Резолютивная часть решения оглашена "22" декабря 2023
В полном объеме решение изготовлено "27" декабря 2023 Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия) в составе:
<...> - председатель Комиссии УФАС;
<...> - член Комиссии УФАС;
<...> - член Комиссии УФАС;
в присутствии посредством видео-конференц-связи представителей по доверенности Федерального казенного учреждения здравоохранения "Санаторий "Тройка" Федеральной службы исполнения наказаний" (далее также - Организатор торгов, Заказчик) - <...> (доверенность от 19.10.2023 N 28), в присутствии представителя ООО "Комбинат пищевых продуктов "Балтика" (ИНН: 3907057170) (далее также - Поставщик) - <...> (доверенность от 22.12.2023 N 2), надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте заседания Комиссии,
рассмотрев обращение Заказчика (вх. от 11.12.2023 N 33251-ЭП/23) о включении информации об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 11.04.2023 в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона от 11.04.2023 N0335100008523000036 на поставку продуктов питания - говядина замороженная, субпродукты пищевые крупного рогатого скота замороженные (в рамках ГОЗ вне рамок государственной программы вооружения) (ИКЗ 231391200695039120100100000171011223, Извещение 0335100008523000036) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта составляет 1 756 690,00 руб.
В соответствии с Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 19.04.2023 NИЭА1 победителем аукциона признано ООО "Комбинат пищевых продуктов "Балтика", с которым 02.05.2023 заключен государственный контракт N 2323320100792000000000000/79 на сумму 1 352 651,30 руб. (далее - Контракт).
Согласно пункту 1.1. Контракта, "Поставщик" обязуется поставлять в сроки, предусмотренные настоящим контрактом, качественные продукты питания - говядина замороженная и субпродукты пищевые крупного рогатого скота замороженные (в рамках ГОЗ вне рамок государственной программы вооружения) (далее - товар) для обеспечения питанием отдыхающих в количестве и ассортименте, в соответствии с условиями Контракта, а "Государственный заказчик" обязуется обеспечить приемку и оплату поставленного товара, на основании товарных накладных, счетов (счетов-фактур).
В соответствии с пунктом 1.2. Контракта, ассортимент, количество, цена единицы товара и общая сумма товара определяются в спецификации (приложение N1), являющейся неотъемлемой частью Контракта.
Пунктом 3.1 Контракта установлено, что Поставка товара осуществляется партиями, в обусловленом настоящим Контрактом количестве, ассортименте, надлежащего качества, со дня подписания настоящего Контракта и до 20 ноября 2023 г., включительно.
Согласно пункту 3.2 Контракта, "Поставщик" обязуется своими силами и средствами производить отгрузку, доставку, разгрузку товара на место хранения (238560, Калининградская обл., г. Светлогорск, Калининградский проспект, 77б, склад, на место хранения продуктов данной категории) (далее-склад) "Государственного заказчика" на основании письменного Заказа-заявки (далее-Заявка), которая подается на каждую отдельную поставку до 18 часов. Заявка составляется в письменной форме, которая должна быть заверена подписью должностного лица и содержать следующие сведения:
· дату и час составления заказа;
· дату поставки;
· количество поставляемого продукта.
В соответствии с пунктом 3.2 Контракта, заявка на товар должна быть направлена "Поставщику" не позднее, чем за один день до наступления периода поставки. Способ подачи Заявки (телефаксом или электронной почтой) согласовывается сторонами. Товар поставляется "Поставщиком" "Государственному заказчику" не реже одного и не более двух раз в месяц.
В силу пункта 3.4. Контракта, количество и ассортимент товара, поставляемого "Поставщиком" должно строго соответствовать количеству и ассортимету, указанному в спецификации.
Пунктом 3.7. Контракта установлено, что обязанность "Поставщика" по поставке товара считается исполненной в момент сдачи товара на место хранения "Государственного заказчика" согласно товарной накладной, заполненной в соответствии со спецификацией Контракта и подписания ее заведующим складом.
Согласно пункту 3.8. Контракта, отсутствие, неправильное заполнение товарной накладной или несоответствие количества товара количеству и ассортименту, указанному в Заявке считается как срыв поставки товара.
В силу пункта 3.9. Контракта, при выявлении недопоставки товара "Поставщик" обязан восполнить недопоставленное количество товара в течение 3 часов с момента обнаружения недопоставки или с согласия "Государственного заказчика" произвести поставку товара в течении следующего рабочего дня.
