В связи с поступившей в Пермское УФАС России информацией (N19432-ЭП/23 от 18.12.2023 г.), на основании уведомления N 13445/23 от 22.12.2023 г. была проведена внеплановая проверка соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) МОУ "Еловская СОШ" (далее - Заказчик), ГКУ ПК "Центр организации закупок" (далее - Уполномоченный орган), Единой комиссии ГКУ ПК "Центр организации закупок" (далее - Аукционная комиссия) при проведении электронного аукциона на услуги по организации 1-разового горячего питания МОУ "Еловская СОШ" (изв. N 0356500001423006556).
Продолжительность проверки: с 22.12.2023 г. по 25.12.2023 г.
Проверка проведена Комиссией
Предметом настоящей проверки является проверка соблюдения Заказчиком, Уполномоченным органом, Аукционной комиссией требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на услуги по организации 1-разового горячего питания МОУ "Еловская СОШ" (изв. N 0356500001423006556).
В результате проведения внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно извещению N 0356500001423006556 Заказчиком, Уполномоченным органом проводился электронный аукцион на услуги по организации 1-разового горячего питания МОУ "Еловская СОШ".
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 08.12.2023 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 17 194 651,20 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 18.12.2023 г.
Заказчик указывает, что при формировании приложений к извещению была допущена ошибка, поскольку передача помещения и оборудования, находящихся по адресу Пермский край, район Еловский, Елово, улица Калинина, дом 23 должна быть осуществлена на основании договора аренды, а не договора безвозмездного пользования имуществом.
Кроме того, Заказчик пояснил, что техническая возможность осуществить отмену закупки появилась лишь 15.12.2023 г.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
В силу ч. 1, 2 си. 36 Закона о закупках, Заказчик вправе отменить закупку с учетом требований, предусмотренных настоящей статьей. По истечении сроков, предусмотренных настоящей статьей, и до заключения контракта заказчик вправе отменить закупку только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы.
При проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик не позднее чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке формирует с использованием единой информационной системы извещение об отмене закупки, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает его в единой информационной системе. С момента размещения указанного извещения в единой информационной системе закупка считается отмененной. При проведении закрытых электронных процедур такое извещение не размещается на официальном сайте;
2) оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с пунктом 1 настоящей части в единой информационной системе извещения об отмене закупки возвращают участникам закупки поданные ими заявки на участие в закупке и направляют таким участникам уведомление о размещении в единой информационной системе извещения об отмене закупки.
Таким образом, Заказчик, Уполномоченный орган были вправе отменить рассматриваемую закупку не позднее 14.12.2023 г.
В соответствии с п. 1, 5 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
- проект контракта.
В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Согласно извещению, объектом закупки является оказание услуг по организации 1-разового горячего питания МОУ "Еловская СОШ".
Описание объекта закупки содержится в приложении к извещению Техническое задание.
Приложение N 1 к Техническому заданию содержит информацию о месте оказания услуг: 618170, Пермский край, район Еловский, Елово, улица Калинина, дом 23.
Согласно п. 4.4.30. Проекта контракта (приложение к извещению), в случае оказания услуг в помещении пищеблоков Заказчика заключить договор безвозмездного пользования имуществом (приложение N3 к Контракту) в течении 10 дней с момента заключения настоящего Контракта имущество Заказчика, используемое для организации питания, на период действия настоящего Контракта передается Исполнителю во временное пользование. Используемое имущество для иных целей, не относящихся к исполнению Контракта не допускается.
Таким образом, поскольку положения приложений к извещению не соответствуют имеющейся у Заказчика потребности, в действиях Заказчика, Уполномоченного органа выявлено нарушение п. 1, 5 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
Вывод:
1. В действиях Заказчика, Уполномоченного органа в ходе проведения внеплановой проверки выявлено нарушение п. 1, 5 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
2. В целях устранения нарушений Заказчику, Уполномоченному органу, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдать предписание.
3. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 25 декабря 2023 г. N 288 (ключевые темы: характеристика - товар. работа. услуга. - аукционная комиссия - условные обозначения - товарный знак)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.12.2023