Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов Комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е.В.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б. Ш.,
В присутствии представителей:
от заявителя - Ефимов В.В.
от заказчика - в отсутствии представителя,
от уполномоченного органа - Мурзина А.Н.,
УСТАНОВИЛ
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "Проектный институт территориального развития" на действия заказчика Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, уполномоченного органа - Комитета Ставропольского края по государственным закупкам по факту осуществления закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме N 0121200004723001530 "Разработка проектной документации по объекту "Ликвидация гидротехнического сооружения (плотины) на реке Кума в районе села Отказного Советского городского округа Ставропольского края" для обеспечения государственных нужд Ставропольского края".
Заявитель обжалует действия заказчика в части осуществления закупки.
Комиссия, выслушав доводы сторон, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
17.11.2023 г. уполномоченным органом согласно порядка взаимодействия с заказчиком в ЕИС было размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0121200004723001530 "Разработка проектной документации по объекту "Ликвидация гидротехнического сооружения (плотины) на реке Кума в районе села Отказного Советского городского округа Ставропольского края" для обеспечения государственных нужд Ставропольского края".
На участие в данной закупке было подано 2 заявки (из них соответствует требованиям: 1 ; отклонено: 1).
По мнению заявителя жалобы заявка отклонена неправомерно.
Комиссия рассмотрев позиции сторон пришла к следующему выводу:
1. Согласно разделу "Преимущества и требования к участникам" извещения закупки заказчиком установлены требования к участникам закупок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ:
"1. Участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации в области выполнения архитектурно-строительного проектирования, основанной на членстве лиц имеющей компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, за исключением случаев, когда членство в СРО не требуется, а именно: в случаях которые перечислены в статье 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 190 - ФЗ.
2. Для юридического лица: - копии документов (копии трудовых договоров и/или копии трудовых книжек и/или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации), подтверждающих наличие в штате специалиста, аттестованного в области промышленной безопасности; - копия выписки из протокола, выданная Территориальным органом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, по аттестации в области промышленной безопасности: Гидротехнические сооружения объектов водохозяйственного комплекса (В. 3) в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений". Для индивидуальных предпринимателей: - копия выписки из протокола, выданная Территориальным органом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, по аттестации в области промышленной безопасности: Гидротехнические сооружения объектов водохозяйственного комплекса (В. 3) в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений".
Данные требования также указаны в разделе 1 Приложения N 3 к Извещению.
В представленной заявке участника закупки с идентификационным номером 115482734 (податель жалобы) отсутствуют копии документов (копии трудовых договоров и/или копии трудовых книжек и/или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации), подтверждающих наличие в штате специалиста, аттестованного в области промышленной безопасности, а также отсутствует копия выписки из протокола, выданная Территориальным органом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, по аттестации в области промышленной безопасности: Гидротехнические сооружения объектов водохозяйственного комплекса (В. 3) в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений".
Заявка участника закупки с идентификационным номером 115482734 отклонена по пункту 2 части 12 статьи 48 Закона N 44-ФЗ в связи с отсутствием информации и документов, предусмотренных пунктом 3 части 6 статьи 43 Закона N 44-ФЗ, установленных извещением о проведении открытого конкурса (протокол подведения итогов от 08.12.2023 N 012120000473001530).
Таким образом, доводы заявителя в данной части необоснованны.
вместе с тем, в жалобе имеются доводы по обжалованию положений Приложения N 3 к извещению.
Вместе с тем, в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 105 Закона N 44-ФЗ жалобы на положения извещения об осуществлении закупки может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
2. В ходе внеплановой проверки установлены следующие нарушения:
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
- критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
- порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
Согласно ч. 8 ст. 32 Закона N 44 N ФЗ порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлен порядок оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее ПП N 2604).
Согласно п. 16 ПП 2604 для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
Согласно п. 19 ПП N 2604установлено:
Если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, не определяется количественным значением, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливается перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке.
Согласно п. 22 ПП N 2604 в случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, и значением количества присваиваемых баллов, а также в случае, если характеристика не определяется количественным значением, значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки", по шкале оценки. При этом документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются значения количества баллов, присваиваемые за предлагаемое (предлагаемые) участником закупки количественное значение (значения) характеристики объекта закупки или предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки.
Заказчиком в установлен следующий Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе:
" _. Показатель оценки "Качественные характеристики объекта закупки".
Детализирующий показатель оценки "Качество работ":
Для оценки по характеристике N 1 (качество работ) показателя "качественные характеристики объекта закупки" критерия "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" в соответствии с пунктом 19 Положения Заказчиком установлен перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке:
первое свойство: обеспечением надлежащей технологии выполнения работ.
Под обеспечением надлежащей технологии выполнения работ понимаются совокупность методов для достижения желаемого результата в рамках исполнения государственного контракта (далее - контракт), на право заключения которого проводится настоящий конкурс, включая последовательность действий, описание состава проведения работ, технологического процесса выполнения работ с учётом требований, установленных нормативно-техническими документами, действующим законодательством Российской Федерации и Описанием объекта закупки, в том числе концептуальных подходов и методологии выполнения работ с привязкой к объекту;
второе свойство: описание используемого оборудования
Под описанием используемого оборудования понимается перечень (наименование) используемого оборудования с привязкой к видам работ в соответствии с Описанием объекта закупки, характеристики указанного оборудования;
третье свойство: осуществление контроля качества выполнения работ.
Под осуществлением контроля качества выполнения работ понимаются методы, направленные на контроль качества результата выполненных работ _".
При этом, указанный выше показатель - "технология выполнения работ" не относится ни к одному из указанных в п. 16 Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 показателей оценки, присвоение баллов участникам закупки на основании данного показателя не может являться объективным, может привести к произвольному и необъективному присвоению баллов участникам закупки, подавшим заявки на участие в закупке.
Данный вывод так же подтверждается Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 апреля 2023 года по делу N А63-11792/2022.
Следовательно, порядок оценки конкурсных заявок, установленный Заказчиком, нарушает требования ПП N 2604 и ведет к ограничению участников закупки.
При таких обстоятельствах, Комиссией Ставропольского УФАС России по контролю в сфере закупок, в действиях заказчика установлены нарушения требований ч. 8 ст. 32, п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ, ПП N 2604.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Проектный институт территориального развития" на действия заказчика Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, уполномоченного органа - Комитета Ставропольского края по государственным закупкам по факту осуществления закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме N 0121200004723001530 "Разработка проектной документации по объекту "Ликвидация гидротехнического сооружения (плотины) на реке Кума в районе села Отказного Советского городского округа Ставропольского края" для обеспечения государственных нужд Ставропольского края" - необоснованный.
2. Доводы в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 105 Закона N 44-ФЗ жалобы на положения извещения об осуществлении закупки - не рассматривать.
3. По результатам проведения в порядке статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки признать действия заказчика ч. 8 ст. 32, п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ, ПП N 2604, в связи с чем выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г.В. Золина
Е.В. Вишневская
Члены комиссии
Б.Ш. Карпель
Исп.Карпель Б.Ш.
тел.(8652) 35-28-07, вн.026-285
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 19 декабря 2023 г. N 026/06/106-2862/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.12.2023