Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ГБОУ СОШ N 313 Фрунзенского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
ИП Максимова Ильи Викторовича (далее - Участник, Подрядчик, ИП Максимов И.В.):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 33323-ЭП/23 от 18.12.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт кровли с устройством систем антиобледенения и водоотведения в ГБОУ СОШ N 313 Фрунзенского района Санкт-Петербурга (извещение N 0372200021622000005),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 12.12.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт кровли с устройством систем антиобледенения и водоотведения в ГБОУ СОШ N 313 Фрунзенского района Санкт-Петербурга (извещение N 0372200021622000005) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 464 167,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 21.12.2022 N ИЭА1 победителем Аукциона признан ИП Максимов И.В.
По результатам закупки Заказчиком с ИП Максимовым И.В. заключен государственный контракт N 0372200021622000005-313 от 09.01.2023 (далее - Контракт) на сумму 343 479,48 рублей.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 7.3 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 25.10.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ИП Максимовым И.В.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт кровли с устройством систем антиобледенения и водоотведения в ГБОУ СОШ N 313 Фрунзенского района Санкт-Петербурга (далее - Работы) в течение 180 календарных дней с даты начала их выполнения (в течение 5 календарных дней с момента подписания Контракта) (п.п. 2.1, 2.2 Контракта).
По состоянию на 25.10.2023 Работы были выполнены Участником не в полном объеме.
Таким образом, Участник не выполнил Работы в предусмотренный условиями Контракта срок.
Учитывая изложенное, Заказчик, руководствуясь ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 1 ст. 450.1 ГК РФ, п. 7.3 Контракта, принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
25.10.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ИП Максимовым И.В. устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 08.11.2023.
В соответствии с ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со ст. 26 Закона о контрактной системе, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный пп. "б" п. 2 ч. 6 ст. 51, пп. "в" п. 4 ч. 14 ст. 73, ч.ч. 16 и 22.2 ст. 95 Закона о контрактной системе, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о контрактной системе, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Решение Заказчика вступило в законную силу 08.11.2023, однако Заказчик направил в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков только 18.12.2023, что образует в его действиях нарушение ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил слеждующее:
В соответствии с Приложением N 1 к Контракту Задание на Проектирование:
- п. 13 Особые требования: п.п. 7 Задание на разработку проекта благоустройства элементов благоустройства в КГА получает Подрядчик совместно с Заказчиком.
21.03.2023 КГА изготавливает одно задание N 01-47-18-7726/23 на исполнение обязательств по двум контрактам в части согласования с КГА, а именно:
1. Контракт N0372200021622000004-313 от 30.12.2022 "По разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт крылец с устройством пандуса с учетом доступа ММГН"
2. Контракт N 0372200021622000005-313 от 09.01.2023 "По разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт кровли с устройством систем антиобледенения и водоотведения"
24.04.2023 Подрядчик исх. N 1 передал Заказчику задание КГА и проектную документацию на согласование, до направления в КГА.
26.04.2023 Проектные решения были согласованы Заказчиком.
06.07.2023 КГА согласовал проектные решения исх. N 01-47-9-23743/23.
27.07.2023 по Накладной N 1 документация была передана Заказчику.
27.07.2023 Подрядчик сформировал документ о приемке в ЕИС.
07.08.2023 Заказчиком сформированы замечания, в соответствии с которыми согласование КГА Заказчика устраивало, требование о необходимости согласования с ГАУ "ЦГЭ" отсутствовало.
05.10.2023 по Накладной N 2 документация была передана Заказчику.
24.10.2023 Заказчиком сформированы замечания, в которых дано указание о необходимости согласования новых водосточных труб с КГА.
03.11.2023 по Накладной N 3 документация была передана Заказчику. Водосточные трубы из проекта исключены поскольку не были предусмотрены заданием КГА.
04.11.2023 Подрядчик повторно сформировал документ о приемке в ЕИС.
07.11.2023 Заказчик сформировал мотивированный отказ от приемки, в котором указал следующее:
- Нет согласования КГА в части ливневых стоков;
- Нет согласования ГАУ "ЦГЭ".
Вместе с тем, по словам представителя Участника, проектом ремонта кровли не предусматривались ливневые стоки, в задании КГА так же отсутствовало требование о проектировании ливневых стоков. Согласованные фасады здания Заказчиком утверждены с существующей системой водоотведения. ГАУ "ЦГЭ" не занимается согласованием. Согласование получить невозможно.
В соответствии с п. 4.2.1 Контракта Заказчик обязался обеспечивать проведение экспертизы выполненных работ.
В соответствии с Приложением N 1 к Контракту Задание на Проектирование:
- п. 13 Особые требования: Оплату экспертизы проектной документации, в части проверки достоверности определения сметной стоимости ремонтных работ в ГАУ "ЦГЭ", осуществляет Заказчик.
В ходе выполнения Работ Заказчик не уведомлял Подрядчика о необходимости прохождения экспертизы в ГАУ "ЦГЭ". Доверенность на предоставление интересов в ГАУ "ЦГЭ" так же не предоставлял. Обязанности по проведению экспертизы возложены на Заказчика.
Работы по аналогичному Контракту N0372200021622000004-313 от 30.12.2022 "По разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт крылец с устройством пандуса с учетом доступа ММГН" приняты Заказчиком без замечаний, без экспертизы ГАУ "ЦГЭ".
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ИП Максимова И.В. в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ИП Максимова И.В. в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ИП Максимова Ильи Викторовича (ИНН: 781698793830), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 22 декабря 2023 г. N РНП-78-1854/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.12.2023