Резолютивная часть решения оглашена 22.12.2023
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок, Федеральный Закон N 44-ФЗ) рассмотрела жалобу ИП Козлова Ю.Л. на действия комиссии при проведении электронного аукциона на приобретение в муниципальную собственность жилого помещения в г. Владимир для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (извещение N 0828600001923000214) в присутствии представителя уполномоченного органа и заказчика, представителя ИП Козлова Ю.Л.
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N 033/06/48-950/2023 Комиссия Владимирского УФАС России,
УСТАНОВИЛА:
18.12.2023 года во Владимирское УФАС России поступила жалоба ИП Козлова Л.Ю. (далее - заявитель) на действия комиссии при проведении электронного аукциона на приобретение в муниципальную собственность жилого помещения в г. Владимир для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (закупка N 0828300008122000063).
По мнению заявителя, аукционная комиссия необоснованно признала заявку ИП Козлова Ю. Л. на участие в указанной закупке не соответствующей требованиям извещения о проведении закупки и законодательства о контрактной системе в сфере закупок по следующим основаниям:
1. п.8 ч.12 ст.48 Федерального закона N44-ФЗ, п. 4.1 раздела 4 приложения N3 к извещению
"Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" - выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке: согласно п. 7.1 проекта муниципального контракта, являющегося приложением N 4 к извещению об осуществлении закупки: "Жилое помещение принадлежит Продавцу (Исполнителю) на праве собственности, свободное от любых прав и притязаний третьих лиц, в том числе без обременений (жилое помещение не заложено, не продано, не подарено, не является предметом судебного спора, не передано в доверительное управление или в аренду, не находится под арестом или запретом на отчуждение, иным ограничением; отсутствуют лица сохраняющие право пользования жилым помещением)."
2. В составе заявки приложена нотариально заверенная доверенность от 05.12.2023 г. N 33 АА 2765664, в соответствии с которой Нестерова О.А. уполномочивает И.П. Козлова Ю.Л. продать за цену и на иных условиях по своему усмотрению, принадлежащую Нестеровой О.А. квартиру, для чего предоставила право участвовать в аукционе в электронной форме, без права получения денежных средств. В структурированной заявке участник закупки указал банковские реквизиты, не соответствующие реквизитам, указанные в вышеуказанной доверенности. Таким образом, заявка участника закупки содержит двоякое толкование банковских реквизитов.
Заявителю выдана для участия в данном электронном аукционе нотариальная доверенность, что соответствует положениям ч.3 ст.27 44-ФЗ и не может являться причиной отклонения.
Представитель заявителя пояснил, что в заявке указываются реквизиты расчетного счета участника закупки, который непосредственно и подает заявку, а им по доверенности, как раз и является ИП Козлов Ю.Л. Также интерфейсом электронной торговой площадки не предусмотрена вкладка для отдельного указания реквизитов собственника жилого помещения.
Таким образом, заявка ИП Козлова Ю.Л. на участие в указанной закупке в полной мере соответствует требованиям извещения о проведении закупки и законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
В силу изложенного, заявитель просит признать незаконными действия аукционной комиссии по отклонению заявки ИП Козлова Ю.Л. на участие в электронном аукционе N 0828600001923000214, провести внеплановую проверку по данной закупке.
В обоснование правомерности своих действий представитель уполномоченного органа пояснил следующее.
Согласно п. 7.1 проекта муниципального контракта, являющегося приложением N 4 к извещению об осуществлении закупки: "Жилое помещение принадлежит Продавцу (Исполнителю) на праве собственности, свободное от любых прав и притязаний третьих лиц, в том числе без обременений (жилое помещение не заложено, не продано, не подарено, не является предметом судебного спора, не передано в доверительное управление или в аренду, не находится под арестом или запретом на отчуждение, иным ограничением; отсутствуют лица сохраняющие право пользования жилым помещением)."
Проект контракта не содержит положений, согласно которым допускается продажа жилого помещения право собственности на которое возникнет у продавца в будущем.
Учитывая изложенное, жилое помещение не должно иметь каких-либо обременений, а Продавцом согласно условий муниципального контракта может быть только правообладатель жилого помещения.
Согласно сведениям, содержащимся в заявке ИП Козлова Ю. Л., к поставке предлагается квартира по адресу: Владимирская область, городской округ город Владимир, город Владимир, микрорайон Юрьевец, улица Ноябрьская, дом 107, квартира 3.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости, правообладателем квартиры по данному адресу является Нестерова О.А. Дата государственной регистрации права: 21.11.2006.
