Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
с участием представителей:
СПб ГКУ "Жилищное агентство Петродворцового района Санкт-Петербурга" (далее - Заказчик): по доверенности,
ООО "Контитент" (далее - Участник, Подрядчик): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 33545-ЭП/23 от 19.12.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по благоустройству территории (в рамках реализации мероприятий проекта "Комфортная городская среда") по адресу: пос. Стрельна, Волхонское шоссе, уч. 49 (спортивный кластер), 4 этап (извещение N 0172200005423000111),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 08.06.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении открытого электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству территории (в рамках реализации мероприятий проекта "Комфортная городская среда") по адресу: пос. Стрельна, Волхонское шоссе, уч. 49 (спортивный кластер), 3 этап (извещение N 0172200005423000111) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта -39 919 588,88 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 06.07.2023 N ИЭА2 (далее - Протокол) победителем Аукциона признано ООО "Контитент".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Контитент" заключен государственный контракт N 01722000054230001110001 от 10.05.2023 на сумму 39 682 802,56 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 10.9 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 08.12.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Контитент".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы по благоустройству территории (в рамках реализации мероприятий проекта "Комфортная городская среда") по адресу: пос. Стрельна, Волхонское шоссе, уч. 49 (спортивный кластер), 6 этап (далее - Работы).
В соответствии с п. 3.3 Контракта Работы по Контракту выполняются Подрядчиком поэтапно в соответствии с Календарным планом выполнения Работ (Приложение N 3 к Контракту) и условиями Контракта. Объем выполняемых Работ определяется Контрактом.
Согласно календарному плану выполнения работ по контракту (Приложение N 3 к Контракту) окончание срока выполнения работ по этапу выполнения работ N 1 - 31.07.2023; N2 - 11.09.2023; N3 - 30.10.2023.
По состоянию на 08.12.2023 Работы по Контракту не выполнены, а именно не выполнены работы, предусмотренные пунктами локальной сметы (приложение N2 к Контракту) 8 - 0,7038 т; 8.1 - 46 шт; 9 - 0,0125 (1000 м3);10-0,1040 (100м3); 10.1 - 10,6040 м3; 10.2 - 98,9 м; 11- 1,196 м3; 11.1 - 1,5548 м3.
В связи с просрочкой исполнения обязательств по Контракту Заказчиком были начислены пени в сумме 322091,90 руб. и 808052,58 руб. соответственно (претензии N10-1082/23-1-0 от 22.11.2023 и N10-1135/23-0-0 от 01.12.2023)
Таким образом, по мнению Заказчика, Подрядчик существенно нарушил обязательства по Контракту.
В связи с вышеизложенным на основании п. 2 ст. 715 Гражданского кодекса РФ, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 10.9 Контракта Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 08.12.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 19.12.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, следующее.
Весь объем работ по благоустройству территории (в рамках реализации мероприятий проекта "Комфортная городская среда") по адресу: пос. Стрельна, Волхонское шоссе, уч. 49 (спортивный кластер) был разбит Заказчиком на 13 отдельных этапов, каждый из которых соответствовал конкретному государственному контракту, а объемы и виды работы были определены Заказчиком в локальных сметах к данным государственным контрактам.
В соответствии с п. 1.4. Государственного контракта N01722000054230000860001 от 10.05.2023 г. начало выполнения работ: с момента подписания сторонами Акта передачи объекта для выполнения работ. Акт должен быть подписан сторонами в течение 2 (двух) рабочих дней с момента направления Заказчиком Подрядчику уведомления о начале выполнения работ. Объект был передан Заказчиком Подрядчику только 31.05.2023 г., что подтверждается соответствующим Актом передачи объекта в работу от 31.05.2023 г., т.е. спустя 21 день с даты подписания сторонами Контракта по 3 этапу.
В соответствии с п. 1.4. Государственного контракта N01722000054230001110001 от 25.07.2023 г. работы осуществляются в два этапа: - этап N 1 начинается с момента подписания Сторонами акта передачи объекта для выполнения работ (далее - акт). Акт должен быть подписан сторонами в течение 2 (двух) рабочих дней с момента направления Заказчиком Подрядчику уведомления о начале выполнения работ. Окончание этапа: 01.09.2023 г.
- этап N 2 - 16.08.2023 г. - 14.11.2023 г.
