Резолютивная часть оглашена
26.12.2023 г.о.Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Комиссия Самарского УФАС России)
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение Министерства лесного хозяйства охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - Заказчик, Минлесхоз) о включении сведений ООО "Волжский магистральный коллектор" (далее - ООО "ВМК", Общество, Подрядчик) в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам электронного аукциона на выполнение работ по защите и воспроизводству лесов на территории земель лесного фонда Кинельского лесничества Самарской области с одновременной продажей лесных насаждений (ЛОТ 2) (извещение N 0142200001323016324 , начальная (максимальная) цена контракта - 101 567,47 руб.),
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступило обращение Заказчика о включении сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков, из которого следует, что Исполнитель не исполнил надлежащим образом обязательства, предусмотренные контрактом, в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлении сведений об Обществе в Самарское УФАС России для включения информации в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе.
Комиссия Самарского УФАС России, исследовав материалы, представленные для рассмотрения указанного обращения и проведя проверку, установила следующее.
14.08.2023 года Минлесхоз и ООО "ВМК" заключили контракт N 0142200001323016324_247182 на выполнение работ по защите и воспроизводству лесов на территории земель лесного фонда Кинельского лесничества Самарской области с одновременной продажей лесных насаждений (далее - Контракт).
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта Исполнитель обязуется выполнить, а Заказчик обязуется принять и оплатить работы по защите и воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений на землях лесного фонда в Самарской области в соответствии с техническим заданием на выполнение работ (приложение N 1 к Контракту), календарным планом выполнения работ (приложение N 2 к Контракту).
Общий срок окончания выполнения работ - 30.11.2023 г.
Работы по проходной и выборочной санитарной рубке выполняются частями согласно приложению N 2 к Контракту "Календарный план выполнения работ": 31 августа 2023 г. - 1,0 га, 30 сентября 2023 г. - 1,5 га, 31 октября 2023 г. - 1,5 га, 30 ноября 2023 г. - 1,0 га. Общий объем работ по проходной и выборочной санитарной рубке за август - ноябрь месяцы 2023 года составляет 5,0 га.
По состоянию на 28.11.2023 Исполнителем работы по Контракту не начаты, очищенной территории не имеется.
Указанные нарушения подтверждаются актом заключительного осмотра лесосеки от 28.11.2023 N 6 на территории Кинельского участкового лесничества, актом заключительного осмотра лесосеки от 28.11.2023 N 1 на территории Советского участкового лесничества, составленными в ходе проверок выполнения работ но проходной и выборочной санитарной рубке, письмами Заказчика в адрес Исполнителя от 02.10.2023 N МЛХ-05-01/19298, от 10.10.2023 N МЛХ- 05-01/19924, протоколом совещания от 11.10.2023 по вопросу: "Выполнение работ по защите и воспроизводству лесов на территории земель лесного фонда Безенчукского и Большеглушицкого, Кинельского, Кинель-Черкасского лесничеств Самарской области в рамках заключенных государственных контрактов", отчетами Исполнителя о выполненных работах от 04.09.2023 N 2, от 04.09.2023 N 1, от 04.10.2023 N 2, от 04.10.2023 N 1, от 03.11.2023 N 6, от 03.11.2023 N5.
В связи с вышеизложенным, на основании ст. 715 Гражданского кодекса РФ, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 10.6 Контракта Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из части 9 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Заказчиком были осуществлены следующие мероприятия по выполнению требований надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта:
06.12.2023 решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта размещено в ЕИС.
Таким образом, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 19.12.2023.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из представленных ООО "ВМК" пояснений и документов следует, что в период заключения Контракта от 14.08.2023 г. N 0142200001323016324_247182 были заключены два контракта:
- от 14 августа 2023 г. контракт N 0142200001323016330_247182, на выполнение работ по защите и воспроизводству лесов на территории земель лесного фонда Кинель-Черкасского лесничества Самарской области с одновременной продажей лесных насаждений.