Таким образом, заявка участника закупки содержит недостоверную информацию, а именно участник закупки ИП Козлов Ю.Л. не является правообладателем квартиры, предлагаемой к поставке.
Так как регистрацию в единой информационной системе и аккредитацию на электронной площадке прошел ИП Козлов Ю.Л., участником закупки и является ИП Козлов Ю.Л.
Учитывая изложенное, в случае признания участника закупки ИП Козлов Ю.Л победителем закупки и заключения с ним контракта, такой участник закупки становится поставщиком по такому контракту.
Следует отметить, что согласно п. 2 ч. 1 ст. 94 Федерального Закона N44-ФЗ перечисление денежного обязательства, возникающего на основании контракта, третьему лицу, не являющемуся поставщиком по такому контракту, Федеральным Законом N44-ФЗ не предусмотрено.
В силу положений подпункта п) пункта 1 части 1 статьи 43 заявка на участие в закупке должна содержать в том числе реквизиты счета участника закупки, на который в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется перечисление денежных средств в качестве оплаты поставленного товара.
В составе заявки приложена нотариально заверенная доверенность от 05.12.2023 г. N 33 АА 2765664, в соответствии с которой Нестерова О.А. уполномочивает И.П. Козлова Ю.Л. продать за цену и на иных условиях по своему усмотрению, принадлежащую Нестеровой О.А. квартиру, для чего предоставила право участвовать в аукционе в электронной форме, без права получения денежных средств. В структурированной заявке участник закупки указал банковские реквизиты, не соответствующие реквизитам, указанным в вышеуказанной доверенности.
Таким образом, аукционная комиссия правомерно признала заявку ИП Козлова Ю.Л. на участие в указанной закупке не соответствующей требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок и извещения о проведении закупки.
В силу изложенного, представитель уполномоченного органа просит признать жалобу ИП Козлова Ю.Л. необоснованной.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок 05.12.2023 размещено извещение о проведении электронного аукциона по указанной закупке.
Начальная (максимальная) цена контракта: 2 999 598,28 руб.
При проведении электронного аукциона согласно подпункту а) пункта 1 части 5 статьи 49 Закон о контрактной системе в сфере закупок, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе в сфере закупок, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закон о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с частью 12 статьи 48 Закона о контрактной системе в сфере закупок заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 15.12.2023 года по окончании срока подачи заявок было подано 2 заявки от участников закупки с идентификационными номерами: 2, 1.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона заявка участника закупки с идентификационным номером 2 (заявитель жалобы - ИП Козлов Л.Ю.) отклонена на основании:
1. п.8 ч.12 ст.48 Федерального закона N44-ФЗ, п. 4.1 раздела 4 приложения N3 к извещению "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" - выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке: согласно п. 7.1 проекта муниципального контракта, являющегося приложением N 4 к извещению об осуществлении закупки: "Жилое помещение принадлежит Продавцу (Исполнителю) на праве собственности, свободное от любых прав и притязаний третьих лиц, в том числе без обременений (жилое помещение не заложено, не продано, не подарено, не является предметом судебного спора, не передано в доверительное управление или в аренду, не находится под арестом или запретом на отчуждение, иным ограничением; отсутствуют лица сохраняющие право пользования жилым помещением)."
2. В составе заявки приложена нотариально заверенная доверенность от 05.12.2023 г. N 33 АА 2765664, в соответствии с которой Нестерова О.А. уполномочивает И.П. Козлова Ю.Л. продать за цену и на иных условиях по своему усмотрению, принадлежащую Нестеровой О.А. квартиру, для чего предоставила право участвовать в аукционе в электронной форме, без права получения денежных средств. В структурированной заявке участник закупки указал банковские реквизиты, не соответствующие реквизитам, указанные в вышеуказанной доверенности. Таким образом, заявка участника закупки содержит двоякое толкование банковских реквизитов.
Что касается первого основания, согласно п. 7.1 Контракта (Приложении N 4 к извещению о проведении электронного аукциона) жилое помещение принадлежит Продавцу (Исполнителю) на праве собственности, свободное от любых прав и притязаний третьих лиц, в том числе без обременений (жилое помещение не заложено, не продано, не подарено, не является предметом судебного спора, не передано в доверительное управление или в аренду, не находится под арестом или запретом на отчуждение, иным ограничением; отсутствуют лица сохраняющие право пользования жилым помещением).
