Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель Комиссии - М.А. Дударева, врио руководителя управления, члены Комиссии - М.А. Грицай, начальник отдела, А.Н. Пшенникова, главный специалист-эксперт (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Эксперт" на действия заказчика ФГБОУ ВО "Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева" (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на услуги по уборке, размещенного на электронной площадке ЭТП Газпромбанк (далее - оператор электронной площадки), номер извещения 0319100025323000063, установила следующее.
Существо жалобы: составление извещения с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствует требованиям статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению.
В адрес заказчика, подателя жалобы, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени рассмотрения жалобы.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
Рассмотрение жалобы было назначено на 28.12.2023 года в 11 часов 30 минут (по местному времени) по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 81Д, каб. 20, рассмотрение жалобы было проведено в присутствии представителей заказчика. Подателем жалобы было заявлено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствии представителя подателя жалобы. Указанное ходатайство было рассмотрено и удовлетворено, рассмотрение жалобы было проведено в отсутствии представителя подателя жалобы.
Согласно доводам подателя жалобы заказчиком сформировано извещение о проведении электронного аукциона с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проанализировав нормы позитивного права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на услуги по уборке.
Согласно первому доводу подателя жалобы установленная заказчиком позиция КТРУ не соответствует объекту закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что при составлении описания объекта закупки заказчик использует показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Из пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила), следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
На основании вышеизложенного, Комиссия отмечает, что при формировании извещения заказчик, руководствуясь приведенными нормами, обязан установить код позиции КТРУ, соответствующий закупаемому товару.
Комиссией установлено, что предметом рассматриваемой закупки являются услуги по уборке.
Комиссия, проанализировав извещение о проведении рассматриваемой закупки, а также электронные документы, являющиеся приложением к данному извещению, установила, что заказчиком в описании объекта закупки применен в том числе код позиции КТРУ - 81.21.10.000-00000005 (услуги по уборке).
Согласно описанию объекта являющегося приложением к извещению обязательные для исполнения характеристики товара, предусмотренные позицией КТРУ заказчиком учтены к применению, а именно: "Способ уборки - механизированная, ручная", "Тип объекта - территория".
В соответствии с пунктом 5,6 Правил заказчики вправе указывать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе (далее - Дополнительная информация). В таком случае в описание товара, работы, услуги заказчикам надлежит включить обоснование необходимости использования дополнительной информации.
Комиссия, проанализировав описание объекта закупки, установила, что заказчик обосновал необходимость применения таких характеристик путём указания следующего: "В соответствии с пунктом 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановление Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) Заказчик при описании предмета закупки использует информацию, включенную в соответствующие следующие позиции каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ), размещенного на сайте единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru).
В связи с тем, что характеристика, указанная в КТРУ не является исчерпывающей и не позволяет точно определить качественные, функциональные и технические характеристики закупаемых услуг, в описании объекта закупки указана дополнительная информация, исходя из характеристик, которыми должны обладать услуги надлежащего качества, с параметрами в наибольшей степени удовлетворяющими потребности Заказчика, в соответствии с пунктами 5 и 6 Правил.
В случае наличия технических опечаток в единицах измерения показателей, их следует читать в соответствии с Международной системой единиц (СИ).
Обоснование необходимости использования показателей, требований, условных обозначений и терминологии не установленных в соответствии с законодательством о техническом регулировании, законодательством о стандартизации РФ:
Применение параметров, условных обозначений и терминологии, касающихся технических, функциональных (потребительских свойств) и качественных характеристик товара, не учтенных Техническими Регламентами Таможенного Союза и национальными стандартами обусловлено необходимостью поставки товара надлежащего качества, с параметрами в наибольшей степени удовлетворяющими потребность Заказчика
Применение параметров, условных обозначений и терминологии, касающихся технических, функциональных (потребительских свойств) и качественных характеристик товара, не учтенных каталогом товаров работ и услуг обусловлено необходимостью поставки товара надлежащего качества, с параметрами в наибольшей степени удовлетворяющими потребность Заказчика".