В соответствии с пунктом 9.1. Контракта, стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему Контракту, если такое неисполнение является следствием обстоятельств непреодолимой силы, включая, землетрясение, наводнение, пожар, тайфун ураган и другие стихийные бедствия, военные действия, массовые заболевания и действия органов государственной власти и управления и другие обстоятельства, не зависящие от воли Сторон.
Указанные события должны носить чрезвычайный, непредвиденный и непредотвратимый характер, возникнуть после заключения Контракта и не зависеть от воли Сторон.
Согласно пункту 9.2 Контракта, при наступлении обстоятельств непреодолимой силы Сторона должна без промедления известить о них другую Сторону в любой форме (предпочтительно в письменной). В извещении должны быть сообщены данные о характере обстоятельств, а также по возможности оценка их влияния на возможность исполнения обязательств по Контракту и срок исполнения обязательств.
В соответствии с пунктом 9.3. Контракта установлено, что по прекращению указанных обстоятельств Сторона должна без промедления известить другую Сторону в письменном виде. В извещении должен быть указан срок, в который предполагается исполнить обязательство по настоящему Контракту. Если Сторона не направит или несвоевременно направит извещение, то она должна возместить другой Стороне убытки, причиненные не извещением или несвоевременным извещением.
Пунктом 9.4. Контракта установлено, что сторона должна в течение разумного срока передать другой Стороне сертификат торгово-промышленной палаты или иного компетентного органа или организации о наличии форс-мажорных обстоятельств.
Согласно пункту 9.5. Контракта, в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы, срок исполнения Сторонами обязательств по настоящему Контракту отодвигается соразмерно времени, в течение которого действовали такие обстоятельства и их последствия.
В силу пункта 9.6. Контракта, если обстоятельства непреодолимой силы и их последствия продолжают действовать более 10 (десяти) дней или они или их последствия будут действовать более этого срока, Стороны в возможно короткий срок проведут переговоры с целью выявления приемлемых для обеих Сторон альтернативных способов исполнения контракта и достижения соответствующей договоренности.
При отсутствии уведомления, равно как и при просрочке уведомления, удостоверяющего документа, сторона контракта, их получающая, вправе не принимать во внимание наступление форс-мажорных обстоятельств при предъявлении претензий (исков) к другой стороне в связи с ненадлежащим исполнением условий Контракта.
Согласно Спецификации (Приложение N 1 к Контракту), Поставщик должен поставить до 20 ноября 2023 года следующий Товар:
N п/п |
Наименование и описание товара |
Единицы измерения |
Количество в единицах измерения |
Цена за единицу измерения, руб. |
Стоимость, руб. |
1 |
Говядина замороженная 10.11.31.110 - 00000003 Вид мяса по способу обработки - бескостное Вид мяса по способу разделки - отруб (Говядина 1 сорта - (Обоснование - Протокол N2 заседания Совета по лечебному питанию от 25.06.2018) В соответствии с ГОСТ 31797-2012 "Мясо. Разделка говядины на отрубы. Технические условия" или ТУ производителя данного товара Расфасована в полиэтилен пищевой и картонные коробки 15 кг. Срок годности на момент поставки 6 месяцев Страна происхождения - Российская Федерация |
кг |
3000 |
399, 51 |
1 198 530,00 |
2 |
субпродукты пищевые крупного рогатого скота замороженные 10.11.31.140-00000001 Вид субпродукта - языки В соответствии с ГОСТ 32244-2013 "Субпродукты мясные обработанные. Технические условия" или ТУ производителя данного товара. Расфасованы в полиэтилен пищевой и картонные коробки 10,0 кг. Срок годности на момент поставки 5 месяцев. Страна происхождения - Российская Федерация |
|
399 |
385,27 |
153 722,73 |
3 |
субпродукты пищевые крупного рогатого скота замороженные 10.11.31.140-00000001 Вид субпродукта - языки В соответствии с ГОСТ 32244-2013 "Субпродукты мясные обработанные. Технические условия" или ТУ производителя данного товара. Расфасованы в полиэтилен пищевой и картонные коробки 10,0 кг. Срок годности на момент поставки 5 месяцев. Страна происхождения - Российская Федерация |
|
1,0 |
398,57 |
398,57 |
Итого: |
1 352 651, 30 |
Согласно части 14 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями части 8 - 25 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе).
В силу пункта 14.5 Контракта, контракт может быть, расторгнут по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств и в соответствии с положениями статьи 95 Закона о контрактной системе.
Условиями Контракта предусмотрено право Заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 14.5 Контракта, 04.12.2023 Заказчиком было принято решение расторгнуть Контракт в одностороннем порядке (далее - Решение).
В соответствии с частью 12.1. статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе.
