извещение N 0872400000622000071),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 13.12.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку котельно - печного топлива (мазута топочного марки М-100) на автомобильные пункты пропуска через государственную границу РФ Торфяновка и Брусничное, расположенные в Ленинградской области, для нужд Санкт-Петербургского филиала ФГКУ Росгранстрой (извещение N 0872400000622000071) (далее - Запрос котировок).
Начальная (максимальная) цена контракта - 8 500 000,00 0 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.12.2022 N ИЗК1 победителем Аукциона признано ООО "ТК Сокол".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "ТК Сокол" заключен государственный контракт N СПБ04-125-03/22 от 27.12.2022 (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 9.8 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 09.11.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "ТК Сокол".
К заседанию Комиссии УФАС Заказчик пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался поставить котельно-печное топливо (мазут топочного марки М-100) (далее - Товар).
Согласно п. 2.2 Технического задания (Приложение N 1 к контракту), Поставка топлива осуществляется после подачи заявки в течение 3-х рабочих дней в светлое время суток.
С 19.09.2023 Поставщиком не исполнено 3 заявки на поставку топлива, а именно:
- 2 заявки на АПП Торфяновка от 19.09.2023 N 160-АТ, от 28.09.2023 163-АТ;
- 1 заявка на АПП Брусничное от 04.10.2023 N 149-АБ.
По состоянию на 09.11.2023 вышеуказанные заявки не исполнены, Товар не поставлен.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 9.8 Контракта, в связи с неоднократным нарушением сроков поставки Товара и неисполнением Участником своих обязательств по Контракту Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
09.11.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "ТК Сокол" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 27.11.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что основания для включения сведений об ООО "ТК Сокол" в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют по той причине, что действия Участника не являлись недобросовестными и обусловлены обстоятельствами, которые не зависели от воли Участника.
По причине роста стоимости оптовых поставок топлива в период исполнения Контракта (с июля 2023 года), который невозможно было предусмотреть в рамках обычного предпринимательского риска, дальнейшее исполнение Контракта стало для Участника невозможным, о чем Участник сообщил Заказчику письмом исх. N393 от 14.09.2023, указав, что:
- на рынке с момента заключения Контракта стал наблюдаться дефицит топлива;
- средняя рыночная стоимость ед. товара возросла на = 45% - такое изменение цены не могло быть предвидено Участником.
Как было указано, с июля 2023 года на топливном рынке наблюдается существенный рост стоимости оптовых поставок топлива, который невозможно отнести к ежегодным сезонным колебаниям стоимости и предусмотреть в рамках обычного экономического риска субъекта предпринимательской деятельности.
Тот факт, что рост стоимости оптовых поставок топлива в текущей ситуации является обстоятельством чрезвычайным и непредотвратимым подтверждается Экспертным заключением N 17-0147 от 26.09.2023, подготовленным Санкт-Петербургской торгово-промышленной палатой. Согласно выводам экспертного заключения:
- В среднем рост стоимости оптовых поставок топлива за период с 01.07.2023 по 15.09.2023 составил - 33,85%;
- Рост стоимости не относится к ежегодным сезонным колебаниям и его нельзя было спрогнозировать, так как в аналогичные периоды времени в предшествующие годы сезонные колебания составляли +/- 5% от стоимости топлива, в связи с чем рост цены более чем на 30% не является типичным.
Также о том, что текущей рост цен стал чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством, свидетельствуют и действия Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства от 21.09.2023 N 1537 установлен временный запрет на экспорт бензина и дизельного топлива из Российской Федерации в целях стабилизации ситуации на топливном рынке.
Таким образом, указанную ситуацию нельзя было предвидеть, следовательно, к предпринимательским рискам она не относится.
Вместе с тем, Участник исполнил обязательства по Заявке N1 от 12.09.2023.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "ТК Сокол" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ООО "ТК Сокол" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
В результате проведения внеплановой проверки на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе были установлены следующие обстоятельства.
В соответствии с ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Решение Заказчика вступило в законную силу 27.11.2023, однако Заказчик направил в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков только 12.12.2023, что образует в его действиях нарушение ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "ТК Сокол", (ИНН: 7811699008), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения требований ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 19 декабря 2023 г. N РНП-78-1809/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.12.2023