- от 01 сентября 2023 г. контракт N 0142200001323017347_247182, на выполнение работ по защите и воспроизводству лесов на территории земель лесного фонда Безенчукского и Большеглушицкого лесничеств Самарской области с одновременной продажей лесных насаждений.
После подписания контрактов Исполнителем были проведены платежи по выкупу лесных насаждений (подтверждается копиями платежных поручений, представленных Комиссии Самарского УФАС), что подтверждает намерение Исполнителя выполнить условия контрактов по проведению санитарных рубок и рубок ухода.
Для обеспечения выполнения контрактов до момента подписания контрактов были проведены переговоры с субподрядчиком, который заявил о готовности выполнить полный объем работы в установленные сроки.
В последующем были проведены встречи и выезды в районы для встречи с представителями лесничеств на местах совместно с субподрядчиком, обговорены условия работы и требования по безопасности.
По запросу субподрядчика были заключены договоры на приобретение материалов, техники и оборудования необходимого для выполнения работ. Большая часть оборудования отсутствовала в наличии и были прописаны сроки производства и поставки (подтверждается копиями документов, представленных Комиссии Самарского УФАС).
После объезда делянок, Обществом были составлены и согласованы с лесничествами технологические карты лесосечных работ со схемой разработки лесосеки (копии карт представлены Комиссии Самарского УФАС).
Обществом с субподрядчиком был заключен договор N 1 от 13.10.2023 на выполнение лесохозяйственных работ (подтверждается копиями документов, представленных Комиссии Самарского УФАС).
Субподрядчику было передано оборудование и часть техники для начала выполнения работ, а также был проведен авансовый платеж для оплаты предстоящих работ (подтверждается копиями документов, представленных Комиссии Самарского УФАС).
Однако субподрядчик в согласованное время на выполнение работ не вышел. В течении 2-х недель были обещания начать работу, но работа была не начата.
На 22.12.2023 оборудование, материалы, техника и денежные средства субподрядчиком так и не возвращены. Ведется переписка и претензионная работа для обращения в суд и полицию (подтверждается копиями документов, представленных Комиссии Самарского УФАС).
11.10.2023 была проведена комиссия в Министерстве лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, где были даны пояснения по текущей ситуации и определены крайние сроки для начала выполнения работ (подтверждается копиями документов, представленных Комиссии Самарского УФАС).
После комиссии было принято решение о срочном наборе сотрудников - лесорубов и дополнительном приобретении оборудования для обеспечения выполнения условий контрактов. Было принято 12 человек, которых обеспечили необходимым оборудованием и техникой.
Данные лесорубы - сотрудники ООО "ВМК" были отправлены на разные делянки, по двум другим контрактам, где работы были выполнены, что подтверждается актами заключительного осмотра лесосеки.
Было запланировано, что после окончания работ по другим контрактам лесорубы перейдут и на последний контракт (Кинельское лесничество).
Однако погодные условия сместили сроки выполнения работ и ООО "ВМК" не успели приступить к выполнению данного контракта (копия справки по погодным условиям представлена Комиссии Самарского УФАС).
Из представленных документов следует, что Общество имело намерение исполнить Контракт, в связи с чем признаки недобросовестного поведения ООО "ВМК" в данном случае отсутствовали.
Кроме того, в единой информационной системе в реестре контрактов содержится сведения о добросовестном осуществлении Обществом предпринимательской деятельности, что подтверждается наличием заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе контрактов, размещенных на официальном сайте zakupki.gov.ru.
Ранее в Самарское УФАС России обращений о рассмотрении вопроса о включении ООО "ВМК" не поступало.
Из части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Основанием для включения информации в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем электронного аукциона и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке заказчика о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Закон о контрактной системе не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о подрядчике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
В рассматриваемом случае Комиссия Самарского УФАС России не имеет достаточных оснований для включения информации об ООО "ВМК" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
Информацию об ООО "Волжский магистральный коллектор" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 27 декабря 2023 г. N РНП-63-336
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.12.2023