Письмом от 31.07.2023 г. Заказчик пригласил Подрядчика на передачу объекта для производства работ. Письмом - исх.N38 от 03.08.2023 г. Подрядчик запросил недостающую для производства работ документацию и сообщил о том, что для начала работ необходимо завершение работ на объекте другим подрядчиком. Письмом исх.N39 от 07.08.2023 г. Подрядчик запросил Заказчика согласовать размещение строй городка, размещение информационного щита, предоставить в бумажном виде тома рабочей документации, вынести в область скейт-парка 4 репера с высотными отметками.
В ответ Заказчик письмом от 17.08.2023 г. сообщил, что рабочая документация направлена на адрес электронной почты, вынесение высотных отметок согласовано 09.08.2023 г., предложил направить в срок до 21.08.2023 г. график производства работ, необходимый в связи с проведением на данной территории работ другими подрядными организациями. Письмом Исх. N 41 от 15 августа 2023 года Подрядчик сообщил, что "В связи с большим объемом земляных работ смежного подрядчика ООО "CK "ПРИРОДА-СЕРВИС" на площадке, окончание первого этапа к 15.08.2023 года невозможно".
Заказчиком направлена претензия от 23.08.2023r. о просрочке работ. Письмом исх. N 44 от "24" августа 2023 года Подрядчик дополнительно сообщил, что производство работ по выполнению разметки фундаментов под опоры и мачты освещения приостановлены подрядчиком ООО "СК "ПРИРОДА-СЕРВИС" в связи с прокладкой в этой зоне подземных коммуникаций. Так же, в связи с изменением ООО "CK "ПРИРОДА-СЕРВИС" схем прокладки кабелей, скорее всего, будут перенесены места размещения точек освещения. В связи с этим Подрядчик предоставит график своих работ после получения полной информации о работах ООО "CK "ПРИРОДА-СЕРВИС".
Письмом исх. N 45 от "24" августа 2023 года Подрядчик запросил документацию по устройству песчаного основания в месте в котором необходимо смонтировать скейт-парк для оформления паспорта объекта в части оформления искусственного основания.
Письмом исх. N 46 от "25" августа 2023 года Подрядчик в ответ на претензию Заказчика сообщил о том, что до сих пор не устранены замечания, выявленные при приемке объекта в работы, а также не согласован график работ другого подрядчика ООО "CK "ПРИРОДА-СЕРВИС".
В ответ, письмом от 30.08.2023 г. Заказчик сообщил, что рабочая документация направлена по электронной почте 01.08-08.08.2023 г. Корректировка рабочей документации была направлена 24.08.2023 г.
Письмом исх. N 47 от 28 августа 2023 года Подрядчик попросил согласовать визуализацию, размеры и техническое описание по бетонному скейт-парку.
В ответ, письмом от 28.08.2023 г. Заказчик согласовал размеры, но указал на расхождения с техническими характеристиками по приложению N4 Контракта.
Письмом исх. N 55 от 05 сентября 2023 года Подрядчик в ответ на претензию Заказчика сообщил об обстоятельствах, препятствующих проведению работ: линейные размеры скейт парка в техническом задании и в согласованной визуализации не соответствуют; Заказчик не направил акт (информацию) о искусственном основании под скейт-парком; не составлен совместный трафик с ООО "СК "ПРИРОДА-СЕРВИС"; выявлены несоответствия в размерах в чертеже фундаментов под опоры; не получен правильный чертеж закладных конструкций; работы ООО "СК "ПРИРОДА-СЕРВИС". Подрядчик указал, что данные обстоятельства замедляют или делают невозможными своевременное проведение работ.
B ответ, письмом от 08.09.2023 г. Заказчик сообщил, что акт на основание скей-парка направлен 30.08.2023r., корректировка рабочей документации направлена 24.08-07.09.2023 г. Заказчик признал ошибку в чертеже фундаментов под опоры и дал указания по этому вопросу.
Письмом исх. N 61 от 15 сентября 2023 года Подрядчик просил согласовать занижение опалубки для закладных под опоры освещения. В ответ, письмом от 19.09.2023r. Заказчик согласовал изменения.
Письмом исх. N 65 от "20" сентября 2023 года Подрядчик просит согласовать изменения по трибунам без изменения стоимости, предоставить RAL по всем элементам воркаутов. В ответ, письмом от 22.09.2023 г. Заказчик согласовал изменения.
