рассмотрев обращение (вх. N 19479/23) ГБУЗ "ГКБ им. С. Н. Гринберга" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Претор" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на оказание услуг по очистке кровель зданий от снега и наледи (изв. N 0356500002623000335).
УСТАНОВИЛА:
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение обращения было назначено на 21.12.2023 в 14:30 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 25.12.2023 с целью принятия решения.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356500002623000335, Заказчиком проводился электронный аукцион на оказание услуг по очистке кровель зданий от снега и наледи. НМЦК контракта составляет 676 893,36 руб.
20.11.2023 г. между Заказчиком и ООО "Претор" заключен контракт на оказание услуг по очистке кровель зданий от снега и наледи Снижение НМЦК составило 62,1 %.
Согласно условиям Контракта:
1.1. Предмет Контракта: Оказание услуг по очистке кровель зданий от снега и наледи (далее - услуга).
1.2. Исполнитель обязуется оказать услуги, а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги на условиях, установленных настоящим Контрактом.
1.3. Объем услуг, требования к качеству, порядку оказания услуг, результату услуг определяются Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), иными приложениями к настоящему Контракту, являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта.
1.4. Срок начала оказания услуг: С даты заключения Контракта (срок начала оказания услуг не может быть ранее даты заключения Контракта).
1.5. Срок окончания оказания услуг: 165 календарных дней c даты заключения Контракта
1.6. Оказание услуг осуществляется по заявкам Заказчика в следующем порядке:
в соответствии с Техническим заданием
1.7. Место оказания услуг: В соответствии с техническим заданием
7.3. Настоящий Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством, в порядке, установленном статьей 95 Закона о контрактной системе.
7.3. Настоящий Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством, в порядке, установленном статьей 95 Закона о контрактной системе.
7.4. В случае уменьшения в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации получателю бюджетных средств, предоставляющему субсидии, ранее доведенных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии по соглашению Сторон возможно изменение размера и (или) сроков оплаты и (или) объема услуг, подлежащих оплате за счет субсидий, указанных в пункте 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
7.5. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
7.5.1. Если в ходе исполнения Контракта установлено, что:
- Исполнитель и (или) поставляемый товар (при осуществлении закупки товара, поставляемого Заказчику при оказании закупаемых услуг) перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке (если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе) и (или) поставляемому товару (при осуществлении закупки товара, поставляемого Заказчику при оказании закупаемых услуг);
- при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) Исполнитель представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара (при осуществлении закупки товара, поставляемого Заказчику при оказании закупаемых услуг) требованиям, указанным в абзаце втором настоящего подпункта, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
7.6. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
7.6.1. неисполнение Исполнителем в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации обязанности зарегистрировать обособленное подразделение организации;
7.6.2. непредоставление Исполнителем информации обо всех соисполнителях, заключивших договор или договоры с Исполнителем, а также копии договора (договоров) в течение десяти дней с момента заключения им договора (договоров) с соисполнителем;
7.6.3. по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа Сторон от исполнения отдельных видов обязательств.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В соответствии со ст. 779 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 782 ГК РФ:
1. Заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
2. Исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг лишь при условии полного возмещения заказчику убытков.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Из решения об одностороннем отказе следует, что Общество не выполнило свои обязательства в установленные Контрактом сроки.
На основании вышеуказанного, Заказчиком 05.12.2023 г. было сформировано и размещено в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 05.12.2023 г.
Согласно ч. 13 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 96 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 18.12.2023 г.
Информация об ООО "Претор" была направлена в адрес Пермского УФАС России 18.12.2023 г. посредством функционала единой информационной системы.
Комиссией установлено, что требования, обозначенные выше, Заказчиком соблюдены.
В материалах одностороннего отказа Заказчик сообщает следующее.
В соответствии с Техническим заданием Исполнитель обязан произвести полную очистку кровли от снега, наледи и сосулек по всей площади крыши, а также промежуточных козырьков по мере необходимости, но не реже 1 раз в месяц, или по заявке Заказчика. Услуга по очистке кровли по заявке Заказчика должна быть выполнена в течение 4-х часов с момента поступления заявки.
28.11.2023 г. Заказчиком в адрес Исполнителя направлена заявка на очистку от снега, наледи и сосулек кровли зданий, расположенных по адресу: г. Пермь, ул. Победы, 41 (5-этажное здание и пищеблок). Указанная заявка исполнителем не выполнена.
29.11.2023 г. Заказчиком в адрес Исполнителя направлена заявка на очистку от снега, наледи и сосулек кровли зданий, расположенных по адресам: г. Пермь, ул. Победы, 41 (пищеблок и пристрой к 5-ти этажному зданию), ул. Автозаводская, 82 лит. А, И1, ул. Липатова, 17 лит. М. Указанная заявка исполнителем выполнена частично (очищен скат крыши пристроя к 5-ти этажному зданию). При этом, сброшенный с крыши снег, вывезен не был.
В связи с указанными обстоятельствами, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения положения Контракта.
