Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Заместитель председателя Комиссии, начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Пызиной Н.Г.,
Членов Комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е.В.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б. Ш.,
В присутствии представителей посредством системы видеоконференции "trueconf":
от Заказчика - в отсутствии представителя,
от ООО "Гранит" - Пенкин В.А.
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "Гранит" на
действия заказчика ФГБУ "СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ САНАТОРНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР МЧС РОССИИ" по факту осуществления закупки путем проведения открытого аукциона в электронной форме N0321100034623000086 "Оказание услуг по обслуживанию системы пожарной сигнализации."
Заявитель обжалует действия заказчика в части осуществления закупки.
В ходе проведенной внеплановой проверки в соответствии со ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона N 44-ФЗ) Комиссия установила следующее.
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона N44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
- требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования);
В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона N44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
Согласно ч. 1 ст. 33 Закона N44-ФЗ Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;
4) описание объекта закупки должно содержать изображение поставляемого товара, позволяющее его идентифицировать и подготовить заявку, если в таком описании содержится требование о соответствии поставляемого товара изображению товара, на поставку которого заключается контракт;
5) описание объекта закупки должно содержать информацию о месте, датах начала и окончания, порядке и графике осмотра участниками закупки образца или макета товара, на поставку которого заключается контракт, если в таком описании содержится требование о соответствии поставляемого товара образцу или макету товара, на поставку которого заключается контракт;
6) описание объекта закупки должно содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с подпунктом "г" пункта 2 части 10 статьи 24 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. Положения настоящего пункта не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается контракт со встречными инвестиционными обязательствами в соответствии со статьей 111.4 настоящего Федерального закона;
7) поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки;
8) описание объекта закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должно содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, или типовую проектную документацию, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, за исключением случая, если подготовка таких проектных документаций, сметы в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в описание объекта закупки в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части, части 2 настоящей статьи.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона N44-ФЗ Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
18.12.2023 г. заказчиком было опубликовано извещение об осуществлении закупки путем проведения открытого аукциона в электронной форме N0321100034623000086 "Оказание услуг по обслуживанию системы пожарной сигнализации".
По мнению заявителя жалобы в закупке заявлены излишние требования к исполнителю, что не соответствует требованиям ч. 2 ст. 33 Закона N44-ФЗ.
1. п. 5 и 6 ТЗ -Требования к условиям поставки товара, выполнения работ, оказания услуг: оказание услуг осуществляется Исполнителем своими силами и средствами с даты заключения по 31 декабря 2024 года (включительно), ежедневно, по согласованию с ответственным лицом заказчика.
2. Охранно-пожарная сигнализация обслуживается путем круглосуточного пребывания специалиста Исполнителя на Объекте Заказчика; (стр. 5 ТЗ)
замена элементов питания CR123 и CR2032 на пожарных датчиках в объёме до 60% от общего количества установленных датчиков один раз в год при выходе из строя; (стр. 5 ТЗ)
3. При оказании услуг Исполнитель использует расходные материалы, комплектующие, сменные блоки, согласованные с Заказчиком. Расходные материалы, комплектующие, сменные блоки при оказании услуг приобретаются Исполнителем. (стр. 6 ТЗ )
4. Особые условия.
Для проведения работ по эксплуатации, техническому обслуживанию, оперативному устранению аварийных ситуаций и своевременному ремонту оборудования системы охранно-пожарной сигнализации на Объекте Заказчика дополнительно необходимо организовать службу дежурных техников ОПС с круглосуточным пребыванием на Объекте Заказчика. А также обеспечить необходимый комплект запасных частей, приборов, блоков систем и набор инструментов. По рабочим дням дополнительно к дежурным службам необходимо организовать службу текущего обслуживания. (стр. 7 ТЗ)
5. Допуск в Пожарную часть, где установлено приемное оборудование комплекса возможен на условиях соглашения с третьими лицами. (стр. 7 ТЗ)
6. Ремонт оборудования и замена неисправных элементов комплекса производится за счет Исполнителя на сумму не более 10 000,00 (десять тысяч рублей 00 копеек) в месяц. Расходные материалы (элементы питания) входят в стоимость ТО и не учитываются в расходах по ремонту и замене неисправных элементов комплекса. (стр. 7 ТЗ).
7. Исполнитель обязан:
- приступить к устранению неисправностей в Системах в течении 1 часа с момента обнаружения неисправности или принятия заявки от Заказчика;
- обеспечить за свой счет проведение специальных работ (верхолазные работы, работы на высоте, работы с привлечением альпиниста) при проведении планово-предупредительного ремонта и устранении неисправностей; (стр. 8 ТЗ)
Предметом закупки является Оказание услуг по обслуживанию системы пожарной сигнализации. Услуги по техническому обслуживанию регламентируются ГОСТ Р 59638-2021, ГОСТ Р 59639-2021, ГОСТ Р 59636-2021 , ГОСТ Р 54101-2010, РД 009-01-96, РД 009-02-96, РД 25.964-90.
Из которых не следует, что техник должен находиться на объекте круглосуточно. Техническое обслуживание системы, выполняется через установленные в эксплуатационной документации интервалы времени. п.6.4.2 ГОСТ Р 59638-2021 ТО необходимо выполнять согласно типовому регламенту, приведенному в таблице 1.
Приказом МЧС России N 806 определены категории лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности. К ним относятся лица, являющиеся ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона N 69-ФЗ руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Вместе с тем пунктом 4 Правил противопожарного режима, руководитель вправе назначить лиц, которые по занимаемой должности или по характеру выполняемых работ являются ответственными за обеспечение пожарной безопасности на объекте защиты.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона N 69-ФЗ лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.
