Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителя СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 14" (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей ИП Бодрова В.И. (далее - Заявитель), уведомленного о времени и месте заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 33325-ЭП/23 от 18.12.2023) на действия аукционной комиссии Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку товара и выполнение работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту основных фондов в 2024 году Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская поликлиника N14" по адресам: 194021, г. Санкт-Петербург, 2-й Муринский пр., д.35, лит. А и 194044, г. Санкт-Петербург, ул. Тобольская, д.4 лит. А. (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 01.12.2023 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200131823000110. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 350 960, 92 рублей.
В жалобе Заявитель указал на неправомерные действия комиссии Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неправомерном признании заявки Заявителя несоответствующей требованиям извещения. Также Заявитель обжалует положения извещения о проведении аукциона.
Представитель Заказчика в ходе заседания Комиссии УФАС просил признать жалобу необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. В силу ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер.
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Согласно части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 12.12.2023 NИЭА1, заявка Заявителя была признана несоответствующей требованиям извещения по следующим основаниям:
(п.1 ч.12 ст. 48) - непредставление информации и документов, предусмотренных извещением, несоответствие таких информации и документов (Заявка участника закупки на участие в электронной процедуре подлежит отклонению на основании п.1 части 12 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" из-за непредставления информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки: Пункт 7 "Выключатель автоматический тип 5". В требованиях указано (Приложение N1 к ТЗ): "Глубина одного полюса: не ниже 77 и не более 80 мм.". В заявке участника: "Глубина одного полюса: 78 мм.". Согласно инструкции: "Требования к показателям, порядок заполнения которых прямо не перечислен в Извещении, считать неизменными. Правила об указании показателей, которые не могут изменяться, имеют прерогативу над иными правилами". В инструкции отсутствует порядок заполнения показателей со словосочетанием "не ниже" (а следовательно, и показателей вида "не ниже _ и не более _"). Показатель должен был быть указан в неизменном виде аналогично показателю "Степень защиты выключателя: не ниже IP 20", который в этом же пункте в заявке указан верно.).
В соответствии с п.п. а) п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе, для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
Комиссия УФАС констатирует, что описание объекта закупки содержится в составе печатной формы извещения о проведении рассматриваемой закупки, сформированной посредством функционала ЕИС, в частности, в отношении товарной "Выключатель автоматический тип 5" Заказчиком установлено, в том числе, следующее требование к закупаемому товару: Глубина одного полюса: не ниже 77 и не более 80 мм.
Согласно инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе, содержащейся в печатной форме извещения о проведении аукциона, Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики.
Из содержания заявки Заявителя следует, что участником закупки в отношении указанной товарной позиции представлены, в том числе, следующие сведения: Глубина одного полюса: 78 мм.
Таким образом, указанное участником закупки значение показателя "глубина" соответствует требованиям инструкции в составе печатной формы извещения.
При этом, Комиссия УФАС отмечает, что по показателю "Степень защиты выключателя" участником закупки указано значение "не ниже IP 20", т.е. данное значение показателя было оставлено в неизменном виде.
Таким образом, участник закупки пренебрег требованиями инструкции в составе печатной формы извещения и не указал конкретное значение показателя, а, следовательно, у комиссии Заказчика имелись основания для отклонения заявки Заявителя.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС находит доводы Заявителя необоснованными.
2. Относительно обжалования Заявителем положений извещения, Комиссия УФАС отмечает, что в силу п. 1 ч. 2 ст. 105 Закона о контрактной системе, подача участником закупки жалобы на действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля (далее также - жалоба) в контрольный орган в сфере закупок допускается в период определения поставщика (подрядчика, исполнителя), но не позднее пяти дней со дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), подписания такого протокола (при проведении закрытого конкурса, закрытого аукциона), при этом, жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). В случае внесения в соответствии с настоящим Федеральным законом изменений в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения таких извещения, документации после внесения в них таких изменений.
Принимая во внимание, что рассматриваемая жалоба подана по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе, такая жалоба не может быть рассмотрена по существу антимонопольным органом, в силу положения указанной выше нормы и ч. 5 ст. 105 Закона о контрактной системе.
Таким образом, в указанной части Комиссия УФАС оставляет доводы Заявителя без рассмотрения по существу.
3. По результатам внеплановой проверки обстоятельств размещения рассматриваемой закупки Комиссия УФАС отмечает следующее.
В силу ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе, информация, предусмотренная указанным Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В свою очередь, согласно п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение о проведении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Комиссия УФАС отмечает, что действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, Заказчик тем самым определяет требования к содержанию заявок. При этом Заказчик должен учитывать запрет, установленный Законом о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить заявку в соответствии с потребностями Заказчика.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели Заказчик устанавливает в извещении инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований Заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Комиссия УФАС констатирует, что из содержания печатной формы извещения о проведении закупки следует, что указанный документ содержит, в том числе, инструкцию по представлению сведений о предлагаемых участниками закупки товарах.
В частности, в отношении всех закупаемых товарных позиций по всем показателям Заказчиком определено, что участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики.
В свою очередь, согласно содержащейся в прилагаемом к извещению файле инструкции Заказчиком приведены иные правила представления сведений о предлагаемых к поставке товарах.
Проанализировав содержание инструкций, содержащихся в различных частях извещения, Комиссия УФАС также констатирует, что установленная Заказчиком инструкция содержит противоречивые и взаимоисключающие положения.
Указанное обстоятельство позволяет прийти к выводу о том, что установленная Заказчиком инструкция по заполнению заявки является ненадлежащей, что не позволило Заявителю заполнить заявку, удовлетворяющую фактическим требованиям Заказчика.
Более того, анализ указанной инструкции по заполнению заявок, в том числе, в части, послужившей формальным основанием для отклонения заявок на участие в закупке, свидетельствует о том, что установленная Заказчиком инструкция по заполнению заявки не только не способствует правильному заполнению заявок, но и затрудняет для участников закупки подачу заявки в соответствии с требованиями извещения.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС приходит к выводу о нарушении Заказчиком п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе и ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе.
4. Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дает основание для выдачи обязательного для исполнения предписания об их устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Бодрова В.И. необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 3 ч. 2 ст. 42 и ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных лиц.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 22 декабря 2023 г. N 44-5629/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.12.2023