Резолютивная часть оглашена
20.12.2023 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), жалобу ООО "Проектсервисмонтаж" на положения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме по объекту: Оказание услуг по актуализации автоматизированного банка дорожных данных "Титул-2005" и формированию системы по управлению состоянием автомобильных дорог по результатам комплексного специального обследования автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Самарской области: технический учёт и паспортизация, проведение диагностических работ и оценка транспортно-эксплуатационного состояния дорог, разработка и корректировка проектов организации дорожного движения, формирование базы дорожных данных (извещение N 0842200002123000304, начальная (максимальная) цена контракта - 19 664 700,05 руб.),
в присутствии представителей до и после перерыва: от Заказчика, Уполномоченного органа, Заявителя (с надлежаще оформленными доверенностями),
У С Т А Н О В И Л А:
В Самарское УФАС России поступила жалоба на действия Заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме.
Согласно доводам жалобы Заказчиком при формировании закупки допущены нарушения, так:
1. Установленный Заказчиком порядок оценки не соответствует положениям Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N2604.
2. Неправомерно описан объект закупки, в части указания ПО Титул-2005, так как данное ПО ограничивает конкуренцию. Заявленные Заказчиком требования в части использования определенной информационно-аналитической базы дорожных знаков Титул-2005 установлены в нарушение требований статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Заказчиком не указано в техническом задании, что подрядчиком должен быть разработан ПОДД на ортофотоплане высокого разрешения.
На основании вышеизложенного, Заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении допущенных при осуществлении Закупки нарушений.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа с доводами жалоб не согласились, просили в удовлетворении жалоб отказать, указывая на отсутствие нарушений, Заказчик, Уполномоченный орган предоставили письменные возражения на жалобу, запрашиваемые документы.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалоб, извещение об аукционе, приложения к извещению и проведя, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
1. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует, в том числе, критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 3 ПП РФ N 2604 от 31.12.2021 для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Согласно пункту 8 ПП РФ N 2604 от 31.12.2021 в случае применения показателей оценки по критериям оценки, предусмотренным подпунктами "в" и "г" пункта 3 настоящего Положения:
а) применяются детализирующие показатели;
б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;
в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.
Согласно извещению N 0842200002123000304 в разделе "Объект закупки" указан код позиции 63.11.11.000, что соответствует коду ОКПД2 63.11.11.000 "Услуги по обработке данных". Вместе с тем заявитель в жалобе указывает что в извещении установлен код 42.11.20.300 "Работы по содержанию автомобильных дорог", что в свою очередь не соответствует действительности.
В соответствии с требованиями подпункта "в" пункта 24 Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 (ред. от 31.10.2022) "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление) в качестве показателя оценки установлен показатель "наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта". В соответствии с требованиями подпункта "а" пункта 28 Постановления установлен детализирующий показатель оценки "общая цена исполненных участником закупки договоров".
Предметом закупки является "Оказание услуг по актуализации автоматизированного банка дорожных данных "Титул-2005" и формированию системы по управлению состоянием автомобильных дорог по результатам комплексного специального обследования автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Самарской области и искусственных сооружений: технический учёт и паспортизация, проведение диагностических работ и оценка транспортно-эксплуатационного состояния дорог, разработка и корректировка проектов организации дорожного движения, формирование базы дорожных данных", что соотносится с выбранным кодом 63.11.11.000 "Услуги по обработке данных".
Таким образом, Заказчиком в извещении в порядке оценки установлен показатель о наличии опыта, связанного с предметом контракта
Довод признается необоснованным.
2. Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а)сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б)несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в)осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г)осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пояснениям Заказчика "требования обусловлены тем, что Заказчик начал формировать автоматизированный банк дорожных данных с начала 2008 года на базе программного комплекса "Титул-2005". Программный комплекс, ежегодно модернизируется и обновляется, актуализируются данные. Имеющиеся передвижные дорожные лаборатории позволяют автоматизировано передавать данные измерений в ПК "Титул-2005.