ООО "Претор" в предоставленных пояснениях сообщает, что Общество исполнило часть требуемых работ, однако, исполнить весь объём работ, предусмотренных положениями Контракта ООО "Претор" не смогло в силу объективных обстоятельств, не зависящих от воли Общества.
При этом, в качестве подтверждения в адрес Комиссии Обществом были направлены фотографии исполненных работ и Акт о приемке выполненных работ N5 от 13.12.2023
Однако, Комиссия обращает внимание на то, что вышеуказанный акт о приёмке работ был направлен в виде Excel-файла без подписей сторон.
Относительно предоставленных фотографий, Комиссия сообщает, что исходя из их анализа не представляется возможным сделать однозначный вывод об объёме выполненных работ.
Комиссия обращает внимание на то, что порядок приёмки выполненных работ установлен разделом 3 Контракта.
Так, в соответствии с п. 3.7 Контракта, Исполнитель в течение 1 рабочего дня с даты передачи отчетной документации Заказчику формирует с использованием единой информационной системы в сфере закупок (далее - единая информационная система), подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Исполнителя, и размещает в единой информационной системе документ о приемке, который должен содержать информацию в соответствии с частью 13 статьи 94 Закона о закупках.
Вместе с тем, в ЕИС не размещено ни одного документа о приёме выполненных работ.
Также в адрес Комиссии не представлено ни один подписанный сторонами Контракта документ о приёмке выполненных работ.
Иных доказательств исполненных работ Общество не предоставило.
Комиссия также сообщает, что согласно пояснениям Заказчика, Общество в полном объёме не исполнило работы ни по одной из направленных Заказчиком заявок о необходимости произвести работы в соответствии с положениями Контракта.
Изучив представленные в материалы обращения документы, Комиссия приходит к выводу о том, что ООО "Претор" нарушило условия исполнения Контракта.
Также Исполнителем не предоставлено доказательств, свидетельствующих о том, ООО "Претор" предпринимались все зависящие от него действия, направленные на исполнение условий по Контракту.
Стоит отметить, что ООО "Претор" осуществляет деятельность самостоятельно, на свой страх и риск, вследствие чего, принимая участие в закупке, ООО "Претор" должно было осознавать возможность наступления закономерных последствий упомянутого деяния.
Проанализировав представленную документацию, Комиссия отмечает, что доказательств, свидетельствующих об уважительности причин, либо об отсутствии вины в своих действиях, свидетельствующих о добросовестном исполнении условий контракта, ООО "Претор" не представлено.
Комиссия отмечает, что ООО "Претор" подавая заявку на участие в электронном аукционе, согласилось со всеми изложенными в документации и Контракте требованиями Заказчика.
Также Комиссия обращает внимание на то, что участник закупки, принимая решение об участии в процедуре закупки и подавая заявку на участие в закупки, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, а именно включение сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков, в случае совершения им действий (бездействий), нарушающих требования законодательства Российской Федерации о закупках на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п.п. 1, 2, 3 ч. 1 ст. 1 Закона о закупках настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 ст. 15 Закона о закупках.
Согласно п. 2 ст. 3 Закона о закупках определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта;
В п. 3 названной статьи обозначено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
Из указанного следует, что целью осуществления закупки является удовлетворение, в данном случае, государственной нужды.
ООО "Претор" нарушает права Заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке и, как следствие, нарушается обеспечение публичных интересов в этих правоотношениях.
С учетом того, что ненадлежащие исполнение данного Контракта, ввиду его специфики, может повлиять на безопасность жизни и здоровья граждан, действия Исполнителя свидетельствуют о нарушении прав Заказчика и причинения вреда общественным интересам.
В рассматриваемом случае, виновные действия Исполнителя не позволили удовлетворить государственную нужду, связанную с оказанием услуг по очистке кровель зданий от снега и наледи.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о закупках в недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Исполнителя, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, пришла к выводу о том, что бездействие ООО "Претор" свидетельствует о недобросовестности участника закупки, и, как следствие, сведения об Исполнителе подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
При этом, Комиссия отмечает, что само по себе включение в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу ООО "Претор", не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности, не препятствует осуществлению обычной хозяйственной деятельности.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Включить сведения об ООО "Претор" (614065, ПЕРМСКИЙ КРАЙ, ПЕРМЬ ГОРОД, КОСМОНАВТА БЕЛЯЕВА УЛИЦА, ДОМ 49А, КВАРТИРА 31, ИНН 5904204871) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
2. Включить сведения о генеральном директоре ООО "Претор" Ратникове Владимире Александровиче (ИНН 590504398670) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
3. Датой включения сведений об ООО "Претор", о генеральном директоре ООО "Претор" Ратникове Владимире Александровиче в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте ЕИС.
4. Датой исключения сведений об ООО "Претор", о генеральном директоре ООО "Претор" Ратникове Владимире Александровиче реестра недобросовестных поставщиков считать 28.12.2025 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 25 декабря 2023 г. N РНП-59-432
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.12.2023