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Установлено, что 23.11.2023 Заказчик разместил Решение N 1 на ЕИС, однако, 04.12.2023 Заказчик разместил на ЕИС извещение об отмене Решения об одностороннем отказе N 1 от 23.11.2023
04.12.2023 Заказчик разместил на ЕИС Решение об одностороннем отказе N 2 от 04.12.2023.
В соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, Поставщик был уведомлен надлежащим образом 04.12.2023.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
На заседании Комиссии Санкт-Петербургского УФАС России было установлено, что согласно информации, представленной Заказчиком, Контракт расторгнут 05.12.2023.
В соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 Закона о контрактной системе, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 Закона о контрактной системе, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Согласно части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Сведения о расторжении Контракта с ООО "Комбинат пищевых продуктов "Балтика" (вх. от 18.12.2023 N 33251-ЭП/23) были направлены Заказчиком в Санкт-Петербургское УФАС России 15.12.2023, то есть с соблюдением сроков, установленных в части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе.
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
На заседание Комиссии Санкт-Петербургского УФАС России были представлены письменные пояснения Сторон.
Изучив представленные сторонами материалы Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России установила следующее.
В период с 23.10.2023 по 03.11.2023 Заказчик направил в адрес Поставщика 3 заявки:
1) Заявка N б/н от 23.10.2023 на поставку говядины замороженной в количестве 400 кг.
2) Заявка N 53/1-1367 от 31.10.2023 на поставку говядины замороженной в количестве 1063,13 кг и субпродуктов пищевых крупного рогатого скота замороженные в количетсве 161,9.
3) Заявка N 53/4-1402 от 03.11.2023 на поставку говядины замороженной в количестве 1063,13 кг и субпродуктов пищевых крупного рогатого скота замороженные в количетсве 161,9.
Товар по указанным заявка не был поставлен в адрес Заказчика.
На заседании Комиссии Санкт-Петербургского УФАС России Заказчик сообщил, что объем говядины 1 сорта бескостной составил 1936, 87 кг из 3000 кг. и субпродукты пищевые крупного рогатого скота замороженные (языки) 238,1 кг из 400 кг (запрошенных вышеуказанными заявками).
В ходе заседания Комиссии Санкт-Петербургского УФАС России Поставщик не предоставил подтверждения уведомления Заказчика о невозможности поставки Товара в установленный Контрактом срок, равно как и документов, подтверждающих попытки исполнения взятых на себя обязательств.
В письменных пояснениях Поставщик указал, что при изготовлении отрубов из говядины Поставщик использовал сырье, произведенное на территории Калининградской области. Стоимость сырья резко повысилась, фермеры отказались продавать крупный рогатый скот, ожидая повышения цены, ввиду чего образовался дефицит сырья. Попытки приобрести товар в других регионах России к успеху не привели, цена на продукцию высокая, доставка затруднена.
Однако, подтверждений обстоятельств, описанных в письменных пояснениях Поставщик в заседание Комиссии Санкт-Петербургского УФАС России не представил.
Установлено, исходя из условий пункта 9.1 Контракта, увеличение стоимости сырья, а также проблемы с логистикой не относятся к обстоятельствам непреодолимой силы в силу отсутствия доказательств чрезвычайности и непредотвратимости указанных обстоятельств.
Согласно абзацу 2 подпункта "в" пункта 15 Постановления N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр, если в результате проведения проверки поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Изучив представленные сторонами материалы, Комиссия приходит к выводу о том, что ООО "Комбинат пищевых продуктов "Балтика" не предпринимались меры для надлежащего исполнения условий Контракта.
Поставщиком не представлено доказательств, препятствующих исполнению условий Контракта, а также документов, свидетельствующих о добросовестном поведении Поставщика, направленных на исполнение принятых обязательств в установленные Контрактом сроки.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В соответствии с абзацем третьим части 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении Поставщика подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, письмом ФАС России от 08.10.2018 N ДФ/80589/18, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Информацию об ООО "Комбинат пищевых продуктов "Балтика" (236004, Калининград, Днепропетровская ул., д.13 (ком.351-352), ИНН: 3907057170), сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа: <...>, включить в Реестр в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения Государственного контракта сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения информации об ООО "Комбинат пищевых продуктов "Балтика" в Реестр считать дату размещения указанной информации в ЕИС.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по 1 разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведения в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
15.12.23 |
19.12.23 |
15.12.23 |
0 |
18.12.23 |
22.12.23 |
22.12.23 |
0 |
27.12.23 |
27.12.23 |
0 |
0 |
Председатель Комиссии <...>
Члены Комиссии: <...>
<...>
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 27 декабря 2023 г. N 078/10/104-2030/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.12.2023