Вместе с тем, Закон о контрактной системе в сфере закупок не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки и проведения торгов. Следовательно, требование заказчика о наличии права собственности на квартиру в процессе подачи заявки на участие в закупке является неправомерным.
В силу пунктов 1, 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации Кодекса (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам.
Согласно пункту 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии со статьей 18 Жилищного кодекса Российской Федерации право собственности и иные вещные права на жилые помещения подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных Кодексом, данным кодексом и другими федеральными законами.
На основании статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами.
Государственная регистрация прав на указанные объекты недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости обязательна при государственной регистрации перехода таких прав, их ограничения и обременения объектов недвижимости или совершенной после дня вступления в силу Закона N 122-ФЗ сделки с указанным объектом недвижимости, если иное не установлено Кодексом и названным Федеральным законом.
Таким образом, государственная регистрация права собственности на недвижимое имущество в отдельных случаях не является обязательной. В качестве объекта закупки может выступать товар, находящийся в гражданском обороте, в отношении которого действующим законодательством предусмотрено лишь наличие права собственности.
Кроме того, исходя из статей 15, 69 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество может быть осуществлена одновременно с государственной регистрацией перехода таких прав либо одновременно с государственной регистрацией сделки с объектом недвижимости.
Более того, извещение о проведении закупки не содержало требования о том, что предлагаемая к поставке квартира должна быть в собственности у участника закупки. Положения проекта адресованы не участнику закупки, а лицу, признанному ее победителем.
Таким образом, аукционная комиссия, действуя в пределах своих полномочий, неправомерно признала заявку ИП Козлова Ю.Л. не соответствующей требованиям извещения о проведении закупки и законодательства о контрактной системе в сфере закупок по первому основанию.
Таким образом, следует вывод о том, что закупочная комиссия нарушила положения пункта 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Исходя из ч. 3 ст. 27 Закона о контрактной системе в сфере закупок участники закупки имеют право выступать в отношениях, связанных с осуществлением закупки, как непосредственно, так и через своих представителей. Полномочия представителей участников закупки подтверждаются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с гражданским законодательством.
Полномочия представителей участников закупки подтверждаются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно п. 1 ст. 185 Гражданского кодекса Российской Федерации доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами.
Таким образом, физическое лицо (собственник квартиры или жилого помещения) вправе принимать участие в закупках лично либо через своего представителя (при наличии соответствующей доверенности) после аккредитации такого лица на электронной площадке в порядке, установленном Законом о контрактной системе, в том числе подписывать контракт при наличии соответствующей доверенности.
В силу положений подпункта п) пункта 1 части 1 статьи 43 заявка на участие в закупке должна содержать в том числе реквизиты счета участника закупки, на который в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется перечисление денежных средств в качестве оплаты поставленного товара.
Как следует из материалов дела, в составе заявки приложена нотариально заверенная доверенность от 05.12.2023 г. N 33 АА 2765664, в соответствии с которой Нестерова О.А. уполномочивает ИП Козлова Ю.Л. продать за цену и на иных условиях по своему усмотрению, принадлежащую Нестеровой О.А. квартиру, для чего предоставила право участвовать в аукционе в электронной форме, без права получения денежных средств. В структурированной заявке участник закупки указал банковские реквизиты (реквизиты ИП Козлова Ю.Л.), не соответствующие реквизитам, указанным в вышеуказанной доверенности.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 94 Закона о контрактной системе в сфере закупок перечисление денежного обязательства, возникающего на основании контракта, третьему лицу, не являющемуся поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по такому контракту, законодательством о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрено.
Таким образом, аукционная комиссия, действуя в пределах своих полномочий, правомерно признала заявку ИП Козлова Ю.Л. не соответствующей требованиям извещения о проведении закупки и законодательства о контрактной системе в сфере закупок по второму основанию.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Козлова Ю.Л. на действия комиссии при проведении электронного аукциона на приобретение в муниципальную собственность жилого помещения в г. Владимир для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (извещение N 0828600001923000214) по доводам, изложенным в ней, частично обоснованной (в части довода 1).
2. Признать заказчика нарушившим требования пункта 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выдавать ввиду того, что выявленное нарушение не повлияло на результат рассмотрения заявки подателя жалобы.
4. Передать материалы настоящего дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок уполномоченному должностному лицу Владимирского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
тел.8-4922-53-39-54
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 22 декабря 2023 г. N 033/06/48-950/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.12.2023