Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
с участием представителей:
СПб ГБУСОН "КЦСОН Колпинского района Санкт-Петербурга" (далее - Заказчик): по доверенности;
ООО "Мерадом" (далее - Участник, Исполнитель): генерального директора, по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 32875-ЭП/23 от 13.12.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту фасада здания Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения "Комплексный центр социального обслуживания населения Колпинского района Санкт-Петербурга", по адресу: Санкт-Петербург, г. Колпино, ул. Стахановская, д. 17, литер А (извещение N 0172200002122000092),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 09.06.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту фасада здания Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения "Комплексный центр социального обслуживания населения Колпинского района Санкт-Петербурга", по адресу: Санкт-Петербург, г. Колпино, ул. Стахановская, д. 17, литер А (извещение N 0172200002122000092) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 5 324 300,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 24.06.2022 N ИЭА1 (далее - Протокол) победителем Аукциона признано ООО "Мерадом".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Мерадом" заключен государственный контракт N 0172200002122000092 от 05.07.2022 на 5 324 300,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 14.11 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 01.12.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Мерадом".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы по капитальному ремонту фасада здания СанктПетербургского государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения "Комплексный центр социального обслуживания населения Колпинского района СанктПетербурга" по адресу: Санкт-Петербург, г. Колпино, ул. Стахановская, д. 17, литер А (далее - Работы).
Согласно п. 1.4.2 Контракта Работы, предусмотренные Контрактом, выполняются Подрядчиком в течение 90 календарных дней с момента подписания акта передачи объекта для выполнения работ, по истечении которых Подрядчик извещает Заказчика об окончании выполнения работ и предъявляет полный комплект исполнительной документации, после чего Стороны совместно с представителями СПб ГБУ "Служба заказчика" и УГС КГА осуществляют сдачу-приёмку выполненных работ, которая включает проверку: качества выполненных работ, их объёма, правильности составления исполнительной документации.
Согласно акта от 09.09.2022 объект передан Подрядчику для выполнения работ, в связи с чем, конечный срок выполнения Работ - 08.12.2022.
В ходе выполнения капитального ремонта Подрядчиком неоднократно нарушены условия контракта, касающиеся порядка и сроков выполнения работ, допущены, отступления от проектной документации, а также, требований строительных норм и правил.
Указанные нарушения фиксировались в порядке, предусмотренном п. 4.16. контракта, рекламационными актами от 15.09.2022, 09.12.2022, 10.01.2023, 04.04.2023, 01.06.2023, 04.07.2023, 13.09.2023, 13.10.2023, 16.11.2023 составленными в присутствии представителя Подрядчика Заказчиком совместно с представителем СПб ГБУ "Служба заказчика", также, нарушения условий Контракта зафиксированы актами выявленных недостатков от 25.11.2022, 31.05.2023, 26.10.2023, а также, актами от 16.01.2023 и 19.01.2023 по факту протечки потолка в помещениях 2-го этажа здания СПб ГБУ СОН "КЦСОН Колпинского района Санкт-Петербурга" по адресу: СПб, г. Колпино, ул. Стахановская, д. 17, литера А и протоколом совещания от 26.10.2023 о ходе исполнения контракта.
В установленные контрактом сроки Работы Подрядчиком не выполнены, нарушения, в сроки, установленные Заказчиком в рекламационных актах, не устранены.
24.11.2023 Подрядчик разместил документ о приёмке N 20. При этом исполнительная документация, предусмотренная условиями контракта, подтверждающая выполнение объёмов и видов работ, а также, подтверждающая качество и годность работ Подрядчиком в порядке, установленном п.п. 3.1.30, 6.19 Контракта не предоставлена.
27.11.2023, в соответствии с п. 6.11. контракта для проверки представленного Подрядчиком результата выполненных Работ, предусмотренных Контрактом, в части соответствия их объёма и качества требованиям контракта Заказчиком проведена экспертиза.
По результатам экспертизы представителем Заказчика были выявлены отсутствие исполнительной документации, нарушения условий Контракта, а также строительных норм и правил при выполнении работ, выявлены отступления от проектной документации, в связи с чем представителем Заказчика по результатам экспертизы составлено заключение согласно которому Подрядчиком работы не выполнены, документация, предусмотренная контрактом не представлена, объект не готов к сдаче.
28.11.2023 на основании п. 6.22 Контракта, в связи с поступлением от Подрядчика документа о приёмке Заказчиком 29.11.2023 была инициирована приёмка и проверка выполнения Работ, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта, о дате и времени приёмки Заказчик письменно уведомил Подрядчика и СПб ГБУ "Служба заказчика".
В ходе приёмки работ Заказчик актом от 29.11.2023 выявленных в ходе приёмки нарушений зафиксировал отсутствие исполнительной документации, нарушения условий контракта, а также строительных норм и правил при выполнении работ, отступления от проектной документации, в связи с чем, на основании пп. а) п. 6.22. контракта в этот же день сформировал и разместил в ЕИС в сфере закупок подписанный усиленными электронными подписями членов приёмочной комиссии мотивированный отказ от подписания документа о приёмке с указанием причин такого отказа с указанием срока для устранения недостатков послуживших основанием для отказа от приёмки результата работ.
В сроки, установленные Заказчиком в мотивированном отказе, Подрядчик недостатки не устранил, Работы не выполнил, исполнительную документацию в установленном контрактом порядке Заказчику не направил, результат исполнения контракта к приёмке не представлен.
Таким образом, по состоянию на 01.12.2023 Подрядчиком не исполнены обязательства по контракту, работы, предусмотренные контрактом не выполнены, исполнительная документация, предусмотренная контрактом не представлена, срок окончания работ нарушен на 358 дней.
На основании вышеизложенного, в связи с ненадлежащим исполнением Участником своих обязательств, Заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения Контракта, предусмотренное п. 14.11 Контракта, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 01.12.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 12.12.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, следующее.
ООО "Мерадом" добросовестно исполняло Контракт и в настоящий момент все Работы фактически выполнены.
Нарушение сроков выполнения Работ было связано с необходимостью неоднократного нанесения антивандального покрытия по причине того, что после первоначального нанесения появились дефекты, что вынуждало Исполнителя переделывать эти Работы многократно с перенесением на благоприятные для этого агроклиматические периоды.
Помимо этого, объект передан Подрядчику для выполнения работ только 09.09.2022 (при условии того, что Контракт был подписан 05.07.2022), что влияет на возможность выполнения Работ в связи с погодными условиями в зимний период.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Мерадом" реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ООО "Мерадом" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Мерадом" (ИНН: 7805611460), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 20 декабря 2023 г. N РНП-78-1815/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.12.2023