Банк дорожных данных содержит полную информацию о количественных и качественных характеристиках автомобильных дорог и их элементах, искусственных сооружениях, расположенных на автодорогах. Банк дорожных данных используется, как основная база данных при расчете объемов работ при разработке проектной документации на ремонты, автоматизированная передача данных в систему СКДФ (система контроля дорожных фондов). Все вышеперечисленные программы позволяют заказчику кратно увеличить эффективность выполняемых работ и их качество.
В случае формирования цифрового варианта результата оказанных услуг на программном обеспечении, не позволяющем обеспечить интеграцию с используемым заказчиком ПО, у Заказчика сформируется, фактически, еще одна (или несколько) альтернативная база дорожных данных, для которой потребуется обеспечить ее техническое обслуживание, обучение сотрудников заказчика работы в ней, а главное для работы с такими данными (в альтернативной ПО) будет невозможно использовать в комплексе (как единое целое) с накопленными с 2008 года данными из "Титул- 2005".
При этом задание на оказание услуг не обязывают подрядчика при выполнении работ использовать в обязательном порядке банк дорожных данных "Титул-2005", а лишь разъясняют, что используемая им передвижная лаборатория, включая программно-измерительный комплекс в ее составе для выполнения работ по бесшовной панорамной видеосъёмки 360°, должна быть совместима с таким банком дорожных данных, ранее установленным у государственного заказчика и функционирующим у него в настоящее время. Конкретное наименование видеоборудования, в отличие от его технических характеристик, в задании - не приведено".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит в выводу, что слова "или эквивалент" в извещении об осуществлении закупки аукционе не указаны правомерно, так как в соответствии с п./п. б) п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком.
Довод признается необоснованным.
3. В соответствии с заданием на оказание услуг ПОДД разрабатываются в соответствии с приказом Минтранса России от 30.07.2020 N274 "Об утверждении Правил подготовки документации по организации дорожного движения".
При этом, в соответствии с заданием на оказание услуг ПОДД должны разрабатываться и передаваться исключительно в формате АБДД "Титул- 2005", в связи с тем, что у заказчика установлен АБДД "Титул-2005".
Заказчик вправе включить в документацию о закупке такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. Заказчик устанавливает требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом, в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 "Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) указание заказчиком особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что сформулированные заказчиком требования к объекту закупки привели к необоснованному ограничению количества участников аукциона.
Довод признается необоснованным.
Кроме того, при рассмотрении жалобы Обществом заявлены доводы о нарушении Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Часть 1 статьи 1 Закона о контрактной системе устанавливает, что Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся:
1) планирования закупок товаров, работ, услуг;
2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) заключения предусмотренных Законом о контрактной системе контрактов;
4) особенностей исполнения контрактов;
5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг;
6) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг;
7) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Часть 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции устанавливает, что 1 Закон о защите конкуренции определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:
1) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
2) недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
Главой 4 Закона о защите конкуренции установлены специальные нормы, устанавливающие антимонопольные требования к торгам.
Ввиду указанного антимонопольный орган не осуществляет рассмотрение обращений (заявлений, жалоб) о нарушении антимонопольного законодательства в порядке главы 6 Закона о контрактной системе, который регламентирует порядок рассмотрения жалоб на нарушение требований законодательства о контрактной системе.
Таким образом, обращения о нарушении антимонопольного законодательства при осуществлении торгов в порядке, предусмотренном законодательством о контрактной системе, подлежат рассмотрению в соответствии с требованиями, установленными статьей 44 Закона о защите конкуренции, которая предусматривает специальные сроки рассмотрения обращения и требования к содержанию обращения (заявления).
При этом настоящее решение не лишает Подателя жалобы права обратиться с заявлением в адрес антимонопольного органа в порядке, предусмотренном статьей 44 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "Проектсервисмонтаж" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 25 декабря 2023 г. N 579-11666-23/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.12.2023