Письмом исх. N 70 от "26" сентября 2023 года Подрядчик просит повторно предоставить RAL по всем элементам воркаутов. В ответ, письмом от 27.09.2023 г. Заказчик сообщил, что ранее 22.09.2023 г. уже направил согласование цвета и что поставляемое оборудование должно быть производства ООО "ПИОН".
Письмом исх. N 71 от 27 сентября 2023 года и Письмом исх. N 79 от "03" октября 2023 года Подрядчик сообщил, что при разбивке точек под закладные опоры освещения выяснилось, что 17 точек попадают под охранную зону земель газовой трубы среднего давления. Без участия Заказчика Подрядчик не может согласовать бурение в этой области. В ответ, письмом от 13.10.2023 г. Заказчик сообщил, что проектная организация ООО "ИНКОПРОЕКТ" должна согласовать размещение точек освещения в охранной зоне и сообщить подрядчику.
Письмом исх. N 87 от 11 октября 2023 года Подрядчик сообщил, что до сих пор не согласован Заказчиком чертеж опоры освещения, В ответ, письмом от 13.10.2023 г, Заказчик согласовал чертеж.
Письмом исх. N 91 от 23 октября 2023 года Подрядчик попросил согласовать поставку воркаут оборудования и предоставить RAL по всем eгo элементам. В ответ, письмом от 25.10.2023 г. Заказчик согласовал оборудование.
Письмом Исх. N 95 от "27" октября 2023 года Подрядчик сообщил, что из-за большого количества осадков грунт насытился влагой, а как проведение работ, согласно проектной документации возможно только в сухом грунте.
Подрядчик попросил согласовать работы по водопонижению без увеличения стоимости контракта, сообщил о своей готовности прибыть на рабочее совещание с участием проектной организации по этому вопросу. Письмом исх. N 98 от 01 ноября 2023 года Подрядчик попросил согласовать RAL опор освещения, указать место под посадку каштанов, выделить участок под устройства газонов. В ответ, письмом от 08.11.2023 г. Заказчик согласовал цвет, и предоставил информацию.
При указанных обстоятельствах, Участник настаивал, что смещение сроков выполнения работ по контракту произошло не по его вине, а в силу приведенных выше обстоятельств, что свидетельствует об отсутствии в его действиях признаков недобросовестного поведения.
В силу п. 1 ст. 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
В соответствии с п. 1 ст. 747 ГК РФ заказчик обязан своевременно предоставить для строительства земельный участок. Площадь и состояние предоставляемого земельного участка должны соответствовать содержащимся в договоре строительного подряда условиям, а при отсутствии таких условий обеспечивать своевременное начало работ, нормальное их ведение и завершение в срок.
Согласно п. 1 ст. 750 ГК РФ если при выполнении строительства и связанных с ним работ обнаруживаются препятствия к надлежащему исполнению договора строительного подряда, каждая из сторон обязана принять все зависящие от нее разумные меры по устранению таких препятствий. Сторона, не исполнившая этой обязанности, утрачивает право на возмещение убытков, причиненных тем, что соответствующие препятствия не были устранены.
В соответствии с п. 1 ст. 718 ГК РФ заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы. При неисполнении заказчиком этой обязанности подрядчик вправе требовать возмещения причиненных убытков, включая дополнительные издержки, вызванные простоем, либо перенесения сроков исполнения работы, либо увеличения указанной в договоре цены работы.
В случаях, когда исполнение работы по договору подряда стало невозможным вследствие действий или упущений заказчика, подрядчик сохраняет право на уплату ему указанной в договоре цены с учетом выполненной части работы (п. 2 ст. 718 ГК РФ).
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
В рассматриваемом случае Комиссией УФАС было установлено, что со своей стороны Участник, действуя добросовестно, предпринимал необходимые усилия, направленные на исполнение государственного контракта. Вместе с тем, по независящим от него причинам (наличие на участке второй подрядной организации, выполнявшей работы по иным этапам в рамках реализации мероприятий проекта "Комфортная городская среда", а также в силу погодных условий) Участник не смог исполнить обязательства в сроки, установленные государственным контрактом. Комиссией УФАС также принято во внимание, что по состоянию на 19.12.2023 государственный контракт исполнен и оплачен на 38 110 350,77 руб. из 39 466 385,34 руб.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ООО "Континет" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Контитент" (ИНН: 7841417860), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 25 декабря 2023 г. N РНП-78-1876/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.12.2023