Вместе с тем податель жалобы в своей жалобе указывает, что под такие виды работ, как "Обрезка деревьев (не более 238 стволов) и кустарников (не более 375 шт.), включающая санитарную и омолаживающую обрезку, обрезку при угрозе безопасности гражданам и/или имуществу, обрезку сухих веток. Вывоз полученных от обрезки отходов", "Рыхление, мульчирование и прополку почвы в приствольных кругах деревьев и кустарников. Обработка поврежденных участков деревьев садовым варом. Подкормка деревьев и кустарников органическими удобрениями. Удаление суши и стволовой поросли", "Уборка и чистка свесов кровли от снега, льда и висячей наледи (центральный и запасный входы, крыльца, остальной периметр кровли) -ул. Лебедевой 89 корпус 1 ( 2199.5 пог.м.), пр. Мира, 83 корпус 2 (288, 54 пог.м.), ул. К.Маркса, 100 (144.39 пог.м.)" заказчику необходимо было указать код ОКПД2 81.30.10 (услуги по планировке ландшафта).
Комиссия, проанализировав описание объекта закупки являющегося приложением к извещению не установила, что указанные работы не подходят к установленной заказчиком позиции КТРУ. Доказательств обратного Комиссии не представлено.
Комиссия также отмечает, что Законом о контрактной системе не предусмотрено каких-либо императивных требований по выбору конкретного кода по ОКПД2, кода по позиции КТРУ. Заказчик самостоятельно определяет код по ОКПД2 или код позиции КТРУ, путем соотнесения объекта закупки к соответствующим кодам и наименованиям позиций ОКПД или КТРУ, как наиболее подходящим с учетом специфики закупки, области применения закупаемого товара (работы, услуги), а также его характеристик аналогичная позиция отражена в Письме ФАС России от 13.03.2019 N ИА/19176/19.
Таким образом, с учетом потребности заказчика в приобретении услуг по уборке заказчиком определен код позиции КТРУ: 81.21.10.000-00000005 "Услуги по уборке".
В связи с изложенным довод подателя жалобы является необоснованным.
Согласно второму доводу подателя жалобы касающегося порядка формирования НМЦК, Комиссия указывает, что согласно части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 статьи 99 Закона о контрактной системе) в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
Таким образом, у антимонопольного органа отсутствуют полномочия по контролю за формированием НМЦК, в связи с чем указанный довод не подлежит рассмотрению по существу и признается необоснованным.
Согласно третьему доводу подателя жалобы заказчиком в описании объекта закупки являющегося приложением к извещению время оказания и приемки услуг указано с нарушением условий контракта.
Заказчиком в описании объекта закупки являющегося приложением к извещению установлено: "Время оказания услуг с учетом образовательной и иной деятельности Заказчика может быть изменено. Время приемки услуг может быть изменено, что не требует дополнительного согласования или заключения дополнительного соглашения".
Представитель заказчика на заседании Комиссии пояснил, что в описании объекта закупки не содержится информации или слов "по своему усмотрению, в одностороннем порядке", кроме того ссылки к изменению условий заключенного сторонами контракта нет.
Порядок изменения и расторжения контракта изложен в пункте 11 проекта контракта. Согласно пункту 11.1. проекта контракта изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, что подтверждает то, что заказчик в своей деятельности руководствуется исключительно нормами законодательства.
Комиссия проанализировав описание объекта закупки, а также проект контракта, заслушав пояснения представителя заказчика не установила, что заказчиком по своему усмотрению будут меняться время оказания и приемки услуг с нарушением законных интересов и прав исполнителя, кроме того, согласно пункту 11.1 проекта контракта изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе. Доказательств обратного Комиссии не представлено.
В связи с чем довод подателя жалобы является необоснованным.
Ввиду изложенного, Комиссия не может прийти к выводу, что требования, установленные в извещении, привели к нарушению требований Закона о контрактной системе, в том числе установленные в статье 8 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Красноярского УФАС России решила признать жалобу ООО "Эксперт" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии М.А. Дударева
Члены Комиссии М.А. Грицай
А.Н. Пшенникова
Исп.Пшенникова А.Н.
тел.(391) 211-01-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 28 декабря 2023 г. N 024/06/106-3798/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.12.2023