Согласно п. 6 ПП РФ от 16.09.2020 N 1479 В отношении объекта защиты с круглосуточным пребыванием людей (за исключением торговых, производственных и складских объектов защиты, жилых зданий, объектов с персоналом, осуществляющим круглосуточную охрану) руководитель организации организует круглосуточное дежурство обслуживающего персонала и обеспечивает обслуживающий персонал телефонной связью, исправными ручными электрическими фонарями, средствами индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара. П. 56. Руководитель организации обеспечивает наличие в помещении пожарного поста (диспетчерской) инструкции о порядке действия дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок (устройств, систем) противопожарной защиты объекта защиты.
Согласно РД 25.964-90
1.1 Исполнитель оказывает хозоргану, эксплуатирующему установки (в дальнейшем - Заказчик), следующие услуги промышленного характера:
То и ремонт. ТО для поддержания работоспособности. Ремонт для устраняя неисправностей.
Услуги разового характера, оказываемые за отдельную плату.
1.2.2. В стоимость работ по ТО и Р включены работы по устранению характерных неисправностей, возникающих в процессе эксплуатации. Перечень этих работ определен эксплуатационной документацией и уточнен типовыми технологическими процессами на техническое обслуживание.
1.2.3. Стоимость израсходованных Исполнителем запасных частей оплачивается Заказчиком по действующим оптовым ценам с учетом транспортно-заготовительных расходов.
Стоимость других ремонтов взимается с Заказчика дополнительно.
2.4. На день проведения первичного обследования Заказчик обязан: обеспечить Исполнителя, при необходимости, средствами подъема на высоту и средствами индивидуальной защиты согласно правилам техники безопасности, действующим на объектах;
3.2. Для устранения отказа ТС установок в межрегламентный период Исполнитель должен прибыть на обслуживаемый объект по вызову Заказчика в сроки, определенные Договором. Эти
сроки не должны превышать (без учета выходных и праздничных дней):
для г.г. Москвы, Ленинграда и столиц союзных республик - не более шести часов;
для остальных городов и населенных пунктов - не более восемнадцати часов;
В случае поступления Исполнителю вызова от Заказчика во внерабочее время Исполнительдолжен прибыть на обслуживаемый объект на следующий день.
3.9.4. Обязанности Заказчика
3.9.4.1. Осуществлять эксплуатацию установок в соответствии с "Типовыми правилам технического содержания установок пожарной автоматики".
Пунктом 6.4 ГОСТ Р 59638-2021 и технической документацией завода изготовителя оборудования системы пожарной сигнализации (СПС) установлен порядок, регламент и периодичность проведения Технического обслуживания, замены и ремонта СПС.
Наличие договора на проведение работ по ТО и ППР установок пожарной автоматики специализированной организацией не снимает ответственности с руководителя объекта защиты за содержание и исправность установок пожарной автоматики.
Исходя из смысла указанных норм круглосуточное дежурство персонала объекта защиты должно быть организованно своими силами - ответственным за пожарную безопасность персоналом санатория назначенных внутренним приказом, а лицензированная организация выполняет обслуживание и ремонт систем установленного оборудования, в данном случае - пожарной защиты, и не является штатным работником объекта защиты. Ведет свое дежурство круглосуточной диспетчеризации вызовов о неисправностях и сработках пожарной сигнализации на обслуживаемых объектах.
Круглосуточное пребывание техников на объекте, ничем не обоснованно и никак не относится к оказываемой услуге.
П. 2.2.7 РД 009-01-96 предусмотрена обязанность заказчика на объекте должны иметь резервный запас пожарных из вещателей каждого типа для замены неисправных или выработавших свой ресурс в количестве не менее 10% от установленных. Такой резерв как правило предусматривается в том числе и проектной документацией системы пожарной сигнализации.
Техническое обслуживание - это в первую очередь услуга, а не поставка оборудования, выполняемое через установленные в эксплуатационной документации интервалы времени (п.3.5 ГОСТ Р 54101-2010) ТО системы должно осуществляться на плановой основе и проводиться с периодичностью, установленной регламентом на проведение ТО системы, при этом должно обеспечиваться выполнение плана проведения и процедур ТО систем (5.1.2 ГОСТ Р 54101-2010).
Отсутствие в штате специального персонала является нарушением требований пожарной безопасности, персональная ответственность за которое лежит на руководителе. Такой мотив не может служить поводом возложения излишних обязанностей, не относящихся к деятельности обслуживающей организации (имеющей лицензию МЧС), так как она не предназначена для выполнения функции дежурного персонала объекта.
Такие требования закупки к оказанию услуг являются избыточными.
Доводы заявителя жалобы обоснованны.
Таким образом, в действиях заказчика установлены нарушения требований ст. 42, 33 Закона N44-ФЗ.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Гранит" на действия заказчика ФГБУ "СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ САНАТОРНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР МЧС РОССИИ" по факту осуществления закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме N0321100034623000086 "Оказание услуг по обслуживанию системы пожарной сигнализации" - обоснованной.
2. По результатам проведения в порядке статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки признать действия заказчика - ФГБУ "Северо-Кавказский специализированный Санаторно-Реабилитационный центр МЧС России" нарушившими требования ст. 42, 33 Закона N44-ФЗ, в связи с чем выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии Н.Г. Пызина
Е. В. Вишневская
Члены комиссии
Б.Ш. Карпель
Исп.Карпель Б.Ш.
тел.(8652) 35-28-07, вн.026-285
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 25 декабря 2023 г. N 026/06/106-2